Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имиджевое интервью

Интервью — это беседа корреспондента с общественно значимой личностью, предназначена она для опубликования в печати, передачи по радио или телевидению.

В этой беседе журналист, обращаясь с вопросами к собеседнику (респонденту), выстраивает особую публицистическую цепочку в расчете на восприятие ее будущего читателя, радиослушателя, телезрителя. Изложение фактов ведется не от лица автора интервью, а от лица респондента, с которым журналист беседует.

В логической схеме интервью на первый план выдвигается социально-психологический портрет личности (человек и его дело, человек и время) либо анализ актуального события, социального явления, общественной проблемы через призму индивидуального мнения авторитетного лица43. Текст интервью состоит из трех частей:

■ «ввода» в тему (или «лид»);

■ основной части, состоящей из вопросов и ответов на них;

■ заключения, логически завершающего беседу журналиста с респондентом.

Когда журналист берет интервью, он преследует информационные, возможно, сенсационные, познавательные, воспитательные, политические, пропагандистские цели. Этот жанр позволяет сделать важное политическое заявление, разъяснить значение международного или внутригосударствен-ного события, научного открытия или изобретения, дать оценку явлениям и акциям как в обществе, так и в целом мире. Интервью дает возможность отдельными штрихами охарактеризовать внешний вид и внутренний мир человека, передать его взгляды, настроение, стремление, идеалы.

Имиджевое интервью — жанр пиар-текста, представляющий собой запись беседы журналиста с должностным или общественно значимым лицом организации, фирмы, предприятия, которая при публикации способствует формированию паблицитного капитала базисного пиар-субъекта.

В центре его внимания — социально значимая персона. В нем обязательно должны быть такие сведения: фамилия, имя, отчество, служебное положение, фирма или организация, которую лицо представляет, подпись автора иногда отсутствует.

Имиджевое интервью преследует определенные цели:

■ информирование общественности о позитивном опыте организации, ее заслугах;

■ информирование о предстоящем событии, например о юбилее, или о подробностях произошедшего новостного события;

■ разъяснение общественности позиции или точки зрения должностного лица, организации.

В журналистике традиционно выделяют событийное, портретное, проблемное интервью. Важнейшие достоинства этого жанра — оперативность, злободневность, деловитость, общественная значимость.

В журналистской практике используются интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, эксклюзивное интервью, коллективное интервью, интервью-анкета, блиц-интервью, беседа.

Интервью-монолог представляет собой сообщение или заявление высокого руководителя или государственного чиновника по вопросу, предложенному журналистом.

Например, накануне своего визита в Индию 25—26 января 2007 г. Президент РФ В. В. Путин в интервью индийскому телевидению так ответил на вопрос о перспективах сотрудничества России с Индией («Комсомольская правда» от 24 января 2007 г.):

«Мы перешли не просто к купле-продаже военного оборудования и техники, а к другой, более доверительной стадии сотрудничества — к совместным разработкам.

...Мы предприняли ряд шагов, которые позволяют нам развивать кооперацию. Это касается создания на территории Индии предприятий по обслуживанию российской военной техники. То есть речь идет, по сути, обо всех звеньях сотрудничества: разработке, производстве, обслуживании, ремонте».

Интервью-сообщение отличается своей информационной направленностью. Оно короткое, содержание в нем излагается только в основных чертах. Ответы респондента журналист пересказывает или воспроизводит в сокращенном виде.

Вот как выглядит интервью-сообщение О. Николаевой под заголовком «Грипп грозит нам в феврале? Эпидемиологи прогнозируют подъем простудных заболеваний к следующему месяцу» («Комсомольская правда» от 23 января 2007 г.):

«Вспышку гриппа ожидали в конце декабря. Но аномально теплая погода не дала распространиться заразе.

— Подъем заболеваемости мы ожидаем в конце января—феврале, — говорит главный эпидемиолог Пензенской области Валентина Калин-кина. — Из-за теплой погоды более ранние наши прогнозы не сбылись. Вообще мы считаем, что и в феврале не будет такой интенсивности заболевания, какая наблюдалась в прошлые годы.

Сейчас прививаться от гриппа, конечно, поздно: если подхватите инфекцию, станете болеть сильнее обычного, возможны даже осложнения. А вот профилактикой заняться — самое время. Медики советуют вести здоровый образ жизни, пить витамины, так необходимые организму зимой, и не пренебрегать народными рецептами — есть лук, чеснок — они обладают антисептическим действием.

Добавьте в рацион питания жирную отварную рыбу. По последним данным, она также способствует профилактике заболевания. Если вы все-таки заболели, обратитесь к врачу, он посоветует необходимые препараты. Самостоятельно, без консультации медика, лекарства не принимайте...».

Распространенным жанром является интервью-диалог. В интервью-диалоге приводится полный текст беседы журналиста с респондентом. Вопросы корреспондента в таком интервью индивидуализированы, конкретны, последовательны, что позволяет создавать непринужденную обстановку, поддерживать беседу, выяснять главное, направлять диалог в нужное русло, делать текст стройным, логичным, понятным для читателя.

В этом можно убедиться на примере публикации Ю. Третьякова «Рекордный полет главкома. Генерал армии Михайлов сел в кабину гидроплана и показал своим подчиненным, "как это Делается"» («Труд» от 8 сентября 2006 г.):

«Главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов на проходящем в Геленджике "Гидроаэросалоне" установил новый мировой рекорд. Лично сев за штурвал самолета-амфибии "Бе-200 ЧС", он сделал круг протяженностью в 500 км за 47 минут.

Кстати, на этом самолете за последние несколько лет установлено около двух десятков мировых рекордов. И вот еще один — генеральский. Корреспондент "Труда" задал главкому ВВС Владимиру Михайлову несколько вопросов.

— Владимир Сергеевич, Вы боевой летчик и вдруг за штурвалом самолета, предназначенного для тушения пожаров. В чем был интерес?

— "Бе-200" — машина многофункциональная. И она представляе определенный интерес, в том числе и для Военно-воздушных сил. Не исключено, что в перспективе она может пойти на замену самолетов-амфибий "Бе-12", которые практически выработали свой ресурс.

— Какие остались ощущения от полета?

— Машина прекрасно доработана, легко управляема, уверенно paботает на всех режимах. Нам надо было проверить, как ведут себя двигатели в оптимальном режиме на высоте 6000 м. Должен сказать, безукоризненно.

— На какой скорости вы шли?

— По приборам — более 500 км в час, а истинная была где-то около 700.

— Вы впервые сели за штурвал "Бе-200"?

— Знаете, опытному водителю все равно, на чем ездить — на "Жигулях" или "БМВ". Поэтому мне тоже все равно, на каком самолете лететь. Кстати, у него не штурвал, а ручка управления, как на истребителе. Поэтому управлять самолетом мне было достаточно просто.

 

— А сколько типов самолетов вы освоили?

— Сразу после училища — а я окончил Ейское высшее авиационное — уже летал на самолетах пяти типов. А за долгие годы — где-то около 40.

— И последний вопрос: какие хорошие новости ожидают ВВС в ближайшем будущем?

— Через неделю-другую получим два новых "Су-34", которые отправим в учебный центр в Липецк. Уже ясно, что план по вертолетам "Ми-28 Н" будет выполнен. До конца года получим пять таких машин. Ну и, что для нас очень важно, завершаем модернизацию почти всех типов самолетов, что стоят у нас на вооружении».

В этом интервью-диалоге выделяется интригующая «вводка», утверждающая, что Главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов на самолете-амфибии «Бе-200 ЧС» установил новый мировой рекорд, что создает положительный имидж этой машине, аналогов которой нет в мире. Умело сформулированными и логически выстроенными вопросами журналисту удалось выяснить, в чем заключался интерес генерала армии, когда он садился за штурвал многопрофильного самолета «Бе-200 ЧС». Проверить его летно-технические характеристики, а также узнать, как идет переоснащение ВВС России новыми летательными аппаратами.

Заслуживает внимание и справка «Труда», завершающая интервью:

«Подобных "Бе-200 ЧС" машин нет ни в одной стране мира. Ее главное достоинство в том, что самолет можно быстро переоборудовать для решения различных задач: тушения пожаров, доставки спасателей, эвакуации раненых, мониторинга окружающей среды. В пожарном варианте, не садясь на воду, в режиме глиссирования "Бе-200" всего за 12 секунд может взять на борт до 12 тонн воды».

Интервью-зарисовка передает не только содержание беседы журналиста с общественно значимой или интересной личностью, но и ту обстановку, в которой проходил этот разговор, а иногда и его характер. В таком интервью автор получает возможность сказать о времени, месте встречи, комментировать факты, события, о которых рассказывал респондент.

Интервью-мнение — это развернутый комментарий к факту, событию, к возникшей проблеме.

Так, на вопрос редакции: «Как бы вы наказывали наркодельцов?» («Комсомольская правда» от 24 января 2007 г.) газета опубликовала такие ответы:

«Николай АЛЕКСИИЧУК, полковник, командир части особого назначения:

— Была бы моя воля, я бы всех торговцев наркотиками (если их вина абсолютно доказана судом) сбрасывал с самолета с парашютом, но чтобы каждый из них знал, что в каждой партии этих продавцов "белой смерти" один парашют не раскроется. А всех замеченных в употреблении сгонял бы на полигоны смотреть на это перевоспитание.

Алексей ЦАРЬКОВ, врач-нарколог, консультант центра "Здоровая семья ":

— Я бы давал наркодельцам сроки вплоть до пожизненного. Они мало чем отличаются от серийных убийц. А больных наркоманией нужно лечить по-настоящему. К сожалению, многие клиники занимаются только выкачиванием денег из их родных.

Coco ПАВЛИАШВИЛИ, певец:

— Пусть наказание выбирают люди, у которых дети погибли от наркотиков. Хотя в первую очередь нужно принимать жесткие меры для тех, кто прикрывает наркодилеров.

Олег ЯКОВЛЕВ, группа "Иванушки International":

— Люди не тараканы, их нельзя просто уничтожать, даже наркоторговцев. Лучше всего их сажать в тюрьмы.

Георгий ПРЯХИН, писатель:

— Отрубать головы на лобном месте — это нецивилизованно. Нужно просто включить все механизмы современного законодательства, которое и так не щадит наркоторговцев.

Рамис ХИНЗЯРОВ, читатель сайта www. KP.ru, Москва:

— Самих наркодельцов сажать на иглу негуманно. Надо их просто расстреливать!»

Этот пример свидетельствует о том, что интервью-мнение позволяет выяснить отношение представителей разных слоев населения к факту, событию или возникшей проблеме.

В печати встречаются коллективное интервью — мнение нескольких лиц, т.е. коллективная беседа, организованная редакцией для обсуждения актуальной проблемы: интервью-анкета — своеобразная заочная беседа. Но вопросо-ответной форме обмена мнениями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен равнозначными суждениями и размышлениями.

В последнее время в журналистскую практику прочно вошло эксклюзивное интервью. По форме оно может быть интервью-монологом, интервью-сообщением, интервью-диалогом, интервью-мнением, но предназначено оно только для одного конкретного СМИ. По методу получения информации близок к интервью блиц-опрос, публикуемый в «Комсомольской правде» под рубрикой «Экспресс-опрос».

Таким образом, существует несколько видов интервью, все они служат целям информирования населения района, города, области, страны, всего мира обо всем новом, интересном, для выявления общественного мнения по самым разным вопросам. Имиджевое интервью часто используют в экономических, политических целях.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обзорная статья | Лингвистическое обеспечение САПР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.