Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей рыночной конъюнктуры и деловой активности

 

Система показателей конъюнктуры рынка включает следующие разделы:

1. Предложение товаров (объем, структура, динамика).

2. Покупательский спрос (объем спроса, косвенно характеризуемый объемом продаж или измеряемый в результате выборочных наблюдений; степень удовлетворения спроса, эластичность спроса по ценам и доходам).

3. Пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, структура товарооборота, региональная структура рынка и др.).

4. Тенденция развития рынка (темпы роста, тренды продаж, цен, товарных запасов и др.).

5. Колеблемость, цикличность рынка.

6. Деловая активность (портфель заказов, его динамика, размер и динамика сделок).

7. Коммерческий риск (инвестиционный риск, риск принятия маркетинговых решений).

8. Масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции (число фирм по каждому виду товара, разделение рынка – группировка фирм по их доле в объеме продаж.

9. Емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенный период).

Предложение товаров и услуг на рынке определяется объемами их производства. Особенностью формирования объема предложения является то, что предложение, в отличие от спроса, зависит от цены по состоянию не на момент предложения, а от ее уровня, сложившегося в предшествующем периоде. На макроуровне предложение товаров и услуг составляет:

Предложение товаров и услуг = ВВП + импорт.

При расчете предложения на внутреннем рынке из общего предложения исключается экспорт.

Основными показателями, характеризующими объемы спроса на рынке, являются оборот торговли и оборот общественного питания. Оборот торговли является синтетическим показателем, так как он складывается:

1) из отдельных актов купли-продажи, то есть является функцией числа покупателей и среднего размера их покупок:

Т = f (k, c);

2) из продаж отдельных товаров. В этом случае он является функцией соответствия товарной структуры предложения товарной структуре спроса;

3) из продаж отдельными торговыми предприятиями, регионами. В этом случае он является функцией уровня развития и структуры коммерческого предпринимательства и формирования региональных рынков;

4) из покупок товаров и услуг отдельными социально-демографическими группами.

Оборот торговли подразделяется на оборот розничной торговли и оптовые продажи.

Оборот розничной торговли – стоимость проданных населению за наличный расчет потребительских товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Он характеризует выручку торговых организаций от продажи товаров населению, включая товары, оплаченные органами социальной защиты. Оборот розничной торговли включает оценку продажи товаров физическими лицами на вещевых, продовольственных и смешанных рынках.

Оптовая продажа представляет собой перепродажу (продажу без видоизменения) любых товаров для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи) юридическим и физическим (без регистрации юридического лица) лицам.

Оборот общественного питания – стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных для потребления на месте без кулинарной обработки.

Оборот торговли и оборот общественного питания включают данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и для организаций других видов экономической деятельности, осуществляющих продажу потребительских товаров и кулинарной продукции через собственные торговые заведения и заведения общественного питания или с оплатой через свою кассу.

Источниками информации об обороте торговли и обороте общественного питания являются федеральное сплошное ежемесячное статистическое наблюдение за крупными и средними организациями, ежеквартальные выборочные наблюдения за малыми предприятиями с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. В соответствии с требованиями системы национальных счетов объем оптовой продажи досчитываются на объемы скрытой деятельности.

На макроуровне статистическими показателями спроса являются:

· конечное потребление;

· промежуточное потребление;

· валовое накопление;

· экспорт

Пропорциональность рынка – это оптимальное соотношение между элементами рынка. Пропорциональность изучается с помощью следующих методов:

· балансовый метод;

· расчет относительных величин координации и структуры;

· индексный метод;

· расчет коэффициентов эластичности и β –коэффициентов;

· построение корреляционных моделей.

Эластичность спроса измеряется коэффициентом эластичности:

∆ у у

Э = -------: --------,

∆ х х

где у - спрос, косвенно характеризуется продажей;

х – факторный признак, цена или доход;

∆ у – прирост спроса;

∆ х – прирост факторного признака.

Если коэффициент эластичности меньше 1, спрос на товар считается неэластичным и неподдающимся регулированию (инфраэластичность). При коэффициенте эластичности равном 1 спрос считается слабо эластичным или унитарным. Его регулирование не имеет смысла. В том случае, когда коэффициент эластичности больше 1, спрос может регулироваться через изменение цен или дохода (явление ультраэластичности).

Тенденции развития рынка определяются на основе анализа рядов динамики по основным показателям рынка: обороту торговли, ценам, товарным запасам. На основе анализа строятся трендовые модели, которые используются для краткосрочного прогнозирования при условии инерционного развития рынка.

Отклонение от инерционного развития характеризуется колеблемостью рынка. С ростом размаха колебаний в рыночном цикле растет уровень коммерческого риска и снижается надежность прогнозов. Степень колеблемости или устойчивости рынка можно определить визуально на графике, а также с помощью показателя колеблемости:

 

где y i – фактические значения уровня динамического ряда;

y t – выровненные значения ряда динамики, полученные по трендовой моделе;

- среднее значение фактических уровней ряда динамики;

- среднее квадратическое отклонение фактических уровней ряда динамики от выровненных, то есть значений тренда.

Анализ колеблемости позволяет дать характеристику рынка:

· сильный, развивающийся рынок;

· устойчиво развивающийся рынок;

· неустойчиво развивающийся рынок;

· стабильный рынок (при высокой активности торговли);

· стагнирующий рынок (при низкой активности торговли);

· спад рыночной активности;

· сокращение рынка.

Деловая активность характеризуется объемами сделок, степенью заполненности портфеля заказов, числом и размерами заказов, коэффициентом оборачиваемости оборотных активов.

Оценка сбалансированности рынка может осуществляться с помощью индексов деловой активности:

Если I продажи > I запасов → предложение опережает спрос;

(рынок покупателя)

 

Если I продажи = I запасов → предложение соответствует спросу;

(рынок покупателя)

 

Если I продажи < I запасов → спрос опережает предложение.

(рынок продавца)

Для анализа деловой активности регионов используются данные регулярных выборочных обследований деловой активности предприятий промышленности, строительства и торговли, проводимые Росстатом. Обследования проводятся по международной методологии путем анкетного опроса руководителей предприятий и организаций. При этом определяются два вида оценок – состояния деловой актвиности и изменения деловой активности.

Фактические выборочные оценки состояния деловой активности исчисляются сравнением с нормативными значениями, являющимися репрезентативными выборочными экспертными оценками и с прошлыми значениями. Оценки состояния деловой активности определяются в категориях «выше», «соответствующие» и «ниже». Оценки изменения деловой активности представляют в категориях «увеличения» («улучшения»), «без изменения», «уменьшения» («ухудшения») активности.

Оценки, полученные в результате наблюдений, могут выступать в виде простых (индивидуальных) и обобщенных индикаторов деловой активности.

Простые (индивидуальные) индикаторы состояния деловой активности исчисляются как сальдовые оценки в процентах как разность долей респондентов, зафиксировавших состояние «выше нормального» и «ниже нормального» или оценки изменения «увеличение» и «уменьшение».

 

Сальдовая оценка состояния деловой активности = (доля респондентов с оценкой «выше нормального» - доля респондентов с оценками «ниже нормального») 100, %

 

Сальдовая оценка изменения деловой активности = (доля респондентов с оценкой «увеличение» - доля респондентов с оценками «уменьшение») 100, %

 

Сальдовые оцценки деловой активности осуществляются в формате системы показателей[12]:

1. Общий индекс предпринимательской уверенности:

S Iк * Зк

I предпр. уверен. = ——————

S Зк

где Iк - индекс к-го показателя (ожидаемого выпуска основных видов продукции, состояния портфеля заказов, уровня запасов готовой продукции, численности занятых отдельных видов экономической деятельности);

Зк – численность занятых в к-том виде экономической деятельности.

 

Показатели деловой активности:

1. Выпуск основных видов продукции.

2. Спрос на продукцию.

3. Запасы готовой продукции.

4. Экономическая ситуация.

5. Уровень загрузки производственных мощностей, в процентах.

6. Цены реализации готовой продукции.

7. численность занятых.

8. Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами.

9. Факторы, ограничивающие деловую активность: неопределенность экономической обстановки, недостаточный спрос на продукцию предприятий внутри страны, недостаточный спрос на продукцию предприятий за рубежом, высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей. Отсутствие надлежащего оборудования, недостаток денежных средств.

10. Показатели технико-экономического обоснования эффективных границ региональных преобразований; показатели реорганизации и перебазирования непрофильных производственных мощностей и перепрофилирования региональных преобразований; показатели укрупнения региональных образований, обладающих совокупными признаками и потенциалами самодостаточного развития; показатели присоединения неэффективных региональных образований; показатели слияния несамодостаточных региональных образований; показатели расформирования безнадежных региональных образований» показатели создания принципиально новых, как правило, укрупненных региональных образований, обладающих самодостаточными признаками и потенциалами устойчивого роста с гарантированной эффективностью.

По каждому показателю исчисляются доли соответствующих категорий предприятий в общей численности наблюдаемых предприятий. На основе индивидуальных сальдовых оценок рассчитываются обобщенные сальдовые оценки деловой активности по формуле средней арифметической взвешенной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие рыночной конъюнктуры. Задачи статистики рыночной конъюнктуры | Количественные и качественные характеристики рынка товара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.