КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Управление персоналом. Маркетинг и менеджмент на предприятии
1. Система управления персоналом. Многие годы основным структурным подразделением по управлению кадрами на предприятии являлся отдел кадров, где основными функциями были: прием, увольнение работников, иногда организация обучения. При переходе к рынку стали создаваться новые структурные подразделения – службы управления персоналом. Управление персоналом предприятия – это целенаправленная деятельность руководства предприятия и соответствующих подразделений, включающая разработку кадровой политики и управленческих решений по управлению людьми на предприятии. Система управления персоналом включает ряд функций: · условия и безопасность труда; · регулирование социально-трудовых отношений; · оформление учета и системы работы с кадрами; · подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; · оценка и развитие персонала; · организация и нормирование труда персонала; · анализ и совершенствование форм и методов материального стимулирования персонала. Управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности: 1. Определение потребности в рабочих; 2. Анализ рынка труда; 3. Отбор и адаптация персонала; 4. Планирование карьеры сотрудников фирмы; 5. Обеспечение рациональных и благоприятных условий труда; 6. Анализ затрат и результатов труда; 7. Управление производительностью труда; 8. Разработка систем мотивации эффективной деятельности; 9. Разработка и осуществление социальной политики предприятия; 10. Профилактика и устранение конфликтов.
При организации системы управления персоналом многое зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства и т.д.
2. Методы управления персоналом. Методы управления персоналом на предприятии (МУП) – это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Общими методами, широко применяемыми на предприятии являются организационно-административные, экономические и социально-психологические методы. Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине, взысканиях («метод кнута»). Эти методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, ответственность, культура трудовой деятельности и т.д. В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: · обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.); · согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов); · рекомендации, пожелания (советы, разъяснения, предложения и т.п.)
Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Это позволяет координировать действия каждого работника, создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Наиболее эффективны косвенные методы воздействия, когда ставится задача и создаются стимулирующие условия. Экономические методы управления основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом, зарплатой и реализует свои экономические интересы. В управленческой практике экономические методы руководства выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.
Социально-психологические методы управления основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения». Здесь эффективны различные приемы, такие как личный пример, авторитет, убеждение, внушение, соревнование, критика и самокритика. Социологические исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% - от умения работать с людьми. Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов – соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и, в то же время, трудно определить силу их воздействия. Принципы управления людьми: · поддержание у подчиненных чувства самоуважения; · концентрация внимания на проблеме, а не на личности; · использование методов подкрепления; · активное слушание; · выдвижение ясных требований и поддержание контакта с работниками. 3. Планирование кадров. Наем и отбор кадров. Профессиональная подготовка персонала. Кадровое планирование осуществляется как в интересах предприятия, так и в интересах его персонала. Оно должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Кадровое планирование занимается следующими вопросами: · сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы; · каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба;
· как лучше использовать персонал в соответствие с его способностями; · как обеспечить развитие кадров; · какие затраты необходимы на кадровые мероприятия. Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специальных анкет собрать следующую информацию: 1. данные о составе и структуре персонала; 2. текучесть кадров; 3. потери времени в результате простоев, по болезни; 4. данные о продолжительности рабочего дня; 5. з/п рабочих и служащих и т.д. Эта информация должна быть простой, наглядной, однозначной, сопоставимой и актуальной. Самыми распространенными методами отбора работников являются: - собеседование; - тестирование. На некоторых предприятиях существует система переподготовки и повышения квалификации работников. Известны две формы обучения: - на рабочем месте; - вне рабочего места (более эффективно, но связано с дополнительными затратами).
4. Управление деловой карьерой на предприятии. Понятие карьеры очень многогранно. Это, в первую очередь, поступательное движение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью. Виды карьеры: - профессиональная; - внутриорганизационная. При планировании карьеры на предприятии важно обеспечить взаимодействие профессиональной и внутриорганизационной карьер. Работник должен четко знать свои перспективы и возможности продвижения по службе (и что он должен для этого сделать). Цели карьеры: · занимать должность, соответствующую своей самооценке (моральное удовлетворение); · иметь работу, которая носит творческий характер; · занимать должность, которая позволяет достичь определенной степени независимости и т.д.
Цели карьеры меняются с возрастом, характером, ростом квалификации. Работник – не простой трудовой ресурс, это человек, который стремится реализовать себя как личность. Предприниматель должен стремиться к тому, чтобы люди:
1. испытывали удовлетворение от работы, от контактов с руководством и коллегами; 2. чувствовали себя индивидуальностями; 3. верили в надежность и стабильность предприятия; 4. ощущали свою значимость (полезность) для предприятия; 5. имели удовлетворение от своего статуса, положения на предприятии.
Существуют следующие методы стимулирования результативности труда: 1) Экономические методы (денежные поощрения или наказания); 2) Целевой метод (постановка перед подчиненным конкретной и ясной цели повышает его активность); 3) Метод расширения и обогащения работ, поручение работнику более разнообразной, значимой, самостоятельной работы; 4) Метод соучастия и привлечения работников (к совместному принятию решений). 5. Маркетинг и менеджмент на предприятии. Финансовый менеджмент. Маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей с целью получения высокой прибыли. Первым и главным принципом организации маркетинговой деятельности предприятия является ориентация на потребителя, т.е. выявление того, что желает потребитель и обеспечение его этой продукцией. Второй принцип – быстрое реагирование на изменения спроса. Игнорирование этого принципа приводит к быстрому вытеснению с рынка. Важный принцип – завоевание рынка товарами и сопутствующими услугами наивысшего качества. Маркетинг содержит четыре вида предпринимательской деятельности: 1. «Продукт» - разработка и изготовление такого продукта, который необходим потребителю с соответствующей упаковкой и обслуживанием. 2. «Цена» - установление цен, приемлемых для потребителя и обеспечивающих достаточную прибыль производителю. 3. «Продвижение» - продвижение товара, включая рекламу, которая не только информирует потребителей о появлении нового товара, но и формирует потребность в нем. 4. «Место» - доставка товара к определенному месту продажи, используя различные каналы. Эти четыре вида предпринимательской деятельности называются структурой маркетинга или маркетинговой смесью. Маркетинговая деятельность по исследованию рынка немыслима без рыночной сегментации. Сегментация рынка – разделение рынка на сегменты (четкие группы покупателей), различающиеся по своим параметрам или по своей реакции на те или иные виды деятельности – на рекламу, методы сбыта и т.д. Основные критерии сегментации рынка: - географические (масштаб региона, плотность и численность населения, климат и т.д.); - демографические (пол, возраст, количество детей и пр.); - социально-экономические (уровень образования, доходов); - психографические (ориентация на цену, длительный срок службы, высокое качество). Задача маркетинга – удлинить продолжительность жизненного цикла товаров на рынке (особенно стадию роста). Виды маркетинга: 1. Интенсивный маркетинг (покупатели не знают о товаре, не стоят за ценой, высокая конкуренция), здесь предприятие устанавливает высокую цену на товар и расходует больше средств на стимулирование сбыта, за счет чего быстро проникает на рынок; 2. Выборочное проникновение на рынок (емкость рынка невелика, товар большинству покупателей известен, они готовы платить высокую цену, интенсивность конкуренции невысокая), здесь затраты на маркетинг низкие, а цены высокие; 3. Широкое проникновение на рынок (большая емкость рынка, плохая осведомленность покупателей о товаре, высокая цена неприемлема, жесткая конкуренция), здесь цену ставят низкую при высоких затратах на маркетинг, чтобы быстро захватить максимальную долю рынка. 4. Пассивный маркетинг (большая емкость рынка, хорошая осведомленность о товаре, покупатели отказываются приобретать дорогой товар, конкуренция незначительная), низкая цена и небольшие расходы на маркетинг.
Предприятие должно стремиться обезопасить свой бизнес созданием разветвленной и гибкой сети реализации продукции. Эффективность ее работы определяется числом уровней каналов распределения продукции: Канал нулевого уровня (прямой маркетинг): производитель – потребитель; Одноуровневый канал: производитель – розничный торговец – потребитель; Двухуровневый канал: производитель – оптовый торговец – розничный торговец – потребитель.
Существую различные средства стимулирования реализации продукции: 1. Реклама (телевидение, радо, пресса, щиты и т.д.); 2. Продвижение торговли (демонстрация, выставки, шоу); 3. Связи с общественностью (статьи в печати, презентации, информационные листы); 4. Персональная работа с покупателями. А также: предоставление бесплатных образцов продукции; распространение образцов по почте; гарантирование возврата денег; скидки, конкурсы, лотереи. Комплекс маркетинговых мероприятий отражается в бизнес-плане.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |