Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послевоенное устройство Японии




Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками, к созданию японского правительства, основные направления деятельности которого были определены Потсдамской декларацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной демилитаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосудия, полиции и пр.

Демократизация и демилитаризация Японии сопровождались роспуском японской армии, ультранационалистических и фашистских организаций, отменой целого ряда репрессивных законов, в том числе Закона об опасных мыслях, ограничений свободы слова, печати, собраний. Были ликвидированы тайная полиция. Министерство внутренних дел, Военное и Морское министерства, которые в прошлом наиболее ярко воплощали в своей деятельности антидемократический, милитаристский характер японской политики. Под воздействием небывалого подъема демократического движения, под контролем американских властей начал проводиться курс и на искоренение тэнноизма, на развенчание мифа о «божественном происхождении» императора в Японии.

В декабре 1945 г. на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 г. император публично отрекся от своего «божественного происхождения» (Сын Неба древнее название японского императора).Проведенная вслед за этим демократическая реформа образования отменила «моральное воспитание» в духе «императорского пути»в школах.

Эти реформы, знаменующие качественно новый этап в развитии японского общества и государства, не были, однако, последовательными. Отделение «синто» от государства не лишило императора роли духовного главы страны, «символа государства и единства нации». Не было выполнено и главное требование Потсдамской декларации о создании подлинно демократического правительства.

В ряду важных социально-экономических реформ, проведенных в послевоенной Японии, особое место занимает Закон об аграрной реформе 1946 г., сыгравший значительную роль в перестройке послевоенной социальной структуры Японии. Этим законом предусматривались ликвидация помещичьего землевладения, перераспределения излишков (сверх 3 те – около 3 га) обрабатываемой помещичьей земли путем выкупа ее государством и последующей распродажи крестьянам (с преимущественным правом покупки арендаторами). Ограничена была земельная арендная плата, введены также ограничения для перепродажи земли с целью пресечения ее новой концентрации в одних руках и пр. Помещичье землевладение было, таким образом, уничтожено, частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой земельной собственности, что ускорило развитие капиталистических отношений в деревне.

Ликвидация помещичьего землевладения должна была происходить вместе с проведением политики декартелизации, устранения засилия финансовой олигархии в промышленности, торговле и финансах страны.

Политика декартелизации не подорвала существенно ведущих позиций крупного капитала в экономической и политической жизни страны, так как ограничилась лишь роспуском головных компаний («дзайбацу»), державших контрольные пакеты акций, и преобразованием их прежних дочерних компаний в формально самостоятельные. Запрещалось также владение акциями других компаний, стоимость которых превышала 25% их капитала. Она, однако, способствовала оживлению конкуренции, что явилось одним из дополнительных импульсов развития послевоенной мирной экономики Японии.

Декартелизация, как и в послевоенной Германии, связывалась с политикой денацификации, демократизации государственного аппарата. Но и здесь чистка государственного аппарата от военных преступников не привела к существенным изменениям в кадровом составе государственного аппарата. Из 300 с лишнем тысяч чиновников подверглись «чистке», то есть были отстранены от должности, лишь 1129 человек, из них менее 200 принадлежали к верхушке японской бюрократии.

Реформы существенно не затронули и сферы традиционных трудовых отношений с укоренившейся системой «пожизненного найма», оплаты труда в зависимости от возраста и стажа, дискриминации воплате труда женщин и пр. Между тем в 1945 г., был принят закон о профсоюзах, по которому рабочие и служащие получили право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров, а в 1947 г. – закон о трудовых нормах, запрещающий принудительный труд. Устанавливались также 8-часовой рабочий день, надбавки за сверхурочную работу, оплачиваемые отпуска, ответственность предпринимателя за охрану труда; вводились страхование и компенсации при несчастных случаях и по безработице.

КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ 1947 ГОДА.

Важнейшей акцией послевоенного периода явилось принятие новой Конституции Японии 1946 г., которая вступила в силу в1947 г.

Работа над проектом будущей японской конституции началась весной 1946 г. Она была поручена оккупационными властями дворцовым кругам.

Оккупационные власти стремились к конституционному закреплению следующих требований:

- Япония должна отказаться от войны и уничтожить свои вооруженные силы;

- Суверенитет должен быть передан народу, палата пэров упразднена;

- Собственность императорского дома должна поступить в распоряжение государства.

Японские министры называли такой проект «устрашающе радикальным», заявив, что он «совершенно противоречит японским традициям».

Подготовленный в марте 1946 г. официальный проект конституции был основан на проекте оккупационных властей. В нем был учтен ряд предложений из партийных проектов. Так, под влиянием проекта японских коммунистов в Конституцию было включено положение о праве граждан требовать возмещения от государства в случае причинения им ущерба незаконными действиями властей (ст.17, 40), а также о праве японских граждан на «минимальный уровень здоровья и культурной жизни» (ст.25).

Формально Конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция. Возможность такого изменения была предусмотрена в ст. 7 Конституции 1889 г. Но это была принципиально новая конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии.

В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением прежде всего правых сил и определенных социально-психологических факторов, консервативного монархического сознания большинства японцев, особенно в сельской местности.

Конституция сохраняла династийную преемственность императорского трона. Согласно ст. 1, император является «символом государства и единства народа».

Согласно ст. 3, при совершении «государственных дел» император должен руководствоваться «советами» и получать предварительное «одобрение» кабинета, который и несет ответственность за его действия. Конституция подразумевает под «государственными делами» императора, таким образом, лишь обязанности процессуального порядка. Но он по-прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны, в чем его прямо не ограничивает Конституция.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Парламенту при этом была отведена роль «высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны». В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоящие ранее над парламентом, - Тайный совет и др. Сразу же по вступлении Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Японский парламент – двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников (верхней) – 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них. Установленный Конституцией порядок выборов палаты советников (ст.45,46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой.

Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возраста ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное – с 25 лет в нижнюю и с 30 лет – в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты.

Главным звеном государственной машины, которое обладает полнотой властных полномочий, является японское правительство и, более того, его премьер-министр. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.

В Конституции закреплена система «парламентских кабинетов». Парламент избирает главу Кабинета министров, высшего исполнительного органа власти. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой – распустить палату представителей и назначить новые выборы. Это право премьер-министра является достаточно эффективной сдерживающей мерой для парламента.

Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение договоров, организация и руководство гражданской службой и пр.

Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов.

Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного судьи и установленного законом числа судей. Все судьи, кроме Главного, назначаются Кабинетом, Главный –императором по представлению Кабинета. Судьи независимы, действуют «согласно голосу своей совести» (ст.76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было «особые суды» запрещаются.

Прямо заимствуя из американской Конституции редакцию основных прав граждан, японская Конституция относит к ним «право на жизнь, свободу и стремление к счастью» (ст.13).

Среди «классических» прав Конституция провозглашает: право «избирать публичных должностных лиц» (ст.15),

Свободу «мысли и совести» (ст.19),

Свободы собраний, слова, печати (с запрещением цензуры (ст.21),

Закрепляя в качестве главнейших гарантий свобод граждан демократические принципы уголовного права и процесса:

Право на разбирательство «дела в суде» (ст.32),

Право на адвоката (ст.37),

Запрещение произвольных арестов (ст.33),

Обысков (ст.55),

Применение пыток (ст.36) и пр.

Принципиально новым явлением в практике буржуазного конституционализма является включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны (ст.9), а также «от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Органы местного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.

Районные административные бюро, заменившие в первые послевоенные годы генеральные комиссариаты, сеть сельских групп и ассоциаций – оплот консерватизма и фашизма на селе – были ликвидированы вместе с Министерством внутренних дел. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой – 35 лет.

УТВЕРЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА ЯПОНИИ И ПОЛИТИКА «ОБРАТНОГО КУРСА».

Послевоенная государственная политика декартелизации и демократизации Японии очень скоо сменилась политикой «обратного курса», ужесточением политического режима. После принятия Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи:

1. Внешнеполитическая задача – упорядочение отношений с оккупационными американскими властями; конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидация всех его ограничений.

2. Восстановление и развитие японской экономики, опоры сильного и независимого, политически стабильного государства, с четкой социальной ориентацией.

Еще до середины 50-х гг. постепенно снимались ограничения японского суверенитета вместе с тесным включением Японии в систему «Западного мира», создавался налаженный механизм государственного регулирования экономики.

В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор между США и Японией, а также «договор безопасности», который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением. На основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский договор вместе с тем давал США право размещать свои наземные, воздушные и морские силы в Японии, а также предусматривал использование американских вооруженных сил для подавления «крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии». При этом специально оговаривалось, что Япония будет все в большей мере принимать на себя «ответственность за собственную оборону». Так открывался путь к восстановлению военной силы страны.

В 1960 году в обстановке широкого движения за отмену «договора безопасности», ликвидации американских военных баз на японской территории, вывода из Японии американских вооруженных сил был заключен новый договор «О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности», фактически оформивший японо-американский военный союз. Этим договором предусматривались обязательства Японии усилить свой военный потенциал в целях «отражения общей безопасности», а также продлевался еще на 10 лет срок существования американских баз на японской территории. Впоследствии этот договор стал продлеваться автоматически. «Охрана мира и независимости страны, обеспечение ее национальной безопасности» были возложены на Управление национальной обороны Японии.

Не имея возможности опираться впредь на военную силу США в наведении внутреннего порядка, правительство в 1952 г., несмотря на массовое сопротивление демократических сил, принимает новый репрессивный ЗАКОН о предотвращении подрывной деятельности, предусматривающий уголовную ответственность за «внутренние восстания», «гражданские беспорядки» и подстрекательство к ним. Закон устанавливал также административно-правовые санкции в отношении «подрывных организаций», даже тех, «которые осуществляли подрывную деятельность в прошлом, в сейчас вызывают опасения, что повторят ее». К этим организациям могла быть применена одна из двух «мер регулирования»: ограничение деятельности организации или ее роспуск. Предусматривалось законом и создание двух специальных органов: Управление по расследованию и Бюро общественной безопасности. Первому вменялось в обязанность расследовать подрывную деятельность, второму – непосредственно применять «меры регулирования».

«Обратный курс» был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса в составе 75 000 человек, преобразованного в 1952 году в «охранные войска», с восстановления ее военно-морских и военно-воздушных сил. В 1952 г. при Управлении национальной обороны был создан Комитет по планированию развития вооруженных сил.

С начала 80-х гг. Япония участвует в осуществлении американских военных программ, в расширении не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.

В настоящее время Япония обладает военной силой, формируемой на контрактной основе, оснащенной всеми видами современного вооружения, кроме атомного.

ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

Задачи восстановления и развития мирной японской экономики определили главные направления вмешательства государства в сферу бизнеса:

- государственное планирование и долгосрочное прогнозирование экономического развития,

- стимулирование частного капитала в деле всемерного использования новейших достижений научно-технической революции,

- многоплановое участие государственных органов в повышении качества японской продукции и пр.

Еще до принятия Конституции, в 1946 г., в Японии начала осуществляться на основе Закона «О чрезвычайных мерах в области экономики и финансов» целенаправленная политика экономической стабилизации. С этой целью были созданы «Бюро экономической стабилизации» и «Комитет по регулированию цен». Необходимость четкого государственного регулирования процессов восстановления расстроенной экономики потребовала разработки первых мобилизационных экономических программ и наделения Бюро специальными функциями по составлению общегосударственных планов в области производства и распределения товаров, контроля за обеспечением предприятий рабочей силой, финансами, транспортом и пр.

В Японии стал накапливаться огромный позитивный опыт государственного планирования принципиально отличного ют бюрократического, командного планирования экономики в условиях тоталитарного социализма. Японская модель «административного руководства» промышленностью, основанная на разработке научно обоснованных планов-проектов, в том числе и долгосрочных, создается вместе с организациями частного бизнеса и воспринимается ими как средство наиболее эффективного решения важнейших экономических задач, стоящих перед страной.

Во многих случаях административный орган не наделен в сфере экономики особыми властными полномочиями, и его решения носят убеждающий, рекомендательный характер, но они выполняются в силу корпоративной ответственности, традиционных национально-психологических требований «морального долга» Законы, касающиеся статуса министерств, определяют в качестве форм «административного руководства» рекомендации, требования, советы, посредничество.

Относительная неэффективность большинства принимаемых мер потребовала принятия нового плана экономической стабилизации, главной задачей которого стало:

- создание сбалансированного государственного бюджета за счет увеличения налоговых сборов;

- ограничения выплат субсидий;

- установления контроля над ценами, внешней торговлей и иностранной валютой.

Планировалось также увеличение производства важнейших видов местного сырья и пр.

В 1951 г. Япония достигла довоенного уровня промышленного производства за счет главным образом восстановления старых производственных мощностей.

С начала 50-х гг. правительствостало закладывать прочный фундамент, на котором частные фирмы могли выработать свою политику резкого улучшения качества промышленной продукции, необходимого условия повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке и, следовательно, притока в страну необходимых валютных поступлений.

С этой целью стимулировался импорт передовой техники и технологий, частным капиталом скупались лицензии во всем мире, что позволило в короткий срок преодолеть техническую отсталость японской промышленности по сравнению с Западом и достичь уже в 50-е гг. небывалого экономического роста.

В 1957г. был принят действующий и поныне Закон «Об экспортных операциях», на основании которого вся экспортная продукция в Японии подвергается обязательной инспекции и только после этого вносится в специальные списки разрешенного экспорта. Качественные параметры экспортной продукции, как и методы проверки, утверждаются соответствующими государственными органами.

Под эгидой Министерства внешней торговли и промышленности в настоящее время создана целая сеть государственных органов инспекции, кроме того, контроль за качеством товаров возложен на ряд (около 40) «избранных» частных компаний. Все компании и лица, виновные в нарушении правил контроля за качеством, привлекаются к суду, наказываются значительными штрафами.

«Долгосрочная перспектива структуры промышленности» разработана правительством в 1974 г. В качестве главных направлений развития в программе были выделены:

«развертывание в международном масштабе структуры промышленности», то есть рассредоточение в развивающихся странах японских предприятий тяжелой и химической промышленности и дальнейшее развитие в самой Японии наукоемких отраслей производства, то есть отраслей с высокой нормой добавочной стоимости.

Японское «экономическое чудо» (Япония уже в 70-х гг. вышла на 2-е место в мире по размерам валового национального продукта) в значительной мере и объясняется тем, что Япония превосходит все другие страны в способности целенаправленного эффективного регулирования экономики. Это единственная страна в мире, которая осуществляет всеобъемлещую комплексную стратегию обеспечения

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы:

Послевоенное устройство Германии, Италии и Японии. Роль ООН в послевоенном урегулировании государств – участников Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.