КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Временный детский коллектив
Временный детский коллектив (ВДК) – малая группа детей и подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. ВДК ограничен сроками своего существования: от 10 до 45 дней. Такому детскому формированию присущи следующие характерные особенности:
автономность – дети находятся вне влияния семьи и школы или другого постоянного окружения, что дает им возможность смены ролей (быть другим); сборность – в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, отношений; необходимость подчиняться новым требованиям и устанавливать коммуникативные связи, это ведет к высокому моральному напряжению.
Условия существования временного формирования способствуют высокой интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске общих решений, осуществления. Дети видят результат коллективных усилий. Все это приводит к высокому темпу развития внутриколлективных процессов. Считается, что при правильной педагогической позиции вожатого, отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива. (Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – 50 с.) В ВДК происходят различные процессы - процесс руководства и лидерства - процесс принятия групповых решений; - процесс нормообразования, т.е. выработки групповых мнений, правил и ценностей; - процесс формирования функционально-ролевой структуры группы;
- процесс самоуправляемости; - процесс разбивки на референтные группы
Референтная группа - группа значимых для ребенка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “своим”. При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами.
На практике в лагерь приезжает не коллектив, а группа плохо знающих друг друга детей. И если оставить ситуацию такой, какой она является, то волшебный мир, создаваемый в лагере педагогическим коллективом, превратиться в пыль, в фикцию. И все что ребенок увезет с собой это в лучшем случае скромные впечатления которые можно описать одной фразой «Было прикольно, ребята, вожатые, лето…», а в худшем случае ребенок приедет домой полностью разочарованным в детском лагере, в вожатых и в окружающих людях.
Выводы Формирование из отдельных знакомых, малознакомых и вовсе незнакомых детей ВДК – это основная задача вожатого! Если воспитанники не гордятся своим коллективом - эффективность воздействия такого коллектива на личность будет незначительной. Высокий престиж коллектива - гарантия успешности воздействия его норм и ценностей. При формировании ВДК у детей возникает понятие «мы». Происходит выделение «мы», «наше» из общего окружающей жизни. Для временных детских коллективов - это чувство общности совершенно необходимо, оно способствует созданию и укреплению коллектива.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |