Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система в философии Гегеля




Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Объективный идеалист, идеалистический диалектик. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом Гегеля является его "Феноменология духа" (1806) В 1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором и даже ректором. Умер в 1831 г.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший как в идеалистических. так и в материалистических течениях философии. Кантовской вещи "самой по себе" он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно.

Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

1. ЛОГИКА. Логика по Гегелю «есть наука об идее в себе и для себя». Логика предшествует истории и природе, творит их. Делится на три части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность ---ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и полноте. В логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправная точка – чистая абстрактная мысль о бытие стремится получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а определенное бытие. Начинается процесс становления абсолютной идеи. Определенное бытие на следующей ступеньке выступает как нечто определенно сущее или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность. От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия: соотношение основания и следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления. Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости. Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное единство понятия и предмета.

2. ИНОБЫТИЕ или природа. Философия природы – «это наука об идее в ее инобытии». Идея, познав свое собственное содержание «решается из самой себя, свободно опустить себя в качестве природы». Таким образом, создательницей природы является мысль. Главными формами природного абсолютной идеи являются: механика, физика и органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, атомы, движение т.д. В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, пытаясь вскрыть связь между этими процессами, и показывает, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовной сущности. Органика посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремиться показать, что природа лишь низшая ступень обнаружения и самопознания абсолютной идеи, что свое адекватное воплощение она находит в человеке, в развитии общества. Таким образом, природа не есть саморазвитие, а лишь проявление саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.

ДУХ. Философия духа есть учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развития человечества вообще. Общественное сознание – это знание людей об окружающем их мире, выраженное в виде опыта, орудий труда и т д. Философия духа состоит из трех разделов: учении о субъективном духе (антропология, феноменология, психология); учения об объективном духе (право, нравственность, государство); учении об абсолютном духе ((искусство, религия, философия). Субъективный дух изучается в антропологии, где речь идет об индивидуальном развитии личности, об отношении души и тела, о здоровье, о характере, темпераменте. Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в феноменологии и психологии и приходит к выводу, что в основе индивидуального сознания лежит объективный дух. Объективный дух является свободным волеизъявлением, а система права --- царство свободы. Он находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три степени развития: искусство (дух осознает себя в виде художественного образа); религия (дух осознает себя в виде представления); философия (высшая ступень развития, полное раскрытие истины, содержащееся в искусстве и религии). Идея познает саму себя при помощи понятий, возвышается до чистого принципа, соединяет конец абсолютной идеи с ее началом.

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абсолютная идея существовала до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта). Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и т.д.

Метод в философии Гегеля. Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля, действительность представлена как цепь диалектических переходов. Каждое понятие и категория у него во внутренней необходимой связи со всеми остальными, категории взаимно переходят друг в друга, они есть тождества бытия и мышления, диалектика категорий всеобща, существует не только для философского познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству. Количество есть внешняя для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Переход от одного качества в другое осуществляется методом скачка или прерыва непрерывности.

Закон взаимопроникновения противоположностей. Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Т.е., Гегель говорит о том, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. «Говоря о тождестве, мы имеем в виду различие, говоря о различии, предполагаем тождество». Таким образом, Гегель говорит о диалектическом тождестве, содержащем в себе различие. Понятие диалектического различия указывает на то, что каждое явление изменяется, не остается самим собой, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего. Познание отношения тождества и различия обнаруживает лежащее в их основе противоречие. Положение о противоречии как внутреннем источнике движения и развития – суть гегелевского метода. «Противоречие – вот что на самом деле движет миром».

Закон отрицания отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной истины, где каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную, незаконченную.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть, система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Философия Гегеля оказалась обращенной в прошлое - отражение пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во времени, так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географии. История носит закономерный характер, в котором проявляется мировой разум. Люди, преследуя свои цели, осуществляют в тоже время историческую необходимость, великие люди - воплощение духа своего времени. Смысл истории - прогресс в сознании свободы. Различает гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество - сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гражданского общества необходима не только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции. Важна также гласность и публичность. Гражданское общество и государство соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – внешнее государство, а подлинное государство --- разумно и есть основание гражданского общества. Государство есть разделение властей как его членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.