Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ручной и художественный труд

Труд в природе

Хозяйственно-бытовой труд

5. Зарождение умственного труда

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

• самообслуживание;

• хозяйственно-бытовой труд;

• труд в природе;

• ручной и художественный труд.

1. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиени­ческие процедуры.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому за­дача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз­растных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нужда­ются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

2. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. В процессе такого труда воспи­татель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некото­рых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Однако содер­жание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет рас­ширения круга обязанностей или введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дош­кольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

3. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого тру­да являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых на­выков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Труд в природе имеет свои особенности:

• результатом этого труда может быть материальный продукт (выращен­ные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает дет­ский труд с производительным трудом взрослых;

• труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат;

• труд в природе дает возможность одновременно развивать познаватель­ные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, эксперимен­тируют, познавая неживую природу;

• этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому вос­питанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физичес­кому развитию.

4. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материа­ла, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: 1) дети изготовляют поделки; 2) они учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выс­тавки и т. п. 5 Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарожде­нии умственного труда.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным, может быть представленным через улучшение качества, а может выступать и в виде логического решения какой-то задачи. Последний и есть результат ум­ственного труда.

Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для других людей и для конкретного ребенка.

Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи трудового воспитания | Средства трудового воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.