Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Формулировка проблемы

А. Осмысление проблемной ситуации

ТЕМА 7. МЕТОД СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

Постановка проблемы

Проблема – форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка – начальное звено исследования.

Классификация проблем:

- гносеологические (недостаток познавательной информации)

- предметные (реальные противоречения)

- по носителю (стратификационные, демографические, семейные)

- по масштабам (глобальные, региональны)

- по глубине (одноплановые, комплексыне, системные)

В процессе постановки проблемы можно выделить 2 основные процедуры:

- осмысление проблемной ситуации

- формулировка (постановка) проблемы

Проблемная ситуация – реально существующее в действительности противоречение, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Исследователь фиксирует противоречение между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске неизвестного результата для разрешения проблемной ситуации.

1. перевести интуитивно устанавливаемые противоречения на язык точного описания отдели известное от неизвестного.

Предварительный анализ проблемной ситуации:

- внешние наблюдения

- свободное интервью с участниками проблемной ситуации

- анализ документов (традиционный)

- свободные интервью с экспертами

2. Вычленение проблематики

3. очертить в проблемной ситуации основные для исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные

4. Определить тип проблемной ситуации

- теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере

- практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены способы его практического осуществления.

 

Сформулированная проблема – результат осмысления проблемной ситуации.

1. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок.

Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?

Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.

2. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, т.е. исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере.

3. Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблем путем:

- выделение объекта и предмета исследования

- постановка целей и задач исследования

- предположения (гипотезы), вариантов решения поставленной проблемы

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспертные методы исследования | Тема 8. Построение дерева целей решения проблемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.