Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство социальных перемен. Ардуф, вечер 14 октября 2008 г




Лекций в Израиле в октябре 2008 г.

А. Тыугу



Встречи с Арменом Тыугу в Израиле
7 лекций в октябре 2008 г.
14-21 октября 2008 г., Ардуф - Реховот
(На русском языке с переводом на иврит) (1)

1. Искусство социальных перемен. Ардуф, вечер 14 октября 2008 г.

2. Логика сердца. Ардуф, вечер 15 октября 2008 г.

3. Современный этап развития человечества: встреча-столкновение культур и наций. Реховот, вечер 17 октября 2008 г.

4. Социальная трехчленность. Реховот, утро 18 октября 2008 г.

5. Упражнения из книги Р. Штейнера "Как достигнуть познания высших миров?". Реховот, вечер 18 октября 2008 г.

6. Современный человек и сексуальность. Реховот, 20 октября 2008 г.

7. Как найти отношение к импульсу Христа. Реховот, 21 октября 2008 г.

 

 

Тема этой сегодняшней лекции - "Искусство социальных перемен", или, как я понял, не будет большой ошибкой сказать: "Мастерство социальных перемен". В принципе, и то, и другое правильно. Рудольф Штейнер говорил о социальном искусстве, и называл это также и королевским искусством (2). И я сегодня попытаюсь коротко описать эти принципы королевского искусства (3).

Представьте себе, - я опишу сейчас такое переживание, которое, может быть, многие имели уже в своей жизни, - представьте себе, что вы сидите в какой-то обстановке социальной, беседуете с кем-то, что-то происходит, вы в этом участвуете, - и вдруг происходит такой толчок, и вы понимаете - это сон. То есть, вы во сне понимаете - это сон. Происходит толчок в сознании, и вдруг то, где вы внутри находились, становится всего лишь образом сновидения. Если вы точно понаблюдаете, что изменяется при таком пробуждении во сне, то одно из первых важных изменений вы заметите, если вы спросите: если я вначале находился в пространстве самого этого сна, сидел внутри образа, беседовал, был в социальном каком-то процессе, - где я сейчас нахожусь? Вы уже не можете сказать: я полностью в образе сновидения; скорее всего, вы скажете: мое сознание вдруг оказалось в каком-то другом измерении, дополнительном. Может быть, даже образ так изменится, что вы самого себя увидите здесь на стуле сидящим, и ваше сознание будет где-то еще, - и все это будет замкнутым образом. Если вначале вы были своим сознанием внутри образа, и он вас окружал, то теперь ваша сознание будет этот образ охватывать, а он будет внутри сознания. Тогда вы сможете даже сказать: это похоже на то, как если бы я построил какое-то представление себе и теперь могу сам его менять. Мы, как люди, можем менять представления: что-то представить себе, потом представить, что это стало другим, что-то изменилось и так далее… Сновидение тоже может стать тогда образом, который я могу уже дальше видеть. Ну, иногда бывает, если детей будят, то они говорят: подожди, я хочу сон до конца досмотреть. Это уже такое пограничное состояние, когда, вроде бы, я уже не совсем во сне, но, с другой стороны, могу даже еще, может быть, сам сон поменять. Если такой толчок сознания, такое пробуждение происходит, и окружающая обстановка становится всего лишь образом, то тогда человек получает способность этот образ менять чисто духовным усилием. Тогда ему не надо говорить: чтобы этот стул передвинуть, я должен снова заснуть, сесть сюда и потом начать его двигать; тогда ему надо просто напрячь силу своего представления, и стул передвинется. То есть, сделать духовное усилие, и в этом сновидении произойдет магическое изменение, - магическое в том смысле, что собеседник, если бы он имел собственное сознание во сне, то он бы удивился, что вдруг стул пошел гулять. Но обычно в таких сновидениях, где мы пробуждаемся потом, наши, как бы, соучастники не имеют собственного сознания, они, как мы говорим, тоже всего лишь порождение нашей сновидческой фантазии. Но мы получаем, тем не менее, если пробуждение происходит, своего рода власть магическую над событиями этого сна.

А теперь можно задать вопрос: если такого рода переживания по отношению к миру сновидений возможны, что там пробуждение приводит одновременно к повышению творческой способности, нет ли, может быть, еще более высокого рода пробуждения, когда вот эта ситуация, где мы все сидим сейчас, тоже станет всего лишь образом? /То есть, если/ сознание, /пробуждаясь,/ выходит из этого пространства, это все становится /всего лишь/ образом? Это бы означало приблизительно то же самое, что вдруг человек видит: тело находится здесь, там есть еще и другие действующие лица, а сознание, оно охватывает это из другого измерения. В принципе, это и есть сознание посвящения, когда человек пробуждается по отношению к какой-то ситуации, где он раньше был внутри, а теперь оказывается в окружении, на периферии, и оттуда смотрит на нее. Многое из того, что происходит тогда, что изменяется в отношении человека к этой ситуации, оно очень похоже на то, что происходит, когда человек во сне просыпается. И в самом деле, сознание покидает образ этот и оказывается вокруг него, с периферии смотрит, и в самом деле, открывается также способность влиять магическим образом на то, что происходит в этом самом образе. То есть, тогда, чтобы какие-то изменения произвести в этом пространстве физическом, не обязательно использовать свое физическое тело. Для других, кто еще в этом образе и спит в нем, это будет магическими событиями.

Но есть и разница. Она заключается в том, что человек обнаруживает еще много других актеров, которые в том же образе участвуют. Если обычные сновидческие образы, как бы, часто являются творениями его собственной души, то при таком пробуждении, когда физический мир тоже становится всего лишь образом, отражением сознания, человек замечает, что не только его сознание творит этот образ, но и сознание других актеров. Поскольку там много соучастников, которые одну и ту же картину рисуют, образно говоря, то встает вопрос, как можно это делать таким образом, чтобы не было разрушений, а гармоничный образ складывался. Есть такие социальные упражнения, когда берут большое полотно, и люди вместе рисуют образ какой-то. Тогда большая разница есть: или кто-то просто стирает то, что другие сделали, и свое на это наносит, или он, как бы, дополняет то, что уже есть, и продолжает. То есть, он может или стереть, сказать: я уничтожаю то, что он сюда положил эти краски, и свое наложу поверх, - и тогда он будет действовать как разрушительные силы; или он говорит: то, что уже здесь есть, я попытаюсь дополнить, я свой творческий потенциал вкладываю в то, что есть, и дополняю. В смысле духовного направления, это довольно противоположные направления.

А другой вопрос - каким образом можно прийти к такому пробуждению? И Рудольф Штейнер, он в своей книге "Как достигнуть познания высших миров?" такую методику дал. Там можно семь шагов описать. Я их коротко сейчас опишу.

1. Первую ступень он называет подготовительной ступенью. На этой ступени вырабатывается способность душевно вживаться в другие существа, которые меня окружают в пространстве. То есть, в каком-то смысле, покинуть свою позицию и оказаться в этой позиции и пережить, что там чувствуется. Я буду немножко больше об этом говорить завтра, когда будет тема логики сердца. Если коротко, то главная помеха этому - это то, что мы очень сильно привязаны к своим симпатиям и антипатиям. И логика сердца, она позволяет это влияние симпатий и антипатий в душе нейтрализовать, и тогда открывается орган восприятия для душевного мира в окружении. Это относится к подготовлению - выработка способности переживать то, что переживают другие существа в моем окружении.

2. Вторая способность называется " просветление ", - это способность то, что я пережил, также и осознать, потому что это тоже уже своего рода искусство. Если спросить, допустим, кого-то: "Что ты сейчас чувствуешь?" - то человек знает, что он что-то чувствует, но он часто не может сказать, что это за чувство. И когда он пытается его понять и постепенно осознает, - то это тот же самый процесс, который понимается под просветлением: то, что пережито, осознать, поднять в сознание. Это называется просветлением, а не осознанием, потому что в духовном смысле это синонимы. Для сознания то, что осознано, то освещено этим сознанием; осознание бросает на это свет, и тогда оно освещается.

3. Третье качество Штейнер называет " испытание огнем ". Это означает не просто увидеть что-то и понять внешне, что ты увидел, но и увидеть правильным образом. Это означает правильное имя найти для увиденного. Это еще означает научиться отличать иллюзию от реальности. Это качество - отличать истину от лжи, или иллюзию от реальности, - оно вырабатывается в жизни, когда человек прошел через многие серьезные тяжелые переживания, прошел через много разочарований и, благодаря тому, что он часто переживал разочарования, он выработал в себе способность не впадать в иллюзии. Потому что кармой иллюзии является разочарование. Очарование - разочарование. Тогда уже возникает способность не подпадать под первое, чтобы не получить второе. И тогда вот эта возникает способность, что каждое переживание называется истинным именем. И тот, кто имеет эту способность - называть вещи своими именами, а не чужими, - тот, можно сказать, прошел испытание огнем. Но здесь понимаются не внешние имена, а именно духовные сущности.

И вот эта граница определенная, после которой, если человек идет дальше, он уже не может вернуться назад. До этого момента можно дойти на этом пути из семи ступеней, что человек научится называть вещи своими именами, и после этого он остановится. Штейнер так говорит: кто идет этим путем, он может дойти до этой способности и потом остановиться, вернуться к жизни, используя вот эти выработанные качества, потом жить дальше в обычной жизни.

4. Если он теперь следующий шаг сделает, то этот шаг называется " научиться читать оккультное письмо ", тогда каждая из этих вот сущностей, которые названы своими именами, становится как бы буквой одного алфавита. Тогда уже не просто говорят: это - вот это, а это - вот это, а просто говорят: это и это - как две буквы; каким образом они соединяются в слово? Может быть, это - первая буква, а может быть - эта? Поменяешь порядок - будет другое слово. И чтение оккультного письма означает - найти правильный порядок букв, потому что от этого зависит, какое слово я прочитаю. В каком-то смысле, это чтение происходит таким образом, что человек встает в отношение к разным буквам. Во-первых, каждое из отношений переживается как определенная задача: человек ищет формулировку этой задачи и из этой формулировки он узнает свою своего рода обязанность по отношению к этой сущности. И он может заметить, что я, если у меня пять букв сейчас, то, скорее всего, я смогу только у одной конкретной буквы найти свою задачу - первой; пока я этого не сделаю, к другим четырем я не могу подойти - они мне ничего не скажут. Только если первая буква прочитана, - можно сказать, если там задача найдена, - можно найти вторую букву. Если все сущностные члены этой ситуации, все буквы, прочитаны, получается своего рода набор задач, и это является духовным словом. Фактически, человек узнает свои задачи по отношению к какой-то ситуации, если он читает эту ситуацию, как оккультное письмо. И тут поэтому понятно, почему Штейнер говорит: если ты начал читать оккультное письмо, то ты узнаешь свои задачи, а если ты их узнал, ты обязан их выполнять. Пока ты не знаешь обязанностей, ты можешь не делать. Но если ты уже узнал, то обратного хода нет - сказать "я забуду это все".

5. И тогда следующим шагом является - тренироваться в выполнении этих задач. Для этого нужна правильная техника, методика. Часто эти задачи являются не внешними, то есть, пойди туда-то и говори то-то, или делай то-то, или организуй то-то; часто они являются невидимыми, оккультными, внутренними. И поскольку наша цивилизация очень на внешнее направлена, и "практической" называется внешняя деятельность, а не внутренняя, а внутренняя называется непрактичной, то часто выполнение таких задач, оно на чисто психологическую трудность наталкивается: хочется сразу же взять то, что внешнее, а то, что внутреннее, оставить на потом. Потому что то, что внешнее, - эти задачи, - они кажутся, как бы, на твердой почве стоящим, а то, что внутреннее, - это плавает в чем-то непонятном, в воздухе.

Ну, я приведу пример. Допустим, была такая ситуация: молодой человек, ему где-то лет 30, у него большие долги возникли, - для него большие. Ну, вот сейчас у него было где-то 30.000 евро долгов, и росли они быстро, потому что там еще проценты. Они появились оттого, что он в молодости болел немножко, ходил к частным врачам и не оплачивал потом счета. Счета накопились. Кроме того, он еще один проект с братом сделал музыкальный, который обанкротился, там тоже долги были. Ну и, в принципе, вот теперь ему 30 лет, у него семья теперь, двое маленьких детей, а если он будет работать, почти вся его зарплата будет уходить на погашение долгов. И если внешне смотреть на ситуацию, все ясно: надо сказать ему - пойди, поработай 5 лет на конвейере, долги отдай, поговори еще с советником по долгам, что он тебе посоветует, как сделать так, чтобы меньше было процентов, где занять, где отдать. Но это он все пробовал, но не смог, не получилось. В душе было большое сопротивление этим путем до конца идти. Он сказал: "Ну не могу я 5 лет работать на конвейере, я умру там". То есть, можно заметить: такое так называемое "практическое" мышление тут ничего не стоит. Первые буквы слова, которое надо прочитать, - его задач, они не там находятся, чтобы пойти где-то работать и отдать долги; это, может быть, последние буквы в этом слове. А первая буква у него совсем по-другому читается. Когда он был маленьким, он мать потерял, мать умерла, и эта детская травма переживалась им так, что у него другие что-то взяли неправомерным образом, что весь мир забрал у него самое дорогое. И когда он стал немножко взрослее, он начал брать у мира без ощущения, что если я беру, я должен что-то дать, - потому что "мир мне должен". У меня нет ощущения, как обычно у людей бывает, что если я что-то взял, то и я что-то даю или возвращаю обратно. Такой человек может разрешить свою ситуацию, если он первую букву правильно прочитает и скажет: первая задача - оккультная, это внутренняя задача поработать с этим душевным переживанием детства. Пока я отношение к своему прошлому не смогу изменить, все остальное не изменится. Но это еще очень простой пример, он, скорее всего, даже понятный.

Есть куда более хитрые взаимосвязи, когда для разрешения какой-то ситуации нужно совершить внутренние действия, которые для рассудка вообще кажутся не связанными с этой ситуацией, абсолютно не связанными. Тогда возникает ощущение, что я покидаю твердую почву, я занимаюсь чем-то, что вообще не на земле находится, - я плаваю по воде. И поэтому Штейнер называет вот эту способность - правильно все задачи выполнить - пройти испытание водой. И он говорит: если испытание водой пройдено, тогда человек видит, что вся ситуация в самом деле разрешилась. Ситуация будет так долго повторяться, пока я не буду полностью уверен в этих шагах, которые я делаю, когда я выучил это.

6. Ну и дальнейшее еще называется "пройти испытание воздухом" - это можно сравнить, скажем, с искусством музыкального исполнения. Допустим, если человек упражняется в музыкальном исполнении, то он сперва учит какой-то концерт и потом выученное играет на сцене. Он имеет перед собой вот это оккультное письмо - ноты, он выучил это и теперь он играет. Он это делает так долго, пока у него не будет хорошо получаться. Тогда не надо больше тренироваться.

7. Но более высоким уровнем мастерства является, когда он уже таким мастером стал, что он уже не играет по готовым нотам, а он выходит перед публикой, воспринимает ситуацию и импровизирует. Он совершает не выученные действия, а он, исходя из "здесь и сейчас" ситуации, находит правильные действия. Это качество - в социальных ситуациях находить какие-то действия - называется уже пройти испытание воздухом, - человек приходит в какую-то ситуацию, у него нет времени что-то читать, потом упражняться в этом, в шагах этих, - он сразу правильные действия находит и сразу делает. Штейнер так описывает это качество: вы попадаете в какую-то ситуацию, у вас нет вообще времени думать об этом долго, вы должны сразу сделать правильно. Вы знаете, что если вы на минутку заколеблетесь и промедлите - все, вы уже опоздали. И если есть качество сразу же находить правильные действия - это значит, что человек проходит испытание воздухом. И это уже уровень мастера социального искусства.

Под социальным искусством понимается способность человека любую ситуацию жизни воспринимать как образ или полотно, в котором я должен что-то дорисовать, дополнить таким образом, чтобы это было в гармонии с целым миропорядком. И королевским он называл это искусство потому, что в таком понимании искусства человек всем своим существом сам находится в произведении, внутри. То есть, я не отделен от своего произведения, я не могу его оставить там и куда-то уйти, а все части моего существа - внутри самого произведения, как если бы художник писал картину и сам бы внутри этой картины находился.

И, можно сказать, что, скажем, драматическое искусство, оно очень близко к этому понятию социального искусства. Хотя, опять же, есть разница, потому что в драматическом искусстве есть обычно сценарий и есть ноты, по которым играют. Если бы сценария тоже не было, и не было бы отдельно публики и сцены, - тогда это было бы уже полностью социальное искусство, тогда человек бы говорил: то, где я сейчас нахожусь, и что я делаю - это и публика, это и произведение, это и сценарий. Ну и другое - это была эвритмия как приближение к социальному искусству.

И развитие человечества, в принципе, идет этим путем, что первые шаги, может быть, уже делаются в приобретении качеств социального искусства - подготовление, просветление. Скажем, в ХХ веке очень много начали говорить о таком качестве как эмпатия. Эмпатия означает способность сопереживать, сочувствовать тому, что другие чувствуют. В смысле социального искусства это первый шаг - подготовление. И если такое сопереживание станет имагинацией, станет образом видимым - тогда это будет просветление. В немецком языке есть понятия "ясночувствующие" и "ясновидящие".

И другое еще есть, что этот путь, который Штейнер описывает, - это индивидуальный путь. И вначале он ожидал, что много людей, которые занимаются антропософией, смогут какого-то уровня в социальном искусстве достигнуть - хотя бы испытания огнем или водой. Но, в принципе, нужно сказать, что таких людей не оказалось в его окружении. И в 20-х годах Рудольф Штейнер еще один путь предложил к социальному искусству: он ввел понятие обращенного культа, обратного культа (4). Он там тоже говорит о втором пробуждении (5). Смысл в том, что пробуждение, о котором я говорил, оно может быстрее происходить, если люди в группе работают. В принципе, это пробуждение, оно в групповой работе, можно сказать, является похожим на пробуждение индивидуума, когда он идет путем посвящения, но этого достигнуть проще, если вместе с другими эта работа делается. Штейнер не дает методов, как это делать, он просто говорит: это возможно, если два условия выполнены: первое условие - это, по возможности, отделиться от своих симпатий и антипатий, то есть, состояния эмпатии достигнуть; и второе условие - взять такой язык, который уже содержит правильные названия, пользоваться антропософским языком. И если эти два условия выполняются, то можно разные методы развить, когда группа, как целое, пробуждается к сознанию посвящения. И то, что мы делали сегодня днем как интуитивную драму, - там эти все шаги есть, все семь шагов.

Там начиналось это с вживания в ситуацию, когда представители вставали в какую-то позицию и старались пережить ее, когда группа как целое в какую-то тему вживалась, в какое-то существо вживалось, - и тогда группа как целое проходила подготовление - первый этап.

Потом там описывались эти переживания и делались видимыми в пространстве, потому что мы видели эти позиции - это был этап просветления. Мы сегодня на этом этапе остановились, но если продолжим, то мы пойдем к следующему этапу - испытания огнем, - когда начнутся диалоги и будут искаться правильные названия для всех частей образа. Мы попытаемся услышать имена разных сущностей, истинны ли они.

Если еще дальше пойдем, то в этих диалогах Представитель Инициативной Группы сформулирует свои задачи по отношению к разным частям образа, и это будет чтением оккультного письма.

Если эти задачи будут выполнены, то это будет означать, что вся эта ситуация гармонизируется. Но, может быть, там будут такие задачи, которые не на одну жизнь, - это уже видно будет.

А потом уже начнется тренировка, - то есть в практической жизни методы нужно найти, которые позволяют эти шаги выполнять. И тогда всякий раз, когда человек будет оказываться в какой-то ситуации, которая, как он заметит, та же, что была в драме, то он будет знать, что он должен в ней делать. И если он правильно сделал, - он пройдет испытание водой, - он заметит, что ситуация разрешилась, гармонизировалась.

То есть, этот процесс такой: он начинается с игры, с искусственной ситуации, в каком-то смысле, и кончается жизнью. В этом смысле, это тоже тренировка в социальном искусстве, - как групповой процесс.

Есть ли вопросы?

- Вы показали два процесса, один групповой, другой - индивидуальный. В нашей работе по подготовке "Недели мира в Израиле" мы работаем только над групповым. Могут ли эти процессы идти вместе? Вы в своей работе как-то связываете эти два процесса вместе, или те работы, которые Вы ведете, они связаны только с групповым процессом?

- Я думаю, здесь есть два аспекта. С одной стороны, книжка "Как достигнуть…", - и это уже опытом Штейнера было, - она оказывается все-таки еще за замком. И вот этот второй путь, он Штейнером был позже предложен как, можно сказать, переходный путь. Путь групповой как ключ к пути индивидуальному, - можно так сказать; и я в своей практике заметил, что так часто и бывает: люди, которые раньше ничего не могли поделать с этой книжкой, после, скажем, нескольких лет занятий интуитивной драмой вдруг говорили: "Я это читаю сейчас как очень занимательный триллер". Потому что вдруг узнаешь свои же переживания в описаниях этой книжки, - это не просто абстракции, а ты можешь связаться с этим. То есть, с одной стороны, можно сказать: в самом деле, групповая работа - это как мостик к индивидуальной работе. А с другой стороны, есть, опять же, Штейнером описанное, такое: группа, которую он называет Мастера Мудрости и Созвучия Ощущений. И члены этой группы, они давно прошли этот индивидуальный путь, и, тем не менее, они работают в группе. И Штейнер сам тоже говорил, что если человек работает с другим человеком, то оба, независимо от их уровня, могут подняться на более высокий уровень. То есть, даже Майстера, они в диалоге друг с другом сами становятся более высокими Майстерами. Поэтому индивидуальная работа не заменяет групповую работу, а они взаимно дополняют друг друга.

- Можно ли немножко подробнее об оккультных буквах?

- Может быть, завтра в работе интуитивной драмы это будет понятнее, если смотреть на эти позиции как на буквы. Там у нас было девять позиций и восемь букв из них; девятая - это Инициативная Группа, это не буква, а тот, кто читает. Но мы еще не начали читать, мы еще пока собирали буквы. Важно, чтобы мы не пропустили какую-то букву, иначе невозможно будет слово прочитать. А потом мы будем искать названия правильные для этих букв. Допустим, там была буква, которая называлась "Прощение". Но, может быть, на самом деле, ее истинное имя какое-то другое, надо проверить. Это проверяется в диалоге, это будет, как бы, видно уже технически. И все остальные - тоже так же.

- Есть ли какие-то опасности на этом пути? Если да, то какие? Кому подходит этот путь?

- Ну, я бы так сказал: этот групповой путь, он начинается как искусство. Там немножко наука, немножко искусство. А искусство, оно захватывает человека. В этом смысле, переживания будут сильнее, чем если я просто издалека смотрю. Есть люди, которые какое-то искусство, может быть, не выносят - в силу своей конституции. Скажем, когда мы своего сына крестили, то там одна песня была - очень красивая, Шуберта песня, и все люди пели эту песню, а один человек выбежал из зала. Он сказал, что это настолько в нем глубоко сидит, это переживание, потому что он был в плену во время войны и в плену в тяжелой ситуации он эту песню слышал. То есть, если там были такие случаи, то мой опыт показывал, что там всегда есть какие-то индивидуальные качества, которые, может быть, этого человека слишком сильно потрясали. А более специфической опасности я там не заметил, так же, как и в других видах искусства.

- Я хочу все-таки указать на возможную опасность (не знаю, будет ли это высказывание или вопрос). Есть многие люди, у которых конституция очень гибкая, их оболочки недостаточно крепко сидят друг в друге. И тогда они могут переживать другого не исходя из своего духовного усилия, а просто как данность. И, по-моему, таким людям необходимо сначала переживание своего центра перед тем, как приступать к такой работе.

- Ну да, я думаю, что вот это, как раз, и является темой завтрашней лекции - индивидуальный центр равновесия. Но это, как бы, глобальный вопрос, он не связан только с искусством интуитивной драмы. Там может быть и проблема и при занятиях эвритмией и еще чем-то.

Сейчас 10 часов, было просьба закончить в 10. Спасибо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.