КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Б. Формулировка проблемы
А. Осмысление проблемной ситуации ТЕМА 7. МЕТОД СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Постановка проблемы Проблема – форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка – начальное звено исследования. Классификация проблем: - гносеологические (недостаток познавательной информации) - предметные (реальные противоречения) - по носителю (стратификационные, демографические, семейные) - по масштабам (глобальные, региональны) - по глубине (одноплановые, комплексыне, системные) В процессе постановки проблемы можно выделить 2 основные процедуры: - осмысление проблемной ситуации - формулировка (постановка) проблемы Проблемная ситуация – реально существующее в действительности противоречение, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны). Исследователь фиксирует противоречение между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске неизвестного результата для разрешения проблемной ситуации. 1. перевести интуитивно устанавливаемые противоречения на язык точного описания отдели известное от неизвестного. Предварительный анализ проблемной ситуации: - внешние наблюдения - свободное интервью с участниками проблемной ситуации - анализ документов (традиционный) - свободные интервью с экспертами 2. Вычленение проблематики 3. очертить в проблемной ситуации основные для исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные 4. Определить тип проблемной ситуации - теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере - практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены способы его практического осуществления.
Сформулированная проблема – результат осмысления проблемной ситуации. 1. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений? Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов. 2. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, т.е. исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере. 3. Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблем путем: - выделение объекта и предмета исследования - постановка целей и задач исследования - предположения (гипотезы), вариантов решения поставленной проблемы
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |