Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элемент. Под элементом принято понимать простейшую неделимую часть системы или совокупность таких частей, также называемую подсистемой

Основные характеристики систем.

Простая концепция элемента - очень мощная в практике. Например, в случае рассмотрения такой системы, как автомобиль, мы можем починить, или усовершенствовать всю систему изменив отдельные компоненты без внесения каких любо изменений во всю систему.

Связь. Элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Это значит, что деятельность одного элемента связана с функционированием других элементов. Например, в системе «интернет-магазин», работа одного элемента, такого как «формирование ежедневного отчета заказов от покупателей» не может быть завершена успешно до тех пор, пока не будет закончена работа другого элемента, такого, как «сортировка заказов покупателей по дате поступления».

 

Понятие «связь» входит в любое определение системы (наряду с понятием «элемент») и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие характеризует одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы.

[Связь определяют, как ограничение степени свободы элементов. Действительно, элементы, вступая во взаимодействие (связь) друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.]

[однозначного определения также нет, дадим, например, такое: связи – это компоненты системы, осуществляющие взаимодействие между ее элементами, а также между системой в целом и средой ]

Связь характеризуется направлением, силой и характером (или видом). По первым двум признакам связи можно разделить на направленные и ненаправленные, сильные и слабые, а по характеру - на связи подчинения, порождения (генетические), равноправные (или безразличные), связи управления. Связи можно разделить также по месту приложения (внутренние и внешние), по направленности процессов в системе в целом или в отдельных ее подсистемах (прямые и обратные). Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных признаков.

Максимальное количество связей в системе, если между двумя элементами допустима только одна связь, определяется числом возможных сочетаний связей между элементами и может быть найдено по формуле:

Nc = n*(n-1), где n – количество элементов.

Если система состоит из 5 элементов, то максимальное количество связей для нее =20.

 

Граница. Система имеет границу, в пределах которой находятся все ее элементы и которая устанавливает рамки системы, отделяя ее от других систем.

Цель. Все элементы работают вместе для достижения некоторой общей цели: причины, по которой и существует сама система

 

Понятие «цель» и связанные с ним понятия целенаправленности, целесообразности лежат в основе развития системы.

Цель - одно из наиболее сложных понятий, изучению которого большое внимание уделяется в философии, психологии, кибернетике, теории систем. Процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен.

Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа в понятие «цель» вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений (цель - «выражение активности сознания»; «человек и социальные системы вправе формулировать цели, достижение которых невозможно, но к которым можно непрерывно приближаться»), до конкретных целей - конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени, формулируемых иногда даже в терминах конечного продукта деятельности.

 

В некоторых определениях цель как бы трансформируется, принимая различные оттенки в пределах условной «шкалы» - от идеальных устремлений к материальному воплощению, конечному результату деятельности, как это представлено на рисунке.

Наряду с приведенным определением, целью называется «то, к чему стремится, чему поклоняется и за что борется человек» («борется» подразумевает достижимость в определенном интервале времени); в ряде работ под целью понимается «модель желаемого будущего» (при этом в понятие «модель» можно вкладывать различные оттенки реализуемости) и, кроме того, вводится понятие, характеризующее разновидность цели («мечта - это цель, не обеспеченная средствами ее достижения»).

В Большой Советской Энциклопедии цель определяется как «заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека». В практических применениях цель - это идеальное устремление, которое позволяет коллективу увидеть перспективы или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к идеальным устремлениям.

Среда (внешняя/окружающая среда)

Система взаимодействует со средой – все, находящееся вне границ системы. Среда, окружающая систему, воздействует на нее и сама подвергается воздействию со стороны системы. Например, среда университета состоит из потенциальных студентов, других организаций и учреждений, средств массовой информации и т.д. Обычно система взаимодействует с окружением. Университет взаимодействует с потенциальными студентами, например, проводя дни «открытых дверей».

 

«Для данной системы окружающая среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы».

Под средой понимается множество элементов, которые не входят в систему, но изменение их состояния вызывает изменение поведения системы и наоборот.

[Понятие «среда» следует понимать как сферу, ограничивающую структурное образование системы. Сложное взаимодействие системы и среды как ее окружения определяется в качестве понятий соответственно «система» и «надсистема». В.Н. Садовский и Э.Г. Юдин определяли это соотношение как:

1. система образует особое единство со средой;

2. любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка;

3. элементы любой исследуемой системы, в сою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.]

 

Интерфейс. Точки, в которых система взаимодействует со средой, называют интерфейсом.

Ограничения. Система должна иметь ограничения при функционировании (т.к. есть пределы действия самой системы и средств, с помощью которых эта цель может быть достигнута). Некоторые ограничения накладываются самой системой (например, ограниченной число работников в организации), другие диктуются средой (например, органами государственной власти, законодательной средой и т.п.).

Вход. Выход. Система взаимодействует со средой посредством входа и выхода. Вход – все, что поступает в систему из среды, выход – все, что поступает в среду из системы.

Информация, энергия, материалы – могут быть как входами и выходами системы. Для электростанции, в качестве входных компонентов служат сырье (уголь, нефть, вода и т.д.), спрос потребителей на электроэнергию. Выходом такой системы является произведенная электроэнергия.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выбор определения системы | Обратная связь и контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.