КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 2
Лекция Тема: СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ.
План:
1. Расспрос пациента. Значение и методика проведения расспроса. Общие данные о пациенте. 2. Жалобы. Расспрос по системам. 3. Анамнез данного заболевания. 4. Анамнез жизни: детство (место рождения, условия вскармливания в грудном возрасте, как развивался и учился в школе, материально-бытовые условия жизни семьи); профессиональный анамнез (какое окончил учебное заведение, полученная профессия, особенности трудовой деятельности – профессиональные вредности, физическое перенапряжение, длительные командировки, ночные смены, стрессовые и конфликтные ситуации). Материально-бытовые условия в настоящее время. Семейное положение. Вредные привычки. Перенесенные заболевания, интоксикации, травмы, операции. Наследственность. Аллергологический анамнез. Для правильной постановки диагноза необходимо иметь наиболее полную и подробную информацию о состоянии здоровья пациента. Такие сведения можно получить при обследовании пациента. Различают: субъективный метод обследования (расспрос пациента) и объективные методы обследования (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, лабораторные и инструментальные методы). Субъективный метод обследования (расспрос пациента). Субъективным методом обследования является расспрос пациента. Медицинская сестра должна хорошо усвоить методику его проведения. Этому умению надо учиться. Если пациенту дать возможность самому рассказывать о болезни и жизни, то он может опустить важную информацию, а детально остановиться на второстепенных обстоятельствах. Некоторым пациентам бывает трудно рассказать о своих вредных привычках, перенесенных в прошлом венерических заболеваниях. Надо расположить к себе пациента, вступить с ним в доверительные отношения и начинать расспрос путем последовательной постановки вопросов по определенной схеме.
Схема эта включает в себя следующие разделы: · общие сведения о пациенте; · жалобы пациента; · анамнез (история) заболевания; · анамнез жизни пациента. Общие сведения о пациенте. Эта часть расспроса включает следующие сведения о пациенте: - фамилия, имя и отчество; - возраст (дата рождения и количество полных лет). Пожилой возраст пациента, особенно если человек выглядит старше своих лет, позволяет заподозрить у него наличие атеросклероза, артериальной гипертензии. Знать возраст необходимо также для расчета дозы препаратов при проведении медикаментозной терапии. - местожительство пациента (например, проживание в загазованных, экологически неблагоприятных районах повышает риск развития онкозаболеваний, в местности с недостатком йода – эндемического зоба); - образование, профессия, место работы и должность. Зная профессию и условия труда пациента, можно выяснить причины и условия, способствующие заболеванию (например, возможность интоксикации, переохлаждения); - семейное положение. Жалобы пациента. Выясняют жалобы пациента на момент обращения в амбулаторное учреждение или поступления в стационар. Анализ жалоб предусматривает выделение основных и дополнительных. Вначале выясняют основные жалобы, тщательно детализируя их по схеме, включающей ее характеристику, локализацию и иррадиацию (для боли), время и причины появления, после каких процедур она уменьшается или исчезает. Например, если пациент жалуется на боли в сердце, надо выяснить характер болей (давящие, колющие, ноющие и т.д.), их локализацию (за грудиной, в области верхушки сердца, разлитые боли в левой половине грудной клетки), возможную иррадиацию (боли могут иррадиировать в левую руку, плечо, спину и т.д.), условия возникновения болей (в покое или при физической нагрузке), чем боли купируются (проходят самостоятельно после отдыха или необходимо принять под язык Нитроглицерин). Если пациент жалуется на боль в животе, необходимо выяснить характер боли (острая приступообразная или постоянная тупая, ноющая), локализацию (в области эпигастрия, области правого подреберья, внизу живота), возникает ли она натощак или после приема пищи (если после еды, то через какое время), купируется приемом пищи или, наоборот, усиливается после еды. Детализация основных жалоб помогает связать их наличие с поражением определенных органов и систем организма. Бывают жалобы, характерные для многих заболеваний: кашель, головная боль, слабость, повышение температуры тела, снижение аппетита и другие, а бывают специфические жалобы, позволяющие сразу заподозрить какое-либо конкретное заболевание. После того как пациент подробно опишет основные жалобы, выясняются дополнительные. Выявляются эти жалобы по системам. Это связано с тем, что некоторые больные, имея хронические заболевания, привыкают к определенным жалобам (например, кашель при хроническом бронхите) и не указывают на них. Зная перечень симптомов, возникающих при поражении каждой системы организма, спрашивают о них у пациента. Судить о состоянии дыхательной системы можно по наличию или отсутствию кашля, кровохарканья, болей в грудной клетке при дыхании, одышки. Состояние сердечно-сосудистой системы характеризует наличие или отсутствие болей в области сердца, сердцебиения, отеков ног, головокружения. При поражении пищеварительной системы может изменяться аппетит, нарушаться глотание, беспокоить тошнота, рвота, боль в животе, нарушения стула и т. д. В разговоре с пациентом надо учитывать его образовательный уровень и стараться избегать употребления непонятных для него медицинских терминов.
Анамнез (история) заболевания. Это важная часть расспроса, так как с ней связывается представление обо всех этапах развития заболевания.
При сборе анамнеза заболевания необходимо получить ответы на следующие вопросы · когда началось заболевание (считает себя больным с...) · как оно началось (с чем связывает начало болезни, каким было начало - острым или постепенным, какие были симптомы, что тогда предпринял) · как протекало заболевание (ухудшилось, без перемен, появились новые признаки болезни и т.д.) · обращался ли пациент за медицинской помощью (куда, когда) · какое проводилось обследование и лечение, какова эффективность лечения · о последнем ухудшении (при длительном течении заболевания), по поводу которого пациент обратился за помощью. Интересует время ухудшения, в чем оно выразилось, чем пытался помочь себе, причина обращения. История настоящего заболевания должна отражать развитие болезни от ее начала до настоящего момента. Необходимо выяснить общее состояние здоровья пациента перед возникновением болезни и постараться установить причины, ее вызвавшие.
Анамнез жизни пациента - это медицинская биография пациента по основным периодам его жизни. 1) Общебиографические сведения · место рождения — это может навести на мысль о заболевании, распространенном в данной местности (эндемический зоб) · каким по счету ребенком в семье был обследуемый · условия вскармливания в грудном возрасте (больше относится к сбору анамнеза жизни ребенка – информацию необходимо получить у родителей) · когда начал ходить и говорить, общее состояние здоровья и развития · время наступления половой зрелости · у мужчин узнать о службе в армии, и если не служил, то какое заболевание явилось причиной · у женщин число беременностей, родов, их течение · где учился, начало трудовой деятельности 2) жилищно-бытовые условия · отдельная квартира или общежитие, деревянный дом, условия проживания (наличие сырости и т.д.) · семейное положение (сколько человек в семье, состояние их здоровья, материальная обеспеченность) 3) перенесенные заболевания · обязательно специально уточняют, болел ли туберкулезом, болезнью Боткина, венерическими заболеваниями · уточняют особенности течения перенесенных заболеваний, наличие осложнений · был ли контакт с инфекционными больными · были ли операции, когда и какие, проводились ли переливания крови (риск заражения вирусным гепатитом) 4) вредные привычки · курение (с какого возраста, количество сигарет в день). Это фактор риска в развитии заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы · употребление алкоголя (как часто, какие именно напитки, в каком количестве). · чрезмерное увлечение кофе и др. возбуждающими напитками 5) экспертно-трудовой анамнез · кем и где работает · характер и условия труда · наличие профессиональных вредностей (пыль – бронхиальная астма, пневмокониозы, вибрация - вибрационная болезнь), физическое перенапряжение, длительные командировки, ночные смены, стрессовые и конфликтные ситуации · число дней временной нетрудоспособности и количество случаев за год 6) наследственный анамнез · сведения о состоянии здоровья родителей и ближайших родственников. Это важно, так как некоторые болезни встречаются у близких родственников (например, сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма и др.) и предрасположенность к ним может передаваться по наследству. 7)аллергологический анамнез Получают сведения о непереносимости лекарственных средств, продуктов питания (тошнота, рвота, зудящая сыпь, потеря сознания), пыли, запахов растений (слезотечение, чихание, насморк). Уточняют, на какие именно вещества была аллергическая реакция, и чем она проявлялась. Спрашивают, не было ли экссудативного диатеза в детстве.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |