Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Управление персоналом. Маркетинг и менеджмент на предприятии




 

1. Система управления персоналом.

Многие годы основным структурным подразделением по управлению кадрами на предприятии являлся отдел кадров, где основными функциями были: прием, увольнение работников, иногда организация обучения.

При переходе к рынку стали создаваться новые структурные подразделения – службы управления персоналом.

Управление персоналом предприятия – это целенаправленная деятельность руководства предприятия и соответствующих подразделений, включающая разработку кадровой политики и управленческих решений по управлению людьми на предприятии. Система управления персоналом включает ряд функций:

· условия и безопасность труда;

· регулирование социально-трудовых отношений;

· оформление учета и системы работы с кадрами;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

· оценка и развитие персонала;

· организация и нормирование труда персонала;

· анализ и совершенствование форм и методов материального стимулирования персонала.

Управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности:

1. Определение потребности в рабочих;

2. Анализ рынка труда;

3. Отбор и адаптация персонала;

4. Планирование карьеры сотрудников фирмы;

5. Обеспечение рациональных и благоприятных условий труда;

6. Анализ затрат и результатов труда;

7. Управление производительностью труда;

8. Разработка систем мотивации эффективной деятельности;

9. Разработка и осуществление социальной политики предприятия;

10. Профилактика и устранение конфликтов.

 

При организации системы управления персоналом многое зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства и т.д.

2. Методы управления персоналом.

Методы управления персоналом на предприятии (МУП) – это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.

Общими методами, широко применяемыми на предприятии являются организационно-административные, экономические и социально-психологические методы.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине, взысканиях («метод кнута»). Эти методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, ответственность, культура трудовой деятельности и т.д.

В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:

· обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.);

· согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов);

· рекомендации, пожелания (советы, разъяснения, предложения и т.п.)

 

Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Это позволяет координировать действия каждого работника, создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Наиболее эффективны косвенные методы воздействия, когда ставится задача и создаются стимулирующие условия.

Экономические методы управления основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом, зарплатой и реализует свои экономические интересы. В управленческой практике экономические методы руководства выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.

Социально-психологические методы управления основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения». Здесь эффективны различные приемы, такие как личный пример, авторитет, убеждение, внушение, соревнование, критика и самокритика. Социологические исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% - от умения работать с людьми.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов – соблюдение принципа психофизиологической совместимости.

Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и, в то же время, трудно определить силу их воздействия.

Принципы управления людьми:

· поддержание у подчиненных чувства самоуважения;

· концентрация внимания на проблеме, а не на личности;

· использование методов подкрепления;

· активное слушание;

· выдвижение ясных требований и поддержание контакта с работниками.

3. Планирование кадров. Наем и отбор кадров. Профессиональная подготовка персонала.

Кадровое планирование осуществляется как в интересах предприятия, так и в интересах его персонала. Оно должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой.

Кадровое планирование занимается следующими вопросами:

· сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы;

· каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба;

· как лучше использовать персонал в соответствие с его способностями;

· как обеспечить развитие кадров;

· какие затраты необходимы на кадровые мероприятия.

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специальных анкет собрать следующую информацию:

1. данные о составе и структуре персонала;

2. текучесть кадров;

3. потери времени в результате простоев, по болезни;

4. данные о продолжительности рабочего дня;

5. з/п рабочих и служащих и т.д.

Эта информация должна быть простой, наглядной, однозначной, сопоставимой и актуальной.

Самыми распространенными методами отбора работников являются:

- собеседование;

- тестирование.

На некоторых предприятиях существует система переподготовки и повышения квалификации работников. Известны две формы обучения:

- на рабочем месте;

- вне рабочего места (более эффективно, но связано с дополнительными затратами).

 

4. Управление деловой карьерой на предприятии.

Понятие карьеры очень многогранно. Это, в первую очередь, поступательное движение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью.

Виды карьеры:

- профессиональная;

- внутриорганизационная.

При планировании карьеры на предприятии важно обеспечить взаимодействие профессиональной и внутриорганизационной карьер.

Работник должен четко знать свои перспективы и возможности продвижения по службе (и что он должен для этого сделать).

Цели карьеры:

· занимать должность, соответствующую своей самооценке (моральное удовлетворение);

· иметь работу, которая носит творческий характер;

· занимать должность, которая позволяет достичь определенной степени независимости и т.д.

 

Цели карьеры меняются с возрастом, характером, ростом квалификации.

Работник – не простой трудовой ресурс, это человек, который стремится реализовать себя как личность. Предприниматель должен стремиться к тому, чтобы люди:

1. испытывали удовлетворение от работы, от контактов с руководством и коллегами;

2. чувствовали себя индивидуальностями;

3. верили в надежность и стабильность предприятия;

4. ощущали свою значимость (полезность) для предприятия;

5. имели удовлетворение от своего статуса, положения на предприятии.

 

Существуют следующие методы стимулирования результативности труда:

1) Экономические методы (денежные поощрения или наказания);

2) Целевой метод (постановка перед подчиненным конкретной и ясной цели повышает его активность);

3) Метод расширения и обогащения работ, поручение работнику более разнообразной, значимой, самостоятельной работы;

4) Метод соучастия и привлечения работников (к совместному принятию решений).

5. Маркетинг и менеджмент на предприятии. Финансовый менеджмент.

Маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей с целью получения высокой прибыли.

Первым и главным принципом организации маркетинговой деятельности предприятия является ориентация на потребителя, т.е. выявление того, что желает потребитель и обеспечение его этой продукцией.

Второй принцип – быстрое реагирование на изменения спроса. Игнорирование этого принципа приводит к быстрому вытеснению с рынка.

Важный принцип – завоевание рынка товарами и сопутствующими услугами наивысшего качества.

Маркетинг содержит четыре вида предпринимательской деятельности:

1. «Продукт» - разработка и изготовление такого продукта, который необходим потребителю с соответствующей упаковкой и обслуживанием.

2. «Цена» - установление цен, приемлемых для потребителя и обеспечивающих достаточную прибыль производителю.

3. «Продвижение» - продвижение товара, включая рекламу, которая не только информирует потребителей о появлении нового товара, но и формирует потребность в нем.

4. «Место» - доставка товара к определенному месту продажи, используя различные каналы.

Эти четыре вида предпринимательской деятельности называются структурой маркетинга или маркетинговой смесью.

Маркетинговая деятельность по исследованию рынка немыслима без рыночной сегментации.

Сегментация рынка – разделение рынка на сегменты (четкие группы покупателей), различающиеся по своим параметрам или по своей реакции на те или иные виды деятельности – на рекламу, методы сбыта и т.д.

Основные критерии сегментации рынка:

- географические (масштаб региона, плотность и численность населения, климат и т.д.);

- демографические (пол, возраст, количество детей и пр.);

- социально-экономические (уровень образования, доходов);

- психографические (ориентация на цену, длительный срок службы, высокое качество).

Задача маркетинга – удлинить продолжительность жизненного цикла товаров на рынке (особенно стадию роста).

Виды маркетинга:

1. Интенсивный маркетинг (покупатели не знают о товаре, не стоят за ценой, высокая конкуренция), здесь предприятие устанавливает высокую цену на товар и расходует больше средств на стимулирование сбыта, за счет чего быстро проникает на рынок;

2. Выборочное проникновение на рынок (емкость рынка невелика, товар большинству покупателей известен, они готовы платить высокую цену, интенсивность конкуренции невысокая), здесь затраты на маркетинг низкие, а цены высокие;

3. Широкое проникновение на рынок (большая емкость рынка, плохая осведомленность покупателей о товаре, высокая цена неприемлема, жесткая конкуренция), здесь цену ставят низкую при высоких затратах на маркетинг, чтобы быстро захватить максимальную долю рынка.

4. Пассивный маркетинг (большая емкость рынка, хорошая осведомленность о товаре, покупатели отказываются приобретать дорогой товар, конкуренция незначительная), низкая цена и небольшие расходы на маркетинг.

 

Предприятие должно стремиться обезопасить свой бизнес созданием разветвленной и гибкой сети реализации продукции. Эффективность ее работы определяется числом уровней каналов распределения продукции:

Канал нулевого уровня (прямой маркетинг): производитель – потребитель;

Одноуровневый канал: производитель – розничный торговец – потребитель;

Двухуровневый канал: производитель – оптовый торговец – розничный торговец – потребитель.

 

Существую различные средства стимулирования реализации продукции:

1. Реклама (телевидение, радо, пресса, щиты и т.д.);

2. Продвижение торговли (демонстрация, выставки, шоу);

3. Связи с общественностью (статьи в печати, презентации, информационные листы);

4. Персональная работа с покупателями.

А также: предоставление бесплатных образцов продукции; распространение образцов по почте; гарантирование возврата денег; скидки, конкурсы, лотереи.

Комплекс маркетинговых мероприятий отражается в бизнес-плане.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.