Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пресс-релиз




Тема 1 ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ЖАНРЫ

Тексты оперативно-новостных жанров несут ранее неизвестную информацию о совершившемся или предстоящем общественно значимом событии. В основе текста этого жанра должна быть новость или новостное событие, изложенное лаконично, кратко, без всяких пояснений. А самому тексту присущи оперативность, релевантность, фак-тологичность.

Под оперативностью понимается срочность создания текста и своевременность его распространения через средства массовой информации. Релевантность — это соответствие новости интересам определенного сегмента общества. Фактологичность — точная передача в тексте реальных фактов.

К оперативно-новостным жанрам теоретики паблик рилейшнз относят пресс-релиз и приглашение.

Пресс-релиз — активно заявивший о себе жанр. Как жанр публицистики пресс-релиз рожден рыночными отношениями, используется властными и коммерческими структурами, обеспечивая взаимодействие между ними и средствами массовой информации.

В определении этого жанра нет единого мнения. Специалисты по связям с общественностью считают, что «пресс-релиз — это информация, бесплатно распространяемая фирмами, корпорациями, организациями через собственные отделы, службы, бюро паблик рилейшнз или специализированные PR-агентства». Теоретики журналистики утверждают: «Пресс-релизом называется подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты. От них, собственно, и поступают такие пресс-релизы в СМИ».

Как видим, определения пресс-релиза отличаются друг от друга, а предназначение его одно — нести социально значимую информацию обо всем новом, интересном, важном для общества.

Пресс-релиз отражает только одно новостное событие, дает некоторые его параметры, указывает на его место, время и характер. Важнейшие факты в нем излагаются в первом абзаце, который должен ответить на вопросы: кто?что?когда?где?почему?, а иногда и каким образом? Каждый последующий абзац обычно менее весом (по принципу перевернутой пирамиды), чтобы редактор при необходимости «мог отрезать его окончание, не искажая основного содержания». Текст пресс-релиза, написанный грамотно, логично, аргументированно, «печатается через два интервала на одной странице с большими полями», он должен иметь заголовок, дату распространения, фамилию и имя автора, его телефон, чтобы при необходимости журналисты могли получить дополнительную информацию10.

Полученный в редакции пресс-релиз не обязательно будет опубликован. Чаще его используют как источник информации для ориентации журналистов в деловом мире, в предвыборной или другой политической кампании. Факты, приведенные в пресс-релизе, могут войти в заметку, хронику событий, в корреспонденцию, т.е. преобразованы в какой-то публицистический жанр при сохранении его рекламной или новостной сути. В этом можно убедиться на примере пресс-релиза от 11 сентября 2006 г. «Кросс наций — 2006», разосланного в редакции СМИ пресс-центром правительства Пензенской области. Приведем его текст:

«11 сентября т. г. в Комитете Пензенской области по физической культуре и спорту состоялась пресс-конференция Г. Е. Кабельского по вопросу проведения Всероссийских массовых соревнований "Кросс наций — 2006".

В третий раз в России по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту Всероссийский день бега будет отмечаться массовыми соревнованиями по легкой атлетике. Отличительная черта этого мероприятия состоит в том, что во всех регионах соревнования стартуют в одно и то же время, символизируя единение в стремлении к здоровому образу жизни. 17 сентября т. г. город Пенза во второй раз будет участвовать в "Кроссе наций". Заявочное число участников из г. Пензы в этом году — 12 тыс. человек. Это в три раза больше, чем в прошлом году. Следует обратить внимание на то, что в этом году заявили на участие в соревнованиях не только г. Пензу, но и Пензенскую область в целом — 23—24 тыс. человек будут участвовать в этих соревнованиях, почти все города и муниципальные районы подтвердили свое участие. Дистанции также стали серьезнее. В прошлом году протяженность дистанции составляла от 3,5 до 5 км, сейчас участникам соревнований предстоит преодолеть от 1-го (детская дистанция) до 12 км. Каждый, кто будет участвовать в соревнованиях, получит майку с логотипом "Кросс наций — 2006", а также сможет принять участие в розыгрыше призов, среди которых будет автомобиль. По вопросам участия во Всероссийских соревнованиях "Кросс наций — 2006" можно обращаться в спорткомитеты городов и районов области».

Хотя в тексте этого пресс-релиза не указан его автор, которому журналисты могут задать возникшие у них вопросы, но все же названы три телефонных номера, а также сказано, что по вопросам участия во Всероссийских соревнованиях «Кросс наций — 2006» можно обращаться в спорткомитеты городов и районов области.

Таким образом, пресс-релиз — распространенный жанр публицистики, рожденный рыночной экономикой и демократизацией общества, который используют государственные органы власти, всевозможные фирмы и общественные организации с целью информирования населения о новостях, рекламирования товаров и услуг. Пресс-релиз используют государственные и общественные деятели, политические партии и организации в период избирательных и других политических кампаний.

Теоретики паблик рилейшнз выделяют две разновидности пресс-релиза: пресс-релиз-анонс и новостной пресс-релиз. В основе деления этого жанра на виды лежит характер информации.

Пресс-релиз-анонс (анонс — объявление, сообщение) — это короткое сообщение для журналистов о предстоящем событии. Так, пресс-центр правительства Пензенской области 21 января 2004 г. распространил пресс-релиз под заголовком «"МедИнж" — 10 лет работы для кардиохирургии», в котором говорится:

«23-25 января 2004 года состоится научно-практическая конференция «Протезы клапанов сердца "МедИнж" в хирургии клапанных пороков сердца». В рамках конференции пройдет торжественное заседание «Научно-производственное предприятие "МедИнж" — 10 лет работы для кардиохирургии». (Предприятие было создано в 1994 году на базе цеха магнитных головок Пензенского завода вычислительной техники. 10-летие предприятия отмечалось 20 января 2004 года.)

В работе конференции примут участие около 60 профессоров, докторов медицинских наук со всей России (Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары, Оренбурга, Сургута, Челябинска), а также Казахстана, Киргизии, Молдавии, Белоруссии. Среди них: академик Российской академии медицинских наук Л. А. Баке-рия, член-корреспондент РАМН А. К. Малашенков.

Участники конференции рассмотрят проблемы, новые методы и технологии в современной кардиохирургии. Основное внимание будет обращено на опыт исследования и применения отечественных клапанов, клинические исследования и непосредственные результаты разработок в области протезирования клапанов сердца.

Справки по телефонам: ХХ-ХХ-ХХ, ХХ-ХХ-ХХ; т/ф: ХХ-ХХ-ХХ».

Без всякого сомнения, это пресс-релиз-анонс. Разосланный заранее по редакциям СМИ Пензы, он заинтересовал многих журналистов, так как информировал о событии чрезвычайной важности не только для региона, но и для всей России. В результате информация о научно-практической конференции кардиохирургов прошла по всем пензенским газетам, а телеканалы показали телесюжеты об этом событии. Значит, этот пресс-релиз выполнил функцию анонса — привлек внимание журналистов к данному событию.

Пресс-релиз-анонс считается превентивным сообщением о будущем событии, которое должно произойти в ближайшее время. Его цель — дать краткую информацию о предстоящем новостном событии, явлении, сообщить о месте, времени, особенностях его проведения, чтобы привлечь внимание журналистов.

В новостном пресс-релизе (еще его называют ньюс-релизом) ставится задача довести до широкой аудитории читателей, телезрителей, радиослушателей общественно значимую новость или информационное сообщение. К примеру, такую функцию выполняет пресс-релиз от 17 ноября 2005 г., переданный пресс-центром правительства Пензенской области по электронной почте в редакции СМИ под заголовком «"Рост-сельмаш" отметил пензенских комбайнеров»:

«Специальная премия была учреждена заводом "Ростсельмаш" лучшим механизаторам, добившимся наиболее эффективного использования комбайнов производства этого завода. Лучшими в Пензенской области признаны:

— Демин Валерий Афанасьевич, комбайнер ООО Агрофирма "Красная горка" Колышлейского района, намолотивший на комбайне "Д0Н-1500Б" 26 870 центнеров зерна;

— Мещеряков Николай Александрович, комбайнер СПК "Лунинс-кий" Лунинского района, намолотивший на комбайне "Нива-эффект" 13 036 центнеров зерна;

— Дунькин Александр Васильевич, комбайнер СПК РАО "Технолог" Лопатинского района, заготовивший на комбайне "ДОН-680" 13 768 тонн зеленой массы на силос, сенаж и зеленый корм.

Телефоны для справок: ХХ-ХХ-ХХ, ХХ-ХХ-ХХ».

Что является новостью в данном пресс-релизе? Во-первых, то, что завод «Ростсельмаш» установил премии механизаторам, добившимся наиболее эффективного использования комбайнов этого предприятия. Во-вторых, что в Пензенской области три механизатора стали победителями этого конкурса, из них два — по намолоту зерна на комбайнах разных марок и один — по уборке кормовых культур.

Эти примеры говорят о том, что пресс-релиз-анонсом и новостным пресс-релизом широко пользуются пресс-службы и пресс-центры для передачи информации в редакции СМИ и для приглашения журналистов на общественно значимые мероприятия.

Кроме того, «новостные пресс-релизы могут распространяться в ходе пресс- конференций и после новостного события», так как в их основе лежит фактологическая информация, «устанавливающая реальность существования каких-либо явлений (предметного или идеального, т.е. информационного ряда) в настоящем или прошлом».

Известный теоретик прагматических коммуникаций М. В. Гунда-рин выделяет еще краткую и развернутую модели анонсов. По его мнению, краткая модель представляет собой оповещение-приглашение журналистов на мероприятие с элементами, повышающими привлекательность его, — важный информационный повод, участие в нем каких-то знаменитостей, государственных, политических деятелей и т.п. В свою очередь развернутый анонс предоставляет журналисту надежную фактологическую основу будущей публикации*.

Обычно пресс-релиз пишется короткими повествовательными предложениями с прямым порядком слов — сначала подлежащее, потом сказуемое; мысль выражается простыми словами, не допускающими двойного их толкования. В пресс-релизе нельзя использовать специфические выражения, профессиональные жаргонизмы, нуждающиеся в дополнительном разъяснении.

Следует отметить, что существует еще сообщение для прессы — особый тип пресс-релиза, доводящий до сведения редакций СМИ специфику предстоящего события, которое надо освещать в средствах массовой информации. В этом сообщении не употребляют цитаты, его объем — не более двух-трех абзацев: столько информации, чтобы заинтересовать журналистов. Сообщение должно отвечать на вопросы: кто? что? когда? где?.

Итак, пресс-службы и пресс-центры государственных и коммерческих структур для связи с редакциями СМИ используют в основном два типа пресс-релиза: новостной и релиз-анонс. Они различаются только по оперативности информации (событие ожидается или уже состоялось), а по композиции и по изложению они почти не отличаются друг от друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.