КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Церковь в период петровских реформ
В странах, где доминирующей религией стал победивший протестантизм, особый упор делается на укрепление суверенитета светской власти. Аналогичное развитие наблюдается и в католическом мире. Русская православная церковь также оказывается вовлечённой в этот процесс при Петре I. Мощный размах государственного вмешательства в дела церкви – одна из основных черт этого периода её истории. В учении Феофана Прокоповича соединились теократические представления об абсолютизме в его протестантском выражении с византийским пониманием государственной власти; согласно этой новой концепции властитель является высшим хранителем и защитником догматов церкви. Свою задачу Пётр I видел в более тесном сращивании церкви и государства и превращении первой в инструмент морали. Уничтожение патриаршества преподносилось как выражение заботы, политической целью этого акта было устранение конкурента в лице церковной власти. Задачей Духовной коллегии стало создание гарантированной организованной подконтрольности церковного аппарата государственной власти. Секуляризация церковных владений, сокращение числа монастырей – всё это было результатом рационалистическим об общественной пользе. Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений – на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. Тем не мене крупнейшим собственником в России оставалась церковь, которая к концу XYII века все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом.
Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVII в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями. Большое значение в утверждении абсолютизма имела церковная реформа Петра I. После смерти в 1700 году патриарха Адриана Петр I решил не назначать нового и запретил избирать ему преемника. Временно управление церковью поручалось рязанскому митрополиту Стефану Яворскому (1658 – 1722), выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола» и не облеченному патриаршими полномочиями. Патриарший разряд упразднили, а его функции в 1701 году передали восстановленному Монастырскому приказу во главе с боярином И.Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Н.М. Зотовым. Этому приказу подчинили патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли, в основном, на государственные нужды. Так, в 1701 – 1711 годах казна получила с монастырских вотчин свыше 1 000 000 рублей. Часто государство изымало значительную часть доходов для строительства флота, содержания армии, учебных заведений. Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей. На церковь возложили устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных и для отставных солдат. Всё это вызывало недовольство значительной части духовенства.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |