Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработали. Вместе с тем, началась постепенная концентрация материальных благ в руках племенной знати

Вместе с тем, началась постепенная концентрация материальных благ в руках племенной знати. Однако частная собственность не была превалирующей. Свободный труд общинников преобладал в хозяйстве, рабский же труд не был широко распространен.

Военная добыча занимала важнейшее место в числе источников существования славяно-русов. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли – таковы главные цели их походов в сопредельные и дальние земли.

Города возникали как оборонительные центры, места торговли и центры ремесла. Восточнославянская цивилизация в тот период прогрессировала. Если в YI веке византийский историк Прокопий из Кесарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IX веке скандинавы называли Русь «Гардарика» (страна городов). Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др. Негородские поселения постепенно утратили защитные сооружения, компактное расположение в пределах одного рода и росли в размерах. Все это свидетельствовало о разложении патриархально-родового строя.

Жили славяне в больших избах-клетях на 30-35 человек (патриархальная семья). Несколько таких домов составляли поселение соседской общины с числом построек в нем до 200 – 250.

Социально-политическое устройство славяно-русов – военная демократия (власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти первобытного коллективизма и демократии).

Вервь (соседская община) – главная ячейка общества. Все важные вопросы жизни общины решал общий совет – вече, на которое сходились домохозяева известной округи независимо от того, выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирали совет старейшин, ответственный перед вервью. По мере накопления богатств у отдельных членов общины, они начали играть более весомую роль в ее жизни. Аналогичное общинное устройство было характерно и для городов. Подчеркивая приверженность славян общинной демократии, Прокопий Кесарийский писал, что они управляются не одним человеком, а живут в «народоправстве» (демократии).

Военная организация восточных славян имела достаточно высокий уровень развития для своего времени. Ее основу составлял вооруженный народ (тысяча, ополчение). По решению вече и в зависимости от условий, на войну выступали или они, или отряд лучших воинов – дружинников (от «друг» – спутник на войне) во главе с князем. Для содержания дружины и себя князь собирал дань с тех, кого защищал. Не гнушались славяне и приглашением для военных действий наемников. До создания государственности у древних славян в уголовно-исполнительной политике доминировал принцип «око за око» (талион), или кровная месть. Это исключало необходимость иметь правоохранительные органы, так как минимум действий в указанной сфере осуществляли дружинники.

Производительные силы славянского общества в VI-VII вв. значительно выросли. Союзы славянских племен могли уже собрать и снарядить многочисленное войско - как пешее, так и конное, снабдить его оружием, продовольствием, а в случае необходимо­сти - и ладьями, которые могли плавать не только по рекам, но и совершать морские походы. Это войско могло успешно вести войны не только с ближними соседями, но и с Византией. Особенно подчёркивали византийские писатели такое качество славян, как любовь к свободе. По словам Маврикия Стратига, славян «никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».

Натиск славян на Византию стал особенно сильным в 20-е годы VI века. «С того времени, как Юстиниан принял господство над ви­зантийцами (527 г.), гунны, славяне и анты почти ежегодно опустошают империю...», - писал один из свидетелей этих событий. В результате походов, славяне «разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев».

Русы наводили страх на соседей частыми опустошительными набегами. В 551 году 3000 воинов-славян вторглись в Византию и дошли до Эгейского моря и Иллирии. В 623 году они опустошили окрестности Константинополя, в 676 году пытались взять Солунь (Салоники). В 813 году славяне во главе с новгородским князем Бравлином совершили поход на Сурож, в Крым и о. Эгина в Эгейском море. В 860 году (или 866 году) киевский князь Аскольд высадился у Константинополя, сжег его пригороды, принудив императора Михаила заключить с росами договор «мира и любви». Византийские письменные источники сообщают, что к YII веку славяне применяют на поле боя правильные боевые порядки (несколько глубоких колонн, составленных по родовому признаку), осадные машины. Вооружение славян составляли: мечи, луки с отравленными стрелами, копья, щиты, боевые топоры. Бесстрашные славянские воины были желанными наемниками для Византии и даже входили в состав телохранителей ее императоров.

Протогосударства у восточных славян существовали в форме военно-племенных союзов, когда сложились межплеменные объединения и древние славянские города. В.О. Ключевский доказывал существование в YI веке н.э. мощного племенного союза дулебов на северо-восточных склонах Карпат. О племенных союзах YII века Дуляба и Валинана на территории современной Волыни, их вождях Вандж-Славе и Маджаке писал арабский географ Масуди. «Повесть временных лет» сообщает о самостоятельных княжениях в YIII – IX веках в Новгороде, Ладоге, Полоцке, Киеве у племени древлян.

Ментальность славяно-русского общества характеризовало следующее:

1. Религиозное языческое мировоззрение. Приоритет коллективизма в общественном сознании. Подчеркивая эту особенность ментальности славян, один из византийских историков говорил: «.. у них счастье и несчастье считается делом общим».

2. Высокая толерантность по отношению к другим народам, религиям, культуре, ментальностям. Византийское сочинение «Стратегикон» повествует: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но, ограничивая срок рабства определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся на положении свободных».

3. Прямодушие, честность, гостеприимство, непритязательность славян отмечали многие авторы первого тысячелетия нашей эры.

 

Значительная часть Балканского полуострова - территория современной Болгарии - была также колонизована славянами. В 679 г. здесь возникло Первое Болгарское царство - одно из самых ранних славянских государств. Как и многие другие народы, дунайские болгары восприняли славянский язык и культуру, но в то же время они испытали сильное влияние Византийской империи. Православная церковь, стремясь распространить среди славян православную веру, создала для болгар азбуку, ставшую основой письменности большей части славянских народов. К Х веку болгары почти полностью растворились среди славян, восприняли их язык и культуру.

Вначале глава Болгарского государства назывался «великим ханом». Но при Симеоне (893-927 гг.) многое было воспринято от византийской государственности, и хан превратился в «василевса». После Симеона главы Болгарского государства стали титуловаться царями.

Власть царя была наследственной. Влиятельным совещательным органом при царе являлся синклит (постоянный совет), в состав которого входили «великие бояре», высшие придворные чины и архиепископ. Синклит, в случае отсутствия наследника престола, выбирал нового царя. В Болгарии православная церковь стала автокефальной (независимой от Константинопольского патриарха). Продолжали существовать народные собрания - «соборы», но их политическая роль постоянно уменьшалась.

Организация административной власти многое копировала у Византийской империи: должностные категории, структуру органов и т.д. Вся территория царства делилась на административные области, которыми управляли назначенные царём дуки или севасты. Правителю области подчинялись управители городов - кефалии. В сельской местности вся власть находилась в руках землевладельцев - «владык земных» и «бояр малых». Большинство крестьян находилось в зависимости от землевладельцев, которая постепенно усиливалась. Сохранялась разновидность колоната - отроки, которые являлись потомками рабов, посаженных на землю, и были почти полностью бесправными.

Своеобразным антифеодальным еретическим движением в Болгарии стало богомильство, широко распространившееся в Х-XI веках. Болгарское царство в начале Х века было признано Византией и просуществовало около 500 лет.

В середине IX века на Балканах, в придунайских землях укрепились полисные поселения сербских, захумских и других славянских племён, возникло первое сербское государство. Сербское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильными пережитками родоплеменной организации. Оно находилось в вассальной зависимости от императоров Византии и приняли православие от константинопольского патриарха.

К восточным славянам надо отнести и хорватов, пришедших на Балканы одновременно с сербами из Прикарпатья. Принимали участие в колонизации византийских земель и другие западнославянские племена, государственность которых возникла несколько позже.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Отличие древнегреческого полиса от колоний на территории нашей страны.

2. Доработать конспект.

Заместитель начальника кафедры

кандидат юридических наук

майор внутренней службы Т.В. Жукова

Преподаватель кафедры

Кандидат исторических наук А.А. Смирнова

 

«______» _______________ 2012 года

 


 

МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
   
 
 
 
 
 
ТЕМА № 3
Образование Древнерусского государства. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XII вв.)
 
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ
ЛЕКЦИЯ
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
 

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра теории и истории государства и права

Экз. № ________

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

Майор внутренней службы

 

_____________________________

С.Б. Немченко

 

«_____» _____________ 2012 года

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Византия и первые славянские государства | Y. Текст лекции. II. Воспитательные цели
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.