Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №3. Теория поведения потребителя

План лекции:

1. Предпочтения потребителя: кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.

2. Бюджетное ограничение потребителя. Наклон бюджетной линии и её изменения.

3. Равновесие потребителя. Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения.

 

1. Предпочтения потребителя: кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.

Предпочтения потребителя могут быть различными, например:

• А) если потребитель строго предпочитает набор №1 набору №2 - (Х1, Х2) > (У1, У2).

• Б) если потребителю безразлично, какой из 2-х наборов потреблять - (Х1, Х2) ~ (У1, У2). Безразличие означает, что потребитель получит одинаковое удовлетворение от потребления наборов №1,2.

• В) если потребитель предпочитает один из 2-х наборов или ему безразлично, какой из них потреблять, т.е. он слабо предпочитает набор №1 набору №2 - (Х1, Х2) ≥ (У1, У2).

Предположения относительно предпочтений потребителя:

• полная упорядоченность (сравнимость) – экономисты полагают, что любые два набора можно сравнить между собой;

• рефлексивность – любой набор не хуже себя самого (Х1, Х2) ≥ (Х1, Х2);

• транзитивность: если (Х1, Х2) ≥ (У1, У2) и (У1, У2) ≥ (Z1, Z2), то (Х1, Х2) ≥ (Z1, Z2).

Всю теорию потребительского выбора можно сформулировать с позиций предпочтений и описать при помощи кривых безразличия (IC – Indifference curve).

Рис.1. Кривые и карты безразличия

Предельная норма замещения

• Наклон кривой безразличия известен как предельная норма замещения MRS:

MRS = -∆В / ∆А – marginal rate of substitution. (1)

Предельная норма замещения показывает норму обмена, при которой потребитель колеблется, производить обмен или нет.

Предельная норма замещения показывает то количество товара В, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить больше товара А.

Основные свойства кривых безразличия:

• через каждую точку графического пространства можно провести кривую безразличия;

• можно составить карту безразличия;

• кривая безразличия более удаленная от начала координат предпочтительнее IC, приближенной к началу координат;

• IC имеет как правило отрицательный угол наклона;

• IC как правило выпуклы к началу координат;

• кривые безразличия никогда не пересекаются.

 

2. Бюджетное ограничение потребителя.

Наклон бюджетной линии и её изменения.

Бюджетное ограничение может быть выражено через следующее неравенство:

m ≥ p1*x1 + p2*x2, (2)

где потребительский набор (Х1, Х2);

р1, р2 – цены товаров, m – доход потребителя.

Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затрачиваемая на оба товара, не превышала общей суммы денег, которую может израсходовать данный потребитель.

 

Рис.2. Бюджетная линия

Бюджетная линия и её изменение

 

Бюджетная линия показывает множество потребительских наборов, которые бюджет потребителя позволяет ему купить.

 

• Её угол наклона = - Ра / Рв. (3)

• Изменение положения бюджетной линии зависит от изменения дохода и цен на рассматриваемые товары:.

Изменение величины дохода вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии; при этом угол наклона бюджетной линии не меняется.

Изменение цен на товары вызывает изменение угла наклона бюджетной линии.

 

Рис.3. Бюджетная линия и её изменение

 

3. Равновесие потребителя. Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения.

 

• Модель поведения потребителя базируется на предположении, что покупатели стремятся получить наивысший уровень полезности, расходуя свой доход на товары и услуги, имеющиеся на рынке.

• Однако потребитель максимизирует полезность в условиях бюджетного ограничения.

 

Рис.4. Оптимальный выбор потребителя

 

Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения.

 

Максимальная полезность, достижимая при данном бюджете, обеспечивается в точке С, где бюджетная линия касается наивысшей из доступных кривых безразличия. В этой точке наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия:

MRSх1х2 = - Рх1 / Рх2.(4)

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении.

Общее условие равновесия потребителя указывает, что потребитель в равновесии распределяет расходы на все товары таким образом, чтобы уравнять предельную полезность, приходящуюся на 1 денежную единицу, затрачиваемую на каждый из товаров:

• MRSх1х2 =I Рх1/Рх2 I (4)

MUx1/MUx2 = IPx1/Px2I (5)

• Потребитель, максимизирующий полезность, покупает два товара таким образом, что их предельные полезности в расчете на 1 денежную единицу равны.

 

 

Внутреннее и угловое равновесие

• Равновесие, при котором потребитель покупает оба товара, называется внутренним.

• Но в некоторых случаях предпочтения индивида таковы, что максимум полезности достигается при нулевом потреблении одного из благ (пример: если наш потребитель не очень любит гамбургеры, то он не станет тратить на их покупку какую-либо часть дохода).

 

Рис.5. Угловое равновесие

 

• Очевидно, что наш потребитель любит рыбные котлеты гораздо больше, чем гамбургеры (кривые безразличия являются довольно крутыми).

• Бюджетная линия, напротив, пологая; это означает, что рыбные котлеты сейчас дешевле, чем гамбургеры.

• В такой ситуации, рациональный потребитель вообще не станет покупать гамбургеры, они и менее предпочтительны и дороже последних.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Передача информации. Отображение информации | ЛЕКЦИЯ №3. 1. Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методик
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.