Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты средневековой философии стран мусульманского Востока




Тема № 7. Философия средневековья: философия стран мусульманского Востока.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -философия, созданная арабами и некоторыми народами Ближнего и Среднего Востока, принявшими ислам и пользовавшимися арабским языком. Классический период арабской философии — VIII—XV вв. С VII в. она развивается в форме богословской метафизики. К середине VIII в. попытки применить идеи греческой философии к мусульманской догматике приводят к рациональному обоснованию теологии ислама: философия мутазиллитов отрицала антропоморфные представления о Боге, Божественное предопределение и утверждала Божественную справедливость, общезначимость "повеления блага и запрещения зла", возможность познания Вселенной и Бога. В борьбе с мутазиллитами сформировалась школа мутакаллимов — последователей ортодоксального ислама. На дальнейшее развитие арабской философии значительное влияние оказало движение суфизма. Родоначальник оригинальных трудов арабской философии — Аль-Кинди. Как и другие представители арабского аристотелизма, он подчеркивал значение естествознания; обосновывая вероучение ислама, считал возможным относительно автономное существование философии, основанной на разуме. Усвоение аристотелевской философии в неоплатонизированном варианте, благодаря переведенному на арабский язык сочинению "Теология Аристотеля" (изложение работ Плотина), связано с именами Аль-Фараби и Ибн-Сины (Авиценны). Они доказывали вечность мира и его независимость от божественного провидения: Бог — "необходимо сущее, благодаря самому себе"; знание Его простирается лишь на универсаль­ное, которое есть сам божественный разум. Его эманации в вещах и человеческий интеллект. Задача познания — понять этот разум. Параллельно с арабским аристотелизмом шло развитие оппозиционных исламу философских течений так называемых "чистых братьев", мистических направлений суфизма. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов разума занимались мутакаллимы, последователи Аль-Ашари. Аль-Газали, прозванный "доказателем ислама", дали анализ арабских неоплатоников и их опровержение. После него основой методологии арабской философии стала аристотелевская логика. Дальнейшее ее развитие продолжается в Испании (Андалусии), где она представлена Ибн Баджжа, Ибн Туфейлем и Ибн Рушдом (Аверроэсом). В последующие столетия в ней усиливаются догматическая теология и мистика. С конца XIX в. теология и философия постепенно синтезируются в феномен арабской идеологии ислама.

Основными источниками формирования философии мусульманского Востока были, прежде всего, Коран, а также философские труды Аристотеля, Платона и других античных мыслителей. Кроме того, многие мыслители опирались на данные естественных наук того времени. Основные идеи: эманация вселенной от Бога, цель философии – сделать человека настолько подобным Богу, насколько это возможно, философия не противоречит основным законам ислама и другие.

ИСЛАМ (арабск. букв. — покорность, т. е. покорность Богу) или мусульманство — одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Возникла среди арабских племен Западной Аравии. Основатель ислама — Мухаммед (ок. 570—632 гг. н. э.). Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый как предвечное, несотворенное "слово божие", как откровение, т. е. как то, в чем Бог открывает себя человеку. Коран рассматривается как текст, продиктованный Богом Мухаммеду, который записал его слово в слово. Мухаммеду (в отличие от Христа) не присуща божественная природа, он не богочеловек, а пророк, т. е человек, наделенный определенными качествами. Другой источник вероучения — Сунна, состоящая из собрания текстов, содержащих высказывания Мухаммеда. Один из наиболее важных принципов ислама строгий монотеизм, противостоящий христианскому учению о троичности Бога и богочеловечестве Христа. Вместе с тем, в исламе много заимствований из иудаизма и христианства. Кроме Мухаммеда ислам признает еще четырех пророков: Ноя, с которым Бог возобновил союз; Авраама первого верующего в единого Бога; Моисея, которому Бог дал Тору для сынов израилевых; Иисуса, через которого Бог сообщил христианам Евангелие. Мухаммед однако остается главными самым высшим пророком, завершившим цепь пророчества. После 657 г. происходит разделение ислама на несколько ветвей, главными из которых явились суннитское и шиитское направления. Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя. Единоличный авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов суннитов. То есть, суннизм – ортодоксальный ислам, сторонники которого признают законность Сунны. Шиизм – это течение, основанное на вере в то, что преемниками Мухаммеда могут стать только его прямые потомки, иные правители незаконны.

Философские воззрения ал-Кинди. ал-Кинди Абу Юсуф Якуб ибн Исхак. (800 г. ок. 870г.), Автор более 200 работ, большая часть которых до нас не дошла. Основные труды: «О первой философии», «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии» «Трактат о высказываниях Сократа», «Как уберечься от печали». Был тесно связан с мутазиллитами. Во время борьбы халифа аль-Мутаваккиля (847—861) с рационалистами подвергался гонениям. Ввёл в научный обиход произведения античных философов, редактировал переводы на арабский язык с греческого через сирийский. Автор сокращённого изложения ряда произведений античных философов и комментариев к «Категориям» и «Второй аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея. Выдвинул теорию 5 прасубстанций: материи, формы, движения, пространства и времени. Первым разработал учение о четырёх видах разума (актуального, потенциального, приобретённого и про­являющегося). Утверждал, что пророческие знания превыше человеческих, они вне пределов человеческого разума и их легче постичь. Он говорил, что Аллах обладает божественными знаниями, которые не может достичь философия. Коран для ал-Кинди – вершина божественного откровения. Однако, прилежное изучение математики и трудов Аристотеля дает возможность обрести знания о том, что истинно. Ал-Кинди был убежден, что для того, кто хочет заниматься философией, обязательно знание математики. Он считал, что философия есть знание обо всем. «Нам не следует стыдиться одобрения и обретения истины, откуда бы она не исходила. Истиной никого нельзя унизить – наоборот, истина облагораживает всякого».

Бытие, эманация и разум в философии ал-Фараби. Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг ал-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля), родился в г. Фарабе, в 870 г. - скончался в декабре 950 г. Его книги: «Взгляды жителей Добродеятельного града», «Книга о единстве взглядов двух мудрецов», «Книга о достижении счастья».

Ал-Фараби стремился создать синтетическую картину мира, охватывающую космос, человека, его разум и находящую выход к существенным для человеческого бытия реалиям.

Первая бросающаяся в глаза черта этой концепции—описание бытия в иерархическом порядке (эманационная теория, где под эманацией понимается «путь вниз», «развитие в спять» от высшего, более общего, к низшему, менее общему.). Бытие первого порядка с точки зрения религии ислама — господь бог, Аллах. Ал-Фараби стоит на плечах предшествующих опровержений антропоморфного изображения бога, он лишает его всяких личностных моментов. У него бог—перводвигатель, первопричина, первичное бытие. Для всей иерархии ал-Фараби характерен дух ценностного подхода. Оценочные квалификации («что лучше по природе») и иерархичность восходят к «Тимею» Платона и аристотелевским взглядам на строение мира. На их основе складывается и упрочивается геоцентрическая картина мира: в центре—неподвижная земля, вокруг нее вращается восемь сфер. Опираясь на Птолемея, ал-Фараби добавляет девятую, беззвездную сферу, которую он помещает выше сферы неподвижных звезд. «Первый Сущий есть первопричина существования всех существ в целом. Он один свободен от недостатков; все же прочие существа — кроме Него, — обладают хотя бы одним недостатком или несколькими недостатками. Что касается Первого Сущего, то он свободен от всех этих недостатков, ибо Его существование совершенно и предшествует в бытии всему прочему, нет ничего совершеннее Его, и ничто не может предшествовать Ему. При этом Его существование добродетельно и совершенно в самых высших ступенях»

Познавая самого себя, этот разум признает, что он—сущность, существование которой нераздельно с сущностью. Акт самопознания приводит к появлению множественности. Бытие второго порядка производится следующим образом: первопричина, познавая свое первичное бытие, порождает первый разум; познавая свою необходимую сущность, порождает душу. Таким образом, второй «круг» в иерархии бытия триадичен. Это относится ко всем последующим ступеням. Из этого логически следует, что первый разум, познавая самого себя, производит второй разум, познавая душу и первичную сферу— сферу неподвижных звезд и душу этой сферы и т. д. «От Первопричины исходит бытие Второго, которое также является субстанцией абсолютно нетелесной и которое не находится в материи. Оно умопостигает свою сущность и умопостигает Первопричину, и то, что оно умопостигает из своей сущности, является только его сущностью и ничем иным. Поскольку оно умопостигает нечто из Первопричины, из него с необходимостью вытекает бытие Третьего. Поскольку оно субстанционально заключено в свою сущность, из него с необходимостью вытекает бытие Первого Неба. Третье также не находится в материи; оно является интеллектом благодаря своей субстанции; оно умопостигает свою сущность и умопостигает Первопричину. Поскольку оно субстанционально заключено в собственной сущности, из него с необходимостью вытекает бытие сферы неподвижных звезд. Так как оно кое-что умопостигает из Первопричины, из него с необходимостью вытекает бытие Четвертого.

Последнее также не заключено в материи. Оно умопостигает свою сущность и умопостигает Первопричину. Поскольку оно субстанционально заключено в свою собственную сущность, из него с необходимостью вытекает бытие сферы Сатурна. А так как оно умопостигает нечто из Первого, из него с необходимостью вытекает бытие Пятого. Это Пятое также не заключено в материи. Оно умопостигает свою сущность и умопостигает Первопричину». К пятой ступени относится сфера Юпитера, к шестой — Марса, к седьмой — Солнца, к восьмой — Венеры, к девятой—Меркурия, к десятой—Луны. О каждом из небесных тел он говорит следующее: «Оно имеет лучшее •очертание — сферическое. Оно обладает лучшими видимыми качествами, а это—свет: потому, что некоторые из его частей производят свет, — как, например, обстоит дело со звездами, другие являются актуально прозрачными, освещаясь полностью сами собой и светом, заимствованным у звезд. Наконец, оно имеет самое лучшее движение, которое есть, — движение круговое».

Бытия небесных тел заканчиваются на сфере Луны. Десятый разум относится к подлунному миру и имеет другое название: «деятельный разум». Получается одиннадцать ступеней бытия, десять разумов (ал-Фариби говорит иногда об одиннадцатом разуме, подразумевая под первым разумом разум, присущий первопричине).

Он является последним разумом, замыкающим в самом низу иерархию небесного, непреходящего мира; ему соответствует подлинный мир с его материальным субстратом, формами и четырьмя элементами. Это мир изменения, возникновения к уничтожения, которому предшествует непорочный божественный мир.

Кроме того, в своих работах ал-Фараби приходит еще и к следующим выводам: 1. логика Аристотеля дает прежде всего надежные основания для изысканий разума; 2. пророк как носитель философского знания и духовности есть идеальный правитель государства; 3. счастье это результат выполнения миссии, к которой человек предназначен как разумное существо. Цель его жизни в совершенствовании мыслей и в практической деятельности.

Авиценна (ибн-Сина) и его религиозно-философские взгляды. Авиценна (араб. Ибн Сина, 980—1037) происходил из туркестанской Бухары. Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны был трактат энциклопедического характера «Книга исцеления», содержащий основы логики, физики, математики и метафизики; кроме этого он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание приобрел трактат «Канон медицины».

Философия Авиценны была теоцентрической, однако, в ином смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является вечной.Материальный мир имеет характер конкретной возможности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим условием. Мир в своей реальной множественности не создан однажды и непосредственно богом, но возник постепенно. О параллельности развития арабской и христианской философии свидетельствует и понимание универсалий. Авиценна приходит к аналогичным результатам, что и Абеляр, но по времени раньше. В согласии с другими арабскими философами, он учит, что об универсалиях можно говорить трояким способом: 1. они существуют до единичных вещей в божественном разуме; 2. они существуют в реальных, вещах как их воплощенная сущность; 3. они существуют после вещей в головах людей как образованные ими понятия.

Для философии Авиценны был характерен рационализм с материалистическими тенденциями, которые вытекают из его естественнонаучной ориентации. Он является основателем арабского перипатетизма, его учение соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией ислама.

Философия ибн-Рушда. Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126—1196). Происходил он из испанской Кордовы. Известен как теолог, юрист, врач, математик и прежде всего философ. Является автором известных комментариев к Аристотелю, которого он считал величайшим из людей, подлинным философом. Он занимал высокие должности, выполнял важные государственные функции, однако в эпоху правления халифа аль-Мансура был отправлен в изгнание. Его трактаты, которые были отвергнуты исламскими теологами, сохранились лишь благодаря испанским евреям. Его книги: «Опровержение опровержения», «Рассуждение о возможности соединения с материальным разумом». По Аверроэсу, материальный мир вечен,бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия.

Аристотелевское истолкование возникновения природы, согласно которому материя как таковая является не действительностью, а возможностью, что на нее должна воздействовать форма, чтобы природа возникла, Аверроэс интерпретировал так, что формы не приходят к материи извне, но в вечной материи все формы потенциально содержатся и постепенно в процессе развития выкристаллизовываются. Концепцию всеобщей градации и иерархии сущего между богом и человеком он перенял у Авиценны. Такая концепция, естественно, была значительно более удалена от веры в божественное сотворение природы из ничего, которую проповедовали христианство и иудаизм.

Однако это не единственная проблема, по которой Аверроэс полемизировал с исламской догматикой. Он отрицал и бессмертность индивидуальной души, при этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединена с телом, как форма с материей, в каждом конкретном существе. Индивидуальная душа умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку. Аверроэс различает пассивный и активный разум. Пассивный разум связан с индивидуальными чувственными представлениями человека, активный — имеет характер всеобщего, единичного интеллекта, который вечен. Только общий разум всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным. Единичные души (разум индивида) участвуют в нем, содержат его, сам он, однако, является надличностным и по своей сути подобен божественному разуму. Это всеобщий активный интеллект земной сферы. Таким образом, Аверроэс онтологизировал высшую теоретическую способность человеческого духа.

Религиозное представление о бессмертии индивидуальной души бессмысленно. Высшую нравственную ценность Аверроэс видит в учении, которое воспитывает человека, чтобы он сам творил добро, а не в том, которое обусловливает поведение человека ожиданием вознаграждения и наказания на том свете. Его этика резко контрастирует с учением Мухаммеда, которое, с одной стороны, в живых красках описывает адские муки, а с другой — обещает небесные радости и блаженство в виде мягкого ложа, вина и черноволосых девушек с большими глазами, ожидающие верующих.

Отношение между религией и философией Аверроэс понимал следующим образом: высшая и чистая правда, которую познает философ, в религии проявляется в чувственных образах, что может быть полезным для интеллекта простых, необразованных людей. Религиозные же представления в интерпретации философов простые люди понимают иначе, что и является содержа­нием исходного пункта учения о так называемой двойственной истине, одним из создателей которого был Аверроэс. Однако полная истина лишь одна — это истина философская. Смысл теории «двойственной истины» заключался в стремлении сделать науку и философию самостоятельными,избавить их от церковной опеки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.