Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 14 страница

Но если услуга предполагает многоактные действия потребителя, то тут без тщательно разработанной социальной технологии не обойтись. Например, купля-продажа недвижимости предполагает посещение БТИ (бюро технической инвентаризации)), земельного отдела местной администрации, учреждения государственной регистрации и нотариуса. Причем в каждом из перечисленных учреждений от покупателя недвижимости требуется определенный набор документов и свои организационно-технологические процедуры их оформления, прохождения. Если покупатель (потребитель данной услуги) не информирован об этом, то он по десять раз бегает за одной справкой и весь процесс покупки недвижимости растягивается на месяцы. Это означает, что организационно-технологические моменты в данной услуге присутствуют, а социальная технология не разработана. Поэтому культура потребления данной услуги (купля-продажа недвижимости) крайне низкая либо вообще отсутствует. О наличии, тем более о высокой культуре потребления можно говорить лишь тогда, когда социальная технология разработана, основана на разумных принципах, служит интересам потребителя (а не предприятия сервиса или бюрократов-чиновников) и доведена до сведения потребителя. Иначе говоря, социальная технология процесса потребления должна удовлетворять определенным условиям. Остановимся на них подробнее.

Во-первых, социальная технология процесса потребления должна быть основана на разумных принципах. Что это означает? Ведь противоречие интересов продавца (продать подороже) и покупателя (купить подешевле), поставщика услуг и потребителя порождает разное понимание разумности в отношениях между ними. То, что разумно с точки зрения поставщика услуг, кажется не очень разумным с точки зрения потребителя. В диких, нецивилизованных отношениях это порождает эгоизм каждой из сторон и как следствие некультурные позиции: «не обманешь – не продашь» или «Все купцы – мошенники и мироеды».

При достаточно высоком уровне развития культуры в целом в обществе возникает и цивилизованная система потребительских отношений. Закреплением ее выступает такая социальная технология, в которой на месте эгоизма сторон встает компромисс интересов. Меняется и понимание разумности. В социальных технологиях высокой культуры потребления разумными считаются только такие отношения, которые учитывают интересы обеих сторон (и продавца, поставщика услуг, и покупателя, потребителя). Отсюда продавец (поставщик услуг) стремится не к обману, а к максимальной прозрачности отношений с покупателем (потребителем услуг). В соответствии с этим он заинтересован в информировании покупателя (потребителя), разъяснении ему всего процесса осуществления социальной технологии, его этапов, процедур, форм, методов и т.д.

Во-вторых, в отношениях между поставщиком товаров, услуг и потребителем главенствующую роль должны играть интересы последнего. Как говорят в народе, кто платит, тот и заказывает музыку. Потребности и интересы потребителя являются первичными, ибо они определяют характер товара (услуги), его свойства и качества. Поэтому и социально-технологический процесс, организующий и регулирующий отношения между поставщиком товаров и услуг и потребителем должен строиться из интересов потребителя, а не поставщика. Он должен быть легко доступным и удобным для потребителя.

В-третьих, социальная технология потребления самых сложных услуг должна быть максимально простой. Здесь имеются определенные ограничения, устанавливаемые в обществе законодательством. Но в пределах тех границ, рамок, форм, которые устанавливаются законодательством, социальная технология должна быть максимально упрощена. Всякое усложнение социально-технологического процесса потребления означает только одно – в нем преобладает не компромисс интересов, а эгоизм и своекорыстие того, кто предоставляет товары и услуги, либо того, от кого так или иначе зависит процесс предоставления товаров и услуг.

В-четвертых, каждый вид услуг требует своей, специфической социальной технологии. Конечно, есть общие принципы, которые определяют высокую культуру социальной технологии, - это прежде всего указанные выше три наиболее общих принципа. Однако наряду с общими в каждой социальной технологии действуют и специфические принципы, особенности, обусловленные характером услуги. Естественно, что, например, покупка недвижимости требует одной социальной технологии, пошив костюма в ателье – другой, а прокат велосипеда – третьей.

Таким образом, культура потребления требует высокоразвитой социальной технологии как процесса отношений между поставщиком товаров, услуг и их потребителем, основанного на ряде принципов и складывающего из организационно-технологических процедур.

 

14.3. Культура индивидуального потребления

Культура потребления зависит не только от развитости сферы сервиса и качества ее работы, не только от разработанности социальных технологий в потребительских отношениях между обществом и индивидом, но и от культуры потребительской деятельности индивида. Последняя обусловлена общим уровнем культуры индивида, о чем свидетельствуют характер полученного в детстве воспитания, образование, широта потребностей, интересов и глубина их удовлетворения, умения и навыки в различных видах деятельности и т.д.

Культура потребления индивида складывается из знаний о товарах, услугах и умений их использовать. При этом культура индивида будет тем выше, чем глубже, полнее и всестороннее его знания о товарах и услугах. Например, знание индивида о том, что белокочанная капуста съедобна – это один уровень культуры; знание о большом количестве блюд, которые можно приготовить из капусты – это другой уровень культуры; а знание о всевозможных физиологических, лечебных действиях капусты на организм в целом и его отдельные органы – это третий, самый высокий уровень культуры потребления данного продукта.

Уровень культуры индивидуального потребления зависит и от навыков, умения использовать различные товары и услуги. Использование любого товара или услуги может быть как поверхностным, односторонним, так и глубоким, всесторонним, учитывающим все его свойства, возможности. Например, использование личного автомобиля. Если человек при поломке двигателя выходит из машины и пинает колеса, считая это достаточным для ремонта, то он анекдотически наглядно демонстрирует крайне низкий уровень использования автомобиля. Высокий же уровень технической культуры проявляет тот человек, который хорошо знает устройство автомобиля, процессы, происходящие в нем при разных режимах эксплуатации автомобиля, и умело использует их при вождении в разных условиях.

В зависимости от типов и видов потребления можно дифференцировать и разные типы и виды культур. В качестве типов индивидуального потребления выделяются по преимуществу материальное и духовное потребление, а рамках каждого из них различные виды индивидуального потребления. Так, материальный тип содержит физиологическое, физическое, техническое, бытовое потребление и другие, а в духовном типе потребления выделяются литературное, музыкальное, театральное и т.д.

Процесс потребления по своей сути представляет противоречивый характер. Это, естественно, сказывается на всех типах и видах индивидуального потребления, хотя в каждом из них противоречивость проявляется своеобразно. Поскольку эта противоречивость, особенно характер ее разрешения существенно сказывается на культуре индивидуального потребления, постольку она требует особого внимания как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Возьмем физиологическое потребление, в котором существует противоречие между физиологическими потребностями и мерой их удовлетворения. Мера определяется чувственными желаниями, которые всегда превышают физиологическую потребность. Причины этого коренятся, с одной стороны, в росте потребностей по мере их удовлетворения, что осознается индивидом и проявляется в его желаниях. С другой стороны, сам организм на бессознательном уровне постоянно стремится сделать запасы на «черный день». Этот чисто животный механизм подкрепляется у человека соответствующим состояниями общества (неурожай сельхозпродуктов и прежде всего зерновых культур; слабое правительство, которое не может решить продовольственной проблемы; война, разруха, экономический кризис и падение производства и т.д.). Непросвещенное сознание индивида слепо следует за желаниями и разрешает данное противоречие подобно животным, которые нагуливают жир впрок. Просвещенный же индивид осознает, что организму надо меньше питания, чем хочется съесть. Или осознает необходимость похудения для улучшения здоровья. Отсюда возникает противоречие между желаниями и просвещенным сознанием индивида, которое единообразного разрешения не имеет, ибо каждый человек разрешает его по-своему. И более того, один и тот же человек, но в разных условиях разрешает его по-разному.

Более сложные виды материального потребления связаны с противоречиями высшего порядка – с социальными. Удовлетворение нефизиологических материальных потребностей ведет, как и любых других, к их возрастанию в соответствии с законом возвышения потребностей. Но этот рост потребностей вступает в противоречие с имеющимися у индивида социальными возможностями. В результате получается два основных следствия. Первое – индивид прекращает развитие потребностей, удовлетворяя их на имеющемся уровне. Второе – индивид стремится к росту потребностей и соответственно к повышению культуры потребления. Для этого он предпринимает дополнительные усилия с целью улучшения своих материальных возможностей за счет служебной карьеры и роста заработной платы или за счет повышения социальной активности (работает дополнительно, по совместительству и т.д.). Расширение материальных возможностей способствует росту культуры потребления посредством либо повышения качества потребительской деятельности, либо увеличения ее многообразия. Первый путь связан с повышением качества предмета потребления (например, приобретение для домашнего использования компьютера новейшей модели вместо устаревшей). Второй путь связан с ростом количества предметов потребления для удовлетворения новых потребностей (например, приобретение бытовой техники, которой ранее индивид не имел и не пользовался).

Что касается духовного потребления, то его противоречивость еще более возрастает. Если рост материальных возможностей индивида закономерно ведет к количественному либо качественному росту культуры материального потребления, то в духовном потреблении такой закономерности нет. Материально разбогатевший человек далеко не обязательно станет богаче и духовно. Это зависит от уровня его духовного развития: чем выше человек развит духовно, тем сильнее проявляется в нем стремление к дальнейшему духовному развитию. Наибольшее воздействие на этот процесс оказывают, пожалуй, установки и ценностные ориентации: если есть установка на повышение духовной культуры, то растет и культура духовного потребления. На рост культуры духовного потребления оказывает влияние и наличие либо отсутствие способностей к разным видам духовной деятельности, отношение индивида к своим способностям, честолюбие и другие свойства. Более того, истории жизни выдающихся деятелей духовной культуры (ученых, писателей, художников и т.д.) нередко показывают, что рост их духовной культуры осуществлялся не в связи с ростом материальной культуры, а вопреки ему.


Лекция 15. Соотношение потребностей и смысла жизни

15.1. Образ жизни и смысл жизни индивида.

15.2. Развитие потребностей как средство реализации смысла жизни.

 

15.1. Образ жизни и смысл жизни индивида

В ряду фундаментальных факторов, оказывающих сильное воздействие на развитие потребностей индивидов, культуру индивидуального потребления, особое место занимает смысложизненный фактор. Иначе говоря, имеется ли у индивида смысл жизни или нет, если имеется, то каков он – это, пожалуй, самый фундаментальный фактор влияющий на жизнь индивида, его потребности и уровень их развития.

Смысл жизни – это главная сущность, которой подчинено существование человека, его образ жизни. Смысл жизни и образ жизни соотносятся между собой как категории сущности и явления (существования). При этом образ жизни есть то или иное проявление сущности жизни человека.

Образ жизни, по определению авторов одного из социологических словарей, - это «совокупность устойчивых, взятых в единстве с условиями жизни, типичных видов жизнедеятельности людей» (Социологический словарь. - Минск: Университетское, 1991. – С.137). Данное определение выступает как общесоциологическая категория, характеризующая образ жизни любого социального субъекта (общества, больших и малых социальных групп, этнических групп, личности). Отчасти эта характеристика относится и к индивиду. Однако такое понимание образа жизни не учитывает важный момент жизнедеятельности индивида – противоречивость его отношений с обществом. Именно образ жизни показывает не только меру социализации индивида, усвоения им общественных норм и правил поведения, но и степень индивидуализации, т.е. формирования и выражения его самобытности, уникальности. Поэтому образ жизни индивида следует определить как конкретно-исторический способ присвоения индивидом социальных условий своего существования, а также формирования, развития и реализации индивидуальной сущности.

Образ жизни имеет две стороны. Первая характеризует меру, степень удовлетворения потребностей в количественном измерении и выражается категорией «уровень жизни». Вторая сторона характеризует всю совокупность условий, форм, способов удовлетворения потребностей в качественном отношении и выражается категорией «качество жизни». Категории уровня и качества жизни позволяют конкретно определять нормативный образ жизни, исходя из физиологических потребностей современного человека, из уровня развития общественного производства, из обычаев, традиций, современной моды и других экономических и социально-политических условий. Степень расхождения между нормативным и реальным образом жизни позволяет определять наиболее актуальные проблемы и перспективы его развития.

Факторы, от которых зависит образ жизни индивида, так или иначе проходят через его сознание, осмысливаются и оцениваются им, и только после этого оказывают воздействие на образ жизни. Однако в качестве мотивов, побудителей жизнедеятельности они играют разные роли. У каждого индивида на основании воспитания, образования, жизненного опыта вырабатывается определенная иерархичность мотивов его жизнедеятельности. При всей изменчивости этой иерархической системы побудителей неизменно важное место занимает в ней ориентация на поиск и определение смысла человеческого существования.

Вопрос о смысле жизни вольно или невольно, рано или поздно встает перед каждым индивидом. Как жил и как жить, для чего жить, в чем счастье человека, какой смысл в человеческих страданиях или героических и даже смертельных поступках, что такое смерть, означающая конец жизни – это вечные вопросы не только философии и религии, но и каждого человека.

Тот факт, что жизнь всегда соотносится со смертью, представляет ее противоположность, более всего и побуждает человека размышлять о смысле жизни. А от решения этой проблемы зависит активность жизнедеятельности индивида, ее направленность вообще и на определенные потребности в частности, отношение к развитию этих потребностей.

Многовековая история развития философии представляет собой помимо всего прочего и историю мучительных поисков смысла человеческой жизни. Эта история представляет собой не историю заблуждений и неверных решений этой сложнейшей проблемы, а скорее постепенное и все большее раскрытие богатства, полноты, ценности человеческой жизни. Уже античные философы выявили такие важные стороны человеческого существования, как красота и радость, удовольствие и страдание. спокойствие и мятежность души, добро и польза, мудрость и отвага, умеренность и справедливость. Средневековые философы провозгласили такие смысложизненные ориентации, как вера, надежда и любовь, земные заботы, страдания и загробное блаженство. Эпоха Возрождения поставила в качестве важнейшей ценности жизни достоинство человека, ориентированное на творческое преобразование мира, на физическое и особенно духовное совершенствование человека. Продолжая эту линию, мыслители Нового времени превозносили научные знания в качестве основы могущества человека в покорении природы, а научную рациональность как стержень в организации человеческой жизни. Последующее развитие философии выявило глубокую противоречивость человеческой жизни, в которой стремление лишь к радости и наслаждениям переходит в свою противоположность – пресыщение и скуку, оборачивается эгоизмом; способность к терпению и лишениям оборачивается рабской покорностью и аскетизмом; мужество – жестокостью и т.п. Гете справедливо заметил однажды, что нет такой добродетели, из которой нельзя было бы сделать порок, и нет такого порока, из которого нельзя было бы сделать добродетель. Жизнь человека соткана из противоречий. И умение правильно разрешать их уже наполняет ее глубоким смыслом.

Подход к жизни, обеспечивающий правильное определение ее смысла и в конечном счете ведущий к счастью, является делом каждого индивида. Ибо каждый индивидуален и может быть счастлив только при реализации своей индивидуальности. А индивидуальность по своей сути может быть реализована только самим индивидом и уникальным способом. Вместе с тем при индивидуальном решении каждым индивидом проблемы смысла жизни он не может не учитывать тот ценнейший опыт, который накопило человечество в данном вопросе. В ряду достижений человечества, принципиальных условий современного решения проблемы смысла жизни следует отметить следующие:

Во-первых, благоговение перед человеческой и всякой иной жизнью. Эта идея, сформулированная А.Швейцером в ХХ веке, является основой современного гуманизма, провозглашающего самодостаточную ценность любого и каждого индивида, независимо от расовой, национальной, религиозной, социальной и иной принадлежности. Каждый человек без исключения достоин любви и уважения, благополучия и счастья. Уже одно это (благоговение перед жизнью) придает человеческому существованию высокий смысл, наставляет на путь разумного отношения к природе и нравственного – к другим людям.

Во-вторых, принципиальным условием человеческой жизни является свобода. Свобода – обобщающий фактор жизни каждого человека. Только будучи свободным, индивид может действовать в полной мере сознательно, осуществлять выбор, сам определять свои действия и быть ответственным за них. Свобода является необходимым условием проявления, удовлетворения и развития потребностей человека. Свобода открывает человеку возможности для проявления своих желаний, чувств, устремлений, воли и всего прочего, с чем связана его самореализация. Если экономическая и политическая свободы обеспечивают необходимую для самореализации материальную базу, то духовные свободы предоставляют возможность интеллектуального, эстетического, нравственного и т.п. развития и самовыражения, совершенствования своей духовности и душевности. Благодаря этому свобода является необходимым условием и радости бытия, удовлетворенности жизнью, счастья. Только свободный человек может сам определить смысл своего существования, быть хозяином своей жизни, достичь удовлетворения и счастья.

В-третьих, принципиальным условием обретения глубинного смысла человеческого бытия является творчество. Творчество есть не просто существенная черта человека, родовая особенность, отличающая его от всех других живых существ. Оно выражает активность, деятельную сущность человека, направленную на преобразование природы, общества, других людей и самого себя. Вместе с тем творчество – это не кнут надсмотрщика, заставляющий человека действовать помимо его воли. Природа позаботилась о том, чтобы сделать творчество сладким пряником, всегда желанным и притягательным для индивида. Проблема определения смысла жизни каждым индивидом заключается в том, чтобы найти сугубо свою, индивидуальную направленность творчества (по сфере жизнедеятельности, роду занятий, виду творчества и т.д.). Только в этом случае человек в состоянии выразить себя, реализовать свою уникальную индивидуальность, неповторимость и непохожесть на всех других людей.

В-четвертых, важным условием возможности обретения подлинного смысла жизни является жизнь ради других. Конечно, каждый человек хочет хорошей, счастливой жизни прежде всего для себя. И каждый должен стремиться к этому. Но не должен ограничиваться этим. Одним из определяющих моментов человеческой сущности вообще является ее общественный характер. Индивид не может жить вне общества. Реализация его индивидуальности невозможна вне связей и отношений с обществом. Каждое проявление индивида соотносится с проявлениями других людей, в сопоставлении с ними, в уяснении их сходства либо различия. И это характерно не только для частных проявлений индивида, но и для всей его совокупности жизнедеятельности. Поэтому жизнь ради других – это необходимое условие возможности достижения подлинного смысла жизни. Рано или поздно, в полной мере или частично каждый человек приходит к осознанию этого. Великий физик А.Эйнштейн признавался, что благополучие и счастье никогда не были для него абсолютной целью. Только жизнь, прожитая для других, чего-то стоит.

Отмеченные четыре условия в совокупности дают индивиду реальную возможность обретения подлинного смысла жизни. Чем больше этих условий реализует индивид в своей жизнедеятельности, чем полнее и глубже осуществляет их, тем большим смыслом наполняется его жизнь и тем полнее испытываемое им счастье.

Таким образом, поиск смысла жизни должен быть направлен на самореализацию индивида, на максимальное развитие его индивидуальности. Это требует в свою очередь от каждого индивида решения следующих наиболее важных проблем:

Осознания индивидом собственной (как, впрочем, и каждого человека) самоценности, индивидуального своеобразия и неповторимости. Следствием этого будет обретение высочайшей ответственности каждым индивидом перед собой, обществом, человечеством и историей за выявление своей уникальности, ее максимальное развитие и реализацию. Решение данной проблемы индивидом означает принесение им наибольшей пользы другим людям, наибольшей отдачи от индивидуальности. В то же время это означает реализацию смысла индивидуального существования, что воспринимается и переживается человеком как полная, интересная, насыщенная и счастливая жизнь.

В неблагоприятных социальных условиях важной проблемой для индивида является обретение и поддержание в себе надежды – неиссякаемой способности человека видеть постоянно цель, тот «свет в конце тоннеля», который манит к себе, вызывая желание и энергию творческого действия. Именно надежда на построение лучшей жизни себе, своим детям и внукам выступает мощным стимулом преобразования существенных социальных условий. Проблема сохранения надежды актуальна и в отношении саморазвития индивида, развития его задатков и способностей, реализации индивидуальности. Здесь она превращается в проблему веры в себя, в свою уникальность и неповторимость, в свои способности и возможности реализовать себя, обогатив человечество и обретя личное счастье.

Важной проблемой самореализации индивида является здоровье, долголетие и активная творческая старость. Это всегда является важной проблемой существования индивида. Современная историческая эпоха отличается более острым ее пониманием, ибо научно-техническая революция и глобальный экологический кризис породили новые опасные угрозы не только здоровью, но и самой жизни каждого человека. Вместе с тем современная наука и практика существенно расширили человеческие возможности по сохранению здоровья, увеличению продолжительности жизни и поддержанию активной старости (благодаря профилактике заболеваний, медикаментозным и гомеопатическим средствам лечения, раздельному питанию, физической культуре, широкой популярности здорового образа жизни и т.д.). Проблема теперь заключается в том, чтобы каждый индивид освоил и использовал эти возможности в своей жизни.

 

15.2. Развитие потребностей как средство

реализации смысла жизни

 

Понимание смысла человеческой жизни как процесса выявления, развития и реализации индивидуальности высвечивает проблему человеческих потребностей в новом ракурсе. Он показывает важность и необходимость совершенствования потребностей для обретения и реализации смысла жизни индивида. Более того, иного пути постижения смысла жизни и его освоения на практике как через развитие и все более полное удовлетворение потребностей нет.

Действительно, ведь индивидуальность человека проявляется в задатках, способностях, талантах, которые находят свое внешнее выражение в потребностях и разнообразных формах их осмысления – в интересах, желаниях, капризах, причудах и т.п. Именно природные задатки и способности лежат в основе всех побудителей человеческой деятельности.

У человека возникает потребность в чем-то или желание что-то делать только тогда, когда он к этому предрасположен. Предрасположенность эта и есть форма первичного проявления, выражения задатков, способностей, талантов. Первоначально предрасположенность не осознается, она действует как побудитель индивидуальной деятельности на неосознаваемом уровне. И когда она находит какое-то первичное внешнее выражение (например, в удачном рисунке или спортивном прыжке, в отлично и быстро сделанной работе и т.д.), то происходит осознание подобно вспышке молнии. Ранее никто, в том числе и сам индивид не подозревал в себе такой способности. А тут вдруг она и проявилась.

Проявленная предрасположенность выступает поначалу в качестве чего-то случайного, неглубокого (например, каприза, прихоти, интуитивного действия, деятельности из-за стечения обстоятельств и т.п.). Затем она укореняется и, приобретая необходимый характер, превращается в потребность как объективный побудитель человеческой деятельности. Далее потребность осознается и, сохраняя свое самостоятельное существование, приобретает субъективные формы выражения – интересы и всевозможные мотивы.

Предрасположенность индивида к различным видам деятельности связана непосредственно со способностями, задатками, талантами. А они в свою очередь являются показателями индивидуальности. Поэтому проявление, оказание и внешнее выражение предрасположенностей есть не только складывание и реализация потребностей, но и в то же время формирование и проявление индивидуальности. Таким образом, динамика возникновения, проявления индивидуальности и потребностей оказывается единой. Один и тот же процесс имеет две стороны: складывание, проявление, развитие потребностей и реализацию индивидуальности. И нельзя сказать, что одна из этих сторон первична, а другая вторична. Они выступают равноправными, равнозначными для развития индивида сторонами.

Вместе с тем они являются и равно необходимыми друг для друга. В самом деле, невозможна динамика человеческих потребностей (их возникновение, проявление, развитие) без проявления и реализации индивидуальности. Но в то же время и осуществление индивидуальности человеком не может происходить иначе, как посредством проявления, удовлетворения и развития потребностей. Потребности, их динамика выступают единственным способом реализации индивидуальности человека, а следовательно, и способом реализации смысла жизни.

По закону возвышения потребности не остаются неизменными; как правило, они постоянно развиваются, совершенствуются. Это является основой, механизмом развития индивида. Между тем, как и всякое развитие, развитие человека происходит в соответствии с законом взаимной связи количественных и качественных изменений. Иначе говоря, постепенные количественные изменения при определенных условиях (при переходе за границу меры данного явления, а в нашем случае – состояния человека) приводят к скачку - качественному изменению явления, состояния человека и т.д.

Всякое качественное изменение в развитии индивида означает не просто смену состояния (например, был школьником, стал студентом; был студентом, стал специалистом; был холост, стал женат; был глупым, стал умным в решении житейских вопросов и т.п.). Это означает вместе с тем существенное изменение взглядов на жизнь, ее ценности, перспективы и смысл. То есть поиск смысла жизни – это, с одной стороны, не вечные искания, в которых индивид никогда не находит опоры в жизни, а, с другой стороны, и не нечто устойчивое, что находит индивид в молодости и живет с этим всю жизнь. Смысл жизни, к которому стремится каждый индивид – это процесс не только постоянных изменений, но и устойчивых находок, которые сменяются новыми поисками индивида и новыми находками. В жизни каждого индивида наступают периоды переосмысления сути жизни человеческой вообще и своей собственной в частности. Конечной причиной, порождающей и сам процесс поиска смысла жизни, и переосмысления смысла жизни, является, таким образом, развитие потребностей.

Выход индивида на всякий новый, более высокий уровень развития потребностей расширяет его кругозор, меняет его мировоззрение и вместе с ним понимание смысла как человеческой жизни вообще, так и своей собственной в частности. В свою очередь всякое новое понимание смысла человеческого существования оказывает воздействие на всю систему потребностей и интересов индивида. Переоценка ценностей в связи с изменением взглядов на смысл жизни ведет к тому, что у индивида одни потребности и интересы возникают, другие пропадают, а третьи отходят на задний план.

Такое – динамическое взаимодействие развивающихся потребностей и понимания смысла жизни образует одну из важных, стержневых линий жизнедеятельности индивида.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеева Т.Н. Географическая среда и биология человека. М., 1977.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций 13 страница | Курс лекций 15 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.