Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неясность процедур осуществления властных и хозяйственных полномочий органов местного самоуправления




Недостаточная проработанность процедур взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, гражданами и хозяйствующими субъектами.

Отсутствие четких принципов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Юридическая некорректность уставов муниципальных образований.

Размытость и неконкретность многих правовых норм, несогласованность с рядом базовых законов, законов, принятых позднее.

9. Недостаточная проработанность процедур обеспечения ответственности и контроля - как со стороны граждан, так и со стороны государства – за деятельностью органов местного самоуправления.

Таковы выводы комиссии Козака. Но это далеко не полный перечень проблем развития местного самоуправления.

Диагностика влияния внешней среды на развитие местного самоуправления в Томской области этапе выявиласледующие проблемы, предопределяющие и сдерживающие развитие местного самоуправления:

- отсутствие на федеральном уровне общепризнанной теории развития местного самоуправления, единой и понятной обществу стратегической цели его развития;

- неполнота, несогласованность, парадоксальность и противоречивость, неоднозначность законодательного регулирования местного самоуправления;

- неоднозначное восприятие местного самоуправления и недооценка его как формы истинного народовластия со стороны отдельных структур и должностных лиц федерального, регионального и местного уровня, стремление к сохранению определенного объема властных полномочий, реальному обладанию и распоряжению собственностью на всех уровнях государственной власти;

- слабая ориентация экономических реформ, проводимых в стране, на развитие территорий, улучшение качества жизни населения, поддержание и развитие человеческого потенциала;

- отсутствие финансовой и экономической самостоятельности и независимости муниципальных образований в реализации собственной компетенции, а также механизмов компенсации затрат органов местного самоуправления на реализацию государственных полномочий;

- отсутствие реальных экономических рычагов - реального права распоряжения муниципальной собственностью и ресурсами, необходимыми для решения вопросов местного значения в интересах населения, повышения его благосостояния;

- развитие муниципального хозяйства не увязано с местным налогообложением. Законодательно установленные налоговые платежи не позволяют сформировать минимально необходимой доходной базы, обеспечивающей самостоятельность местных бюджетов;

- общая нехватка бюджетных средств, обусловленная тяжелыми последствиями экономического и финансового кризисов;

- неопределенность финансово-экономических основ местного самоуправления; отсутствиецелостной системы финансового обеспечения местного самоуправления, стабильных межбюджетных отношений, социальных стандартов и социальных нормативов:

межбюджетные отношения несовершенны и меняются ежегодно;

сложившаяся практика перераспределения доходов между областным и местными бюджетами привела к дотационности абсолютного большинства муниципальных образований и породила иждивенчество;

отсутствие механизма реализации права органов местного самоуправления на получение дополнительных доходных источников;

- отсутствие эффективной системы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления:

предусмотренные законодательством формы государственного участия в развитии местного самоуправления, используются не в полной мере;

органы местного самоуправления претендуют на большую самостоятельность и независимость от органов государственной власти;

отсутствие координирующих органов государственной власти на территории муниципальных образований;

- размытость государственных полномочий, исполняемых органами местного самоуправления и отсутствие жесткого разграничения государственных полномочий и предметов ведения местного самоуправления с каждым муниципальным образованием;

- отсутствие отлаженного механизма реализации и ответственности за исполнение законов и иных нормативных правовых актов, связанных с развитием местного самоуправления;

- игнорирование экономических, политических и юридических гарантий местного самоуправления со стороны властных структур;

- несовершенство системы судебной защиты местного самоуправления.

 

Серьезный комплекс проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления выявлен также в ходе диагностики внутренней среды:

- неподготовленность населения муниципальных образований и кадрового потенциала к преобразованиям, осуществлению подлинного народовластия. Население не знает не только очерченных законодательством возможностей уровней власти, но и не понимает значимости своей роли в осуществлении местного самоуправления. Именно отсюда проистекают: «отстраненность» населения от управления и решения вопросов местного значения; проявления иждивенчества, правового нигилизма, общего недоверия органам власти и провозглашаемым программам; отсутствие навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами публичной власти и общественного контроля за эффективностью их деятельности;

- слабое развитие форм непосредственной и представительной демократии:

принижена роль сходов граждан, слабо развивается территориальное общественное самоуправление;

спад активности представительных органов местного самоуправления, пассивность и равнодушие депутатов, слабый уровень их правовой подготовки;

- крайне низкая культура организации местного самоуправления, его органов и должностных лиц. Для нее характерны:

отсутствие плановых начал в организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления;

неумение находить и реализовать на практике баланс общегосударственных, региональных, отраслевых и корпоративных интересов с интересами населения и местного самоуправления;

отсутствие слаженного взаимодействия между органами и должностными лицами местного самоуправления, противостояние представительных, исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления;

размытость функций и неопределенность собственной компетенции муниципальных образований, его органов и должностных лиц;

- дефицит профессиональных менеджеров, нехватка кадров компетентно владеющих проблемами местного самоуправления.

 

Анализ этих проблем показывает наличие глубокого и системного кризиса в организации и осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации. Нужна более четкая политика и стратегия его развития.

 

Цели, задачи и основные направления развития местного самоуправления на современном этапе

 

Основные цели развития местного самоуправления направлены на повышение человеческого потенциала и создание условий для улучшения качества жизни населения в каждом муниципальном образовании на основе:

реформирование системы местного самоуправления;

обеспечения устойчивого положения местного самоуправления в системе государственного устройства;

создания условий, обеспечивающих конституционные гарантии местного самоуправления и реальной самостоятельности местного самоуправления.

 

При условии реализации заявленных целей и на основе реализации стратегических задач развития области и муниципальных образований будут созданы предпосылки для достижения более высокого качества жизни в каждом муниципальном образовании, более высокого уровня достатка в каждой семье, обеспечения здоровья и безопасности каждого человека.

 

Реформирование системы местного самоуправления

 

Реализация нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» потребует разработки комплекса мероприятий, связанных с:

- территориальными аспектами реформы (изменение административно-территориального деления, образование муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, установление границ муниципальных образований в рамках двухуровневой модели и др. вопросы);

- созданием системы местного самоуправления и, прежде всего, внесение предложений по развитию форм представительной демократии – типология моделей и структуры органов местного самоуправления). Должны пройти сходы граждан на которых будет определена структура органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований городских и сельских поселений.

- формированием собственной компетенции местного самоуправления. Для этого предстоит особо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с конкретизацией и разграничением полномочий органов государственной власти Томской области в сфере местного самоуправления. Должен быть определен перечень отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;

- разграничением и передачей собственности между органами государственной власти, органами местного самоуправления существующих муниципальных образований и органами местного самоуправления двухуровневой системы применительно к вопросам местного значения, установленных законом;

- формированием новых межбюджетных отношений;

- формированием нормативной правовой базы местного самоуправления (основополагающие законы, модельные проекты Уставов муниципальных образований, регламентных нормативных правовых актов органов местного самоуправления);

- подготовкой кадров для вновь образованных муниципальных образований.

Обеспечение устойчивого положения местного самоуправления в системе государственного устройства и создание условий, обеспечивающих конституционные гарантии местного самоуправления потребуют:

изменения отношения к местному самоуправлению и признания его как основной и главной составляющей - фундаментом государственного устройства;

создания системы эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Основные направления по реализации первой из вышеназванных задач будут ориентированы на:

устранение выявленных негативных тенденций и популяризацию идей, принципов и задач местного самоуправления;

совершенствование сферы правового регулирования местного самоуправления;

законодательное закрепление общих принципов организации контроля и проверки исполнения законов и иных нормативных правовых актов;

преодоление сопротивления различных ограничителей в лице государственных структур, отдельных чиновников, усиление ответственности государственных органов, представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

 

Создание эффективной системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления предусматривает:

- Формирование собственной компетенции местного самоуправления.

- Создание эффективной системы государственной поддержки местного самоуправления и системы эффективного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления на основе более четкого и реального разграничения полномочий между ними.

- Профессионализацию государственного и муниципального управления

- Формирование и закрепление стабильной финансово - экономической основы местного самоуправления, обеспечивающей реальное развитие местного самоуправления, включающее в себя:

А. Реформирование бюджетного и налогового законодательства, совершенствование методики перераспределения бюджетных средств, установления и закрепления на долговременной основе справедливых принципов межбюджетных отношений с ориентацией на:

относительно автономное функционирование местных бюджетов в составе бюджетной системы;

расширение бюджетных прав и ответственности органов местного самоуправления в области мобилизации налогов и использовании бюджетных средств;

наращивание собственной доходной базы муниципальных образований за счет более эффективного использования муниципальной собственности и государственной собственности, переданной в управление органам местного самоуправления;

стабильность механизмов организации бюджетных отношений на основе развития межбюджетных отношений;

разграничение и перераспределение расходных функций между всеми бюджетными уровнями;

обеспечение финансирования переданных на уровень муниципальных образований государственных полномочий в полном объеме из соответствующих бюджетов - федерального и областного.

Б. Законодательное закрепление экономической базы местного самоуправления, создание и закрепление муниципальной собственности, конкретизацию прав муниципального образования и органов местного самоуправления по распоряжению собственностью, недвижимостью, земельными, водными и иными природными ресурсами.

На передний план выдвигаются проблемы:

разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления;

обеспечения гарантий реализации государственных полномочий;

создания реальных возможностей для деятельного стимулирования муниципальной экономики в виде:

конкретных программ социально-экономического развития по каждому муниципальному образованию и инфраструктур, стимулирующих экономический рост;

обеспечения дееспособности структур, выражающих интересы местного самоуправления;

отработки механизмов регулирования муниципальной экономики и, прежде всего, посредством формирования муниципального заказа;

привлечения к решению муниципальных задач предприятий различных форм собственности;

совершенствования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в проведении единой экономической политики;

обеспечения реальных финансовых гарантий местного самоуправления;

построения программного механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

создания реальных механизмов решения вопросов местного значения, поэтапного становления и укрепления местного самоуправления.

 

Другие, наиболее вероятные направления реализации заявленной цели среднесрочной перспективы также лежат в экономической сфере и могут быть сформулированы в виде двух основных задач:

выравнивание и наращивание экономического потенциала муниципальных образований;

создание равных стартовых условий в сфере экономического и социального развития территорий и равных возможностей для всех муниципальных образований посредством:

ликвидации слабых сторон экономического развития и устранения негативных тенденций в состоянии и развитии конкретных муниципальных образований.

укрепления экономической базы менее развитых муниципальных образований и подтягивания отстающих (не тормозя передовых) за счет стимулирования притока инвестиций, налоговых льгот и кредитов, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость.

Общие ориентиры в развитии муниципальных образований:

осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих выход из кризисной ситуации, сложившейся в муниципальном образовании;

выход на наилучшие показатели, достигнутые в муниципальных образованиях, либо на средние показатели развития отраслей в области;

достижение рубежей, обеспечивающих экономическое благополучие муниципального образования и достойную жизнь каждого человека, проживающего на его территории.

Реализация этих задач потребует усиления государственного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и, прежде всего, наиболее слабых (неблагополучных, дотационных) муниципальных образований. Тех территорий, в которых в больший степени проявляются последствия экономического кризиса.

Но главный путь - саморазвитие муниципальных образований и использование собственного потенциала: дешевая рабочая сила, уникальные природные ресурсы возможность развития малых предприятий и предпринимательства.

В каждом муниципальном образовании должны быть определены точки роста, которые будут определять благосостояние территории.

Важным направлением должен стать подъем уровня производства на основе создания условий для местных товаропроизводителей по наращиванию объемов выпуска и реализации продукции, поддержки малого и среднего бизнеса за счет:

преодоления негативных тенденций, возникших в финансовом положении предприятий и организаций различных форм собственности, расположенных на территории конкретных муниципальных образований;

повышения инвестиционной привлекательности (приоритеты отраслям и предприятиям, привлекающим инвестиции на территорию);

поощрения среднего и особенно малого предпринимательства, предоставления платных услуг.

использования средств населения для развития реального сектора экономики (производства) - это основной источник инвестиций. Основой могли бы стать вложения в индивидуальное жилищное строительство;

поддержки товаропроизводителя не через систему индивидуальных льгот, а через создание условий для тех, кто имеет программу выхода из кризиса;

поддержки и реализации программ, реализация которых несет выгоды всему населению (газовая, энергосбережение, Питьевая вода);

жесткой экономии ресурсов:

- оптимизация бюджетной сферы.

- корректировка системы социальных льгот - социальные льготы тем, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;

Реализация задачи, связанной с конкретизацией прав муниципального образования и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению собственностью, недвижимостью, земельными, водными и иными природными ресурсами будет осуществляться в нескольких направлениях.

1. Реальная муниципализация земель - главное средство в укреплении экономических основ местного самоуправления.

2. Поиск наиболее эффективных путей использования природноресурсного потенциала в каждом муниципальном образовании.

3. Усиление влияния органов местного самоуправления в вопросах управления и распоряжения собственностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.