Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории прав человека




Возникновение понятия «права человека» то есть осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V - IV вв. до н.э. древнегреческие философы утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе, В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Права человека - неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия, Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для отдельной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина» «права личности».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными и национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах, а также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита.Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие к конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условия его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении, Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Права человека и права гражданина - эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, права гражданина - из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», объединяющий обе группы прав и свобод.

Права гражданина - своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах: в выборах высших и местных органов государственной власти, допуске к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности.

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов. Например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю относится только к категории прав граждан.

Сегодня, при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего - рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова: «каждый имеет право на...», «никто не может быть лишен...», и т.д. Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Права человека представляют собой международный стандарт, на который равняются все цивилизованные государства. В преамбуле Устава ООН записано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…».

ООН приняла ряд документов. Значение этих документов трудно переоценить. Все они имеют четкую гуманистическую направленность.

В ноябре 1991 года Верховный Совет России принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина - документ, во многом воспроизводящий положение Декларации ООН, а в чем-то их дополняющий и развивающий. В последующем основные идеи прав человека были включены в положения Конституции России 1993 года.

Сборник международных договоров о правах человека, изданный ООН в 1989 году, хронологически начинается с Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 26 сентября 1926 года, В нем около семидесяти международных договоров в защиту прав и свобод человека. Их состав постоянно пополняется. Один из важнейших новых документов - Конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 году.

Международный билль о правах человека состоит из трех документов:

Всеобщей декларации прав человека, а также принятых на ее основе Международного пакта об экономических социальных и культурных правах; Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему.

Все три последних документа были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 года.

Особого внимания заслуживает Факультативный протокол, в соответствии с которым государства, его подписавшие, признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения в этих государствах положений Пакта о гражданских и политических правах. Далеко не все государства подписали его. Наша страна сделала это в 1991 году.

Содержание пактов составляют в основном, расширенные и конкретизированные положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Каждый может на основе своего собственного опыта, знаний обстановки в стране, в мире судить, в какой мере решены или решаются проблемы, затронутые в этих рекомендациях.

Конвенция (от лат. conventio - договор, соглашение) - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт - та же конвенция, только неоднородного содержания.

Широко известны международные конвенции: о дискриминации в области труда и занятий, о борьбе с дискриминацией в области образования, о принудительном труде, о рабстве, о статусе беженцев, о правах ребенка и др.

Особенность международных документов о правах человека заключаются в настоящее время в том, что они действуют на территории нашей страны не только посредством включения во внутреннее, национальное право, а еще и непосредственно.

Во многих странах права человека в наиболее полном виде зафиксированы в конституциях. Отдельные элементы прав и свобод человека могут быть отражены в нормах таких отраслей права как судовое, гражданское, семейное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-исполнительное и др.

В соответствии с итоговым документом Венской встречи, подписанным в январе 1989 года, наша страна признала примат международного права над внутренним законом. Отныне не может быть оправданий отступлениям в отечественных законах от стандартов международного права.

Центральная идея прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство личности никогда не может быть принесено в жертву интересам государства.

Важный вопрос прав человека - соотношение прав и обязанностей. Ранее был характерен такой порядок: сначала обязанности, потом права; обязанности важнее прав. Классическая точка зрения иная - она выражена в ст. 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Первичны все-таки права, ибо без них выполнение обязанностей превращается в рабское послушание.

Демократический подход к соотношению прав народа и отдельной личности выражается в положении: права человека имеют приоритет над правами народа.

Успешная реализация прав человека требует определенного, достаточно высокого уровня развития у людей терпимости, сдержанности, сочувствия к ближнему, скромности в проявлении своего «Я». Ф.М. Достоевский в свое время говорил, что свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми, себя уважающими, а стало быть, уважающими и свой долг гражданина.

Несомненна также зависимость реализации прав человека от уровня экономического развития страны. Право на жилище не может быть полностью осуществлено до тех пор, пока не построят много достаточно добротного жилья. То же можно сказать и о праве на труд, отдых, социальное обеспечение, на свободный въезд и выезд из страны, передвижение по стране и т.д.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила международные стандарты в области прав человека в качестве задачи, к выполнению которых должны стремиться все народы и все государства.

 

2. Теоретико-исторический подход к познанию прав человека:

сущность, содержание

В числе основных общенаучных методов (и одновременно принципов) познавательной деятельности особое место занимает метод конкретно-исторического исследования. Суть его состоит в том, что изучение интересующего предмета (явления, стороны, грани) действительности не принесет ожидаемого результата с точки зрения постижения истины, если исследователь будет игнорировать процесс возникновения и развития этого предмета. Именно изучение этого процесса даст более полные, а тем самым и объективные представления и знания относительно подлинных свойств, особенностей, содержания и динамики интересующего предмета.

Применительно к правам человека как предмету нашего познания конкретно-исторический метод заключается в том, что права и свободы человека представляют собой не плод умозрительных рассуждений и наблюдений, а особый феномен реальной культуры общества. С помощью этого метода, при условии действительно научного его применения, мы вполне логически можем придти к важным выводам, образующим собственно содержание конкретно-исторического метода в познании прав человека.

Современная система (классификация) прав и свобод человека возникла как результат длительного исторического становления разнообразных социальных образцов и стандартов представлений людей о месте и роли человека как такового (как Homo sapiens) в обществе и в целом во Вселенной (в Природе).

Смыслообразующим элементом таких представлений стали взгляды на понимание людьми своей (индивидуальной) свободы воли, на сферу проявления этой свободы через призму взаимоотношений с общественной властью, прежде всего и главным образом с властью государственной (политической). В условиях примитивного эгалитаризма (сплошного социального равенства), когда коллективное и индивидуальное начала человеческого бытия и сознания фактически совпадали, человеческий индивидуум не задавался вопросами, есть ли у него какие-либо и на что права и свободы, нужны ли ему они и вообще, что это значит - иметь права и свободы. Такие вопросы могут возникнуть лишь тогда, когда возникает действительная и осознаваемая (в той или иной степени) духовная, а затем имущественная, социальная, профессиональная и иная обособленность людей, то есть когда стал формироваться индивид в современном понимании этого термина.

Права человека возникли в сознании человечества не вдруг. Материальной первопричиной их стала практическая социальная деятельность как совокупность многократно производимых и воспроизводимых актов (действий) людей в процессе общения друг с другом. Эти акты социального действия приобретали постепенно устойчивую, повторяющуюся форму, столь устойчивыми и повторяющимися становились и сами общественные отношения. В этом процессе постепенно стали выкристаллизовываться то, что мы сегодня называем социальными нормами, ценностями, образцами (моделями, эталонами) поведения и поступков людей. Именно эти нормы стали выражать сочетание интересов различных людей, интересы коллективные (общественные) и индивидуальные. Сущность же такого сочетания состоит в том, что в них (интересах) выражаются соответственно притязания людей, как индивидов, так и общностей, на определенный объем благ и материальных и духовных условий жизни. При этом притязания отдельного человека отражают не абстрактные надежды и требования, адресованные в никуда. Эти притязания имеют достаточно отчетливо выраженный адресат - общество или государство, ибо лишь они способны на основе признания обоснованности и справедливости такого притязания обеспечить и защитить его.

Данное обстоятельство приводит к следующим важным выводам.

Во-первых, притязания отдельного человека на определенный объем благ и условия жизни выражают весьма четко стремление к известному материальному и духовному обособлению индивидов от других индивидов при одновременном достаточно отчетливом осознании ими, что без общения с себе подобными, вне общества (позднее - вне государства как основного социального института) отдельный человек просто перестает быть таковым.

Во-вторых, такое обособление в процессе развития человеческого общества постепенно приобретает такой характер, который определяется реальным социальным положением конкретного индивида в обществе. А это положение, в свою очередь, обусловливается принадлежностью индивида к конкретной социальной группе (общности, классу), относительно которой и формулируются индивидом те или иные притязания.

Но помимо этих притязаний к «своей» общности у индивида возникают притязания и к другим общностям, которые частично совпадают с первыми, частично не совпадают. Но главное - уже становится возможным выделить «частные» и «общие» притязания.

Вот эти-то притязания, как общие, так и частные, и получают впоследствии название «права человека».

Впервые эти процессы, описанные выше, мы наблюдаем в древнегреческих полисах и древнеримском обществе (V - VI вв. до н.э.). Именно к этой эпохе относится зарождение самой идеи прав человека, что связано с формированием такого общественно-государственного состояния (и соответствующего понятия) как гражданство. Гражданство определяло, несмотря на естественные физические, интеллектуальные, имущественные, национальные и иные индивидуальные особенности людей, то общее, что объединяло их в единое целое. Целое, определяющее принадлежность всех людей к одному полису (городу-государству), а тем самым общность их социальной судьбы. Именно гражданство стало тем своеобразным оселком, на котором проверялась обоснованность предъявляемых гражданином (т.е. свободным человеком в античном истолковании этого слова-термина); притязаний к полису относительно объема своих благ и материальных или духовных условий его жизни, которые позволяли бы получать эти блага и пользоваться ими.

По мере развития общества содержание таких притязаний изменялось численно, количественно и качественно. При этом такие изменения происходили, как показывает вся человеческая история, в ходе борьбы сословий и классов за свои различные права в социальной, политической, экономической, духовной и иных сферах: восстания рабов, крестьянства, национально-освободительные войны, пролетарские революции и т.п. Наконец, еще одно обстоятельство, характеризующее особенности применения конкретно-исторического метода в познании прав человека.

Вывод:

Зарождение и развитие прав человека и науки, изучающей сами права и их генезис, отражают собой динамику культурного прогресса человечества как в самом широком, так и в узком смыслах слова. Этот прогресс, очевидно, и может считаться прогрессом как таковым, если в нем проявляется постоянное обогащение, распространение и развитие прав человека. Культура, помимо всего прочего, что включается в ее многообразное содержание, есть выражение уровня, достигнутого обществом в области прав человека: культура тем выше, тем богаче, чем больше признаваемых и гарантируемых обществом и государством различных прав человека и гражданина.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.