Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура системы мировоззрения




I. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

V. Философия и медицина в их исторической взаимосвязи.

IV. Задачи и функции философии. Основные разделы философии.

I. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

Соотношение с АП.

II Истоки философии: мифология, религия. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии.

III.Основные философские направления – материализм и идеализм. Плюрализм философских учений.

Философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Формирование мировоззрение в онтогенезе. Мировоззрение возникает как результат практического взаимодействия человека с окружающей действительностью – природой и обществом. Мировоззрение определяет самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Изменение мировоззрения обусловлено возрастными особенностями личности. Мировоззрение возникает в раннем возрасте в сфере неосознанных, практических социальных отношений индивида. В нем слиты ощущения, чувства, желания, потребности, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления.

Первичный социальный опыт человека обобщается; под влиянием воспитания и обучения формируется внутренняя схема, структура поведения. В подростковом и юношеском возрасте система мировоззрения дополняется уровнем рационального мышления, т.е. системой идеалов, целей и ценностей. Формируется сфера самосознания личности, где систематизируется, оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориентация. Завершающим уровнем системы мировоззрения выступает совокупность субъективно осмысленных «результатов» собственной деятельности. Это воплощается в личностной оценке наличного и желаемого статуса взрослой личности.

III. Субъективно оцененные результаты социальной деятельности индивида

II. Вербально выраженные принципы социальной деятельности

I. Субъективно усвоенные программы социальной деятельности.

На формирование мировоззрения оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Основной вопрос мировоззрения: вопрос о взаимоотношении равноправных МЫ (Я) и ОНО (мироздание). Где есть этот вопрос, там существует мировоззрение. → По А.Н. Чанышеву: «Мировоззрение – результат духовного осознания мироздания с определенной точки зрения – с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и люди». Мировоззрение состоит из совокупности знаний и заблуждений, выдаваемых (не всегда сознательно) за знания.

 

Три уровня мировоззрения:

1. Образно-эмоциональный уровень (искусство, мифология, религия) ÷ а) мировоззрение выраженное в несловесных образах (музыка, живопись, скульптура, архитектура) и б) мировоззрение, выраженное в слове.

2. Средний между образно-эмоциональным и понятийно-бесстрастным (смесь слов обыденной речи и философской терминологии).

3. Понятийно-бесстрастный уровень (строится из естественных и общественных наук; выражается и в словах обыденной речи, и в формулах, и в схемах).

В зависимости от решения основного вопроса мировоззрения возможны два типа мировоззрения:

1. Мироздание осваивается людьми через перенесение на него качеств и форм человеческого общества, психических и мыслительных особенностей человека, его нравственных норм. (неверно абсолютно! – природа не антропоморфна и не социоморфна)

2. Люди осознают себя и общество, перенося на себя и на общество законы природы, мироздания. (неверен относительно! т.к. общество – некая материальность, в которой действуют свои законы).

3 уровня • 2 типа = 6 видов или форм мировоззрения: 1) обыденное,

2) художественное,

3) мифологическое,

4) религиозное,

5) натуралистское,

6) философское.

1) Обыденное мировоззрение – 1-й уровень + 1-й тип

2) Художественное мировоззрение – совокупность или система образов, отражающих мироздание в аспекте основного вопроса мировоззрения:

а) субъективно-художественное мировоззрение – 1-й уровень + 1-й тип – изображаемое подменяется производимым им субъективным впечатлением и служит воспроизведению состояния человека (импрессионизм, лирика); образы воспринимаются буквально;

б) объективно-художественное мировоззрение – 1-й уровень + 2-й тип – показывает человека не изнутри, а извне: через окружающие и формирующие его условия естественной и общественной жизни, фактически игнорируя наследственность и автономность внутреннего мира человека.

Производные от художественного мировоззрения:

3) Мифологическое мировоззрение – 1-й уровень + 1 тип – если условные метафорические образы принять буквально и безусловно. Образы превращаются в персонифицированные существа, живущие в воображаемом мире.

4) Религиозное мировоззрение – 1-й уровень + 1-й тип – существует вера в реальность персонажей мировоззрения. Отличается от мифологического функцией, а не содержанием. Если мифологическое мировоззрение обслуживает религиозный культ, то оно религиозное, если нет – то мифологическое.

 

5) Научное мировоззрение:

а) Этическое мировоззрение – 3-й уровень + 1-й тип – этизирует физику, исходная посылка, что состояние космоса зависит от нравственности человечества (это мнимо научное мировоззрение);

б) Физическое (натуралистское) мировоззрение – 3-й уровень + 2-й тип – этика должна считаться с биологической природой человека.

6) Философское мировоззрение – 2-й уровень + 1-й или 2-й тип. В философии ОНО – бытие, а МЫ – сознание (или мышление, как часть сознания) → основной вопрос философии – отношение мышления и бытия.

II Истоки философии: мифология, религия. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии.

Само слово «философия» возникло на базе двух древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость». В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости» (или «любомудрие», как называли ее ранее на Руси).

По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, — это стремиться к мудрости, любить ее.

Зародилась философия в середине I тыс. до н.э. в трех древних ци­вилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рацио­нального осмысления мира и человека привели к формированию сна­чала предфилософии, а затем и самой философии. То есть Мифология – это доинтелектуальный уровень, религия, при шедшая на смену мифологии – надинтелектуальный уровень, они обе становятся базой для философии.

Мифология – это ранняя форма общественного сознания, которая опирается на субъективно-эмоциональные образы. Потребности в осмыслении на этом уровне нет, мифология не нуждается в интеллекте.

Религия – это форма общественного сознания, которая опирается на представление о сверхъестественном. Особенностью религии является ВЕРА в сверхъестественное, религия не нуждается в интеллекте.

Философияэто форма общественного сознания, которая направлена на предельно-общую постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов. Это уже интеллектуальный уровень. С помощью сознания человек начинает рассуждать о проблемах, поставленных ещё мифологией и религией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.