Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы реализации антикризисного управления

Как правило, внутреннее антикризисное управление включает предкризисное управление, стабилизацию в случае возникновения неустойчивой ситуации на предприятии и управление процессом вывода предприятия из кризисной ситуации.

Современная концепция адаптивного управления предприятием предполагает применение превентивных антикризисных мер, поэтому внутреннее антикризисное управление является наиболее важным для предприятия. Оно направлено на предвидение и смягчение кризиса, должно способствовать выходу из кризиса с минимальными потерями.

Различают также внешнее антикризисное управление, проводимое с участием внешних заинтересованных лиц после обращения в арбитражный суд, и внутреннее антикризисное управление, проводимое силами руководства предприятия без вмешательства посторонних лиц.

В развитии любого предприятия существует вероятность наступления кризиса. Это обусловлено как субъективными факторами (ошибками в стратегии управления, недостаточным вниманием к проблемам развития или поражением в конкурентной борьбе), так и такими объективными факторами, как колебания рыночной конъюнктуры, потребность в модернизации техники, технологии и изменении в организации производства, а также внешними экономическими условиями и политической обстановкой в стране.

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Понятие антикризисного управления

На современном этапе развития экономики России сложилась ситуация, когда большинство предприятий оказалось в кризисном состоянии, периодически или постоянно неспособными платить по своим обязательствам и продолжать нормальную производственную деятельность. Возникает потребность создания новой концепции управления предприятием в условиях кризиса, направленной на предотвращение возникновения угрозы банкротства предприятий.

Во многих случаях кризис в развитии предприятия нельзя устранить, он возникает как объективное явление, отражающее цикличный характер развития. Но остроту кризиса можно снизить, если вовремя распознать и предугадать его возникновение. В этом отношении любая система управления предприятием должна быть антикризисной, т.е. построенной на учете возможности возникновения кризиса.

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России и странах СНГ. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других — управление фирмой в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисного управления с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Как показывает мировой опыт, антикризисный процесс в условиях рыночной экономики — это управляемый процесс [12, 13, 14]. В этой связи необходимо выделить два понятия: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

По мнению отечественных и зарубежных исследователей, антикризисное регулирование — это макроэкономическая категория. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случаях нецелесообразности их дальнейшего функционирования [12].

Что касается понятия «антикризисное управление», то до настоящего времени среди ученых-экономистов единого мнения не сложилось (табл. 7).

Таблица 7

Подходы к определению антикризисного управления

Автор Определение понятия «антикризисное управление»
Беляев С. Г., Кошкин В. И. Теория и практика антикризисного управления Антикризисное управление — совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации Антикризисное управление должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия, а в стратегическом плане — обеспечить предприятию в течение длительного периода времени такое конкурентное преимущество, которое позволит производить востребованную рынком продукцию и выручать достаточные денежные средства для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и продажах. Антикризисное управление — это: — предварительная диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии; — анализ внешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития; — бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия; — разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля за их реализацией
Медведева М.В. Обоснование и выбор подхода к анализу и регулированию кризисных ситуаций Задача текущего антикризисного управления — поддержание состояний кризисных центров на оптимальном уровне или ниже. При этом надо определенно отдавать себе отчет в невозможности значительного улучшения положения одного из центров без ухудшения положения другого
Уткин Э.А. Антикризисное управление Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда о банкротстве речь идти не должна, а упор делается на преодоление временных трудностей, в том числе и финансовых, посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, которая позволила бы остаться на плаву при любых рыночных коллапсах и коллизиях Автор понимает под антикризисным управлением такое управление, которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности российского предприятия, обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления

Таким образом, из данной таблицы вытекает несколько вариантов определения антикризисного управления:

управление в условиях уже наступившего кризиса с целью ликвидации организации, либо управление, направленное на вывод ее из этого состояния;

совокупность этапов проведения оздоровления состояния предприятия на основе финансовых показателей;

управление по предотвращению банкротства на основе анализа сложившейся ситуации.

По нашему мнению, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой в книге «Антикризисный менеджмент»: «Антикризисное управление — такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы» [4].

В экономической литературе чаще всего под антикризисным управлением понимается управление после возбуждения дела о банкротстве и с участием внешних, заинтересованных в деятельности предприятия групп людей, т.е. имеется в виду внешнее антикризисное управление.

Цели внутреннего антикризисного управления формально можно представить как объединение множеств целей:

устранение причин, вызывающих кризисы;

управление в условиях возникшего кризиса;

устранение последствий кризисных процессов.

На основании анализа целей можно сформулировать основные задачи внутреннего антикризисного управления:

прогнозирование кризисов;

определение и оценка источника и причин кризиса;

финансово-экономическое регулирование кризисных процессов;

правовое государственное регулирование кризисного развития;

управление в условиях кризиса.

Область применения антикризисного управления соответствует этапам развития кризиса и направлено на решение проблем, возникающих на этих этапах. Кроме того, элементы антикризисного управления применяются в условиях отсутствия кризиса предприятия с целью обнаружения ранних признаков развития кризисных процессов. В зависимости от текущего состояния предприятия антикризисное управление выполняет различные функции (табл. 8) [6].

Таблица 8

Область применения и функции антикризисного управления предприятием

Область применения антикризисного управления
Нормальное состояние предприятия Предприятие в условиях кризиса
Скрытый этап кризиса Кризис Выход из кризиса
Функции антикризисного управления
Поиск предпосылок развития кризиса Предотвращение кризиса Управление в условиях кризиса Разработка мероприятий по выводу из кризиса

 

2.2. Проблематика антикризисного управления предприятием

 

Антикризисное управление предъявляет свои требования к системе, механизмам и процессам управления. Оно существенно отличается от обычных приемов, форм и технологий менеджмента. В его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране позволяют устранить временные затруднения в хозяйственном, финансовом состоянии фирмы и решить ее стратегические и текущие проблемы.

В основе антикризисного управления лежит инновационный подход ко всем видам деятельности предприятия. Он вобрал в себя все лучшее, что создано практикой зарубежного и отечественного менеджмента.

Как показывает опыт антикризисного управления, при переходе к варианту антикризисного управления предприятия сталкиваются с проблемами, которые приходится решать как в стратегическом, так и оперативном порядке. Антикризисное управление предполагает своевременную подготовку к появлению проблем и их эффективное устранение или разрешение. В кризисных ситуациях не решаемые вовремя или долго решаемые проблемы усугубляют положение фирмы.

Концепция антикризисного управления включает в себя четыре блока проблем (табл. 9).

Таблица 9

Проблемы предприятия в кризисных условиях

Блок Проблема
I Проблемы выявления возможности наступления кризиса Проблемы предотвращения кризиса Проблемы деятельности предприятия в условиях кризиса Проблемы выхода из кризиса Проблемы ликвидации последствий кризиса
II Методологические проблемы антикризисного управления Финансово-экономические проблемы антикризисного управления Социально-психологические проблемы антикризисного управления Проблемы организации антикризисного управления Правовые проблемы антикризисного управления
III Проблемы прогнозирования кризисов Анализ и оценка кризисных ситуаций Разработка управленческих решений в условиях кризиса Инновационные стратегии предприятия
IV Проблемы преодоления сопротивления изменениям Проблемы маркетинга в условиях кризиса Мотивация деятельности персонала Инвестиционное проектирование

Первый блок — это проблемы, связанные с управлением на разных фазах кризисного развития: проблемы предотвращения распространения кризиса, выхода из кризиса и ликвидации последствий. На каждой из этих фаз управление должно менять ориентацию, т.е. использовать различные механизмы управления (мотивационные установки, ценностную ориентацию и пр.) и организационные формы (в одном случае — это ужесточение методов управления и контроля, в другом — смягчение, введение неформального управления и пр.).

Второй блок проблем выключает проблемы, связанные со сферами управления функционированием объекта управления. Это проблемы методологии и организации управления, финансово-экономические и социально-психологические проблемы, правовые проблемы. При решении проблем данного типа необходимо учитывать вид кризиса, его особенности, причины, возможные последствия.

Третий блок проблем — проблемы процессуальное™ управления: прогнозирование кризисов и оценка кризисных ситуаций, предвидение возможных последствий риска, разработка управленческих решений, разработка и осуществление инновационных стратегий кризисного поведения предприятия.

Четвертый блок проблем — это проблемы социально-экономического характера, т.е. проблемы поведения предприятия на рынке и управление персоналом. Наиболее важную роль играет инвестиционное проектирование, без которого невозможна модернизация и реконструкция предприятия, распределение персонала по новым критериям организации управления (функциональные требования, квалификация, образование, мотивация к деятельности).

Решение всех проблем предполагает многоэтапную процедуру внедрения системы внутреннего антикризисного управления на предприятии, которая предполагает следующие этапы:

■ Финансовое оздоровление предприятия.

■ Создание системы антикризисного управления.

■ Реализация антикризисного управления.

Как показывает опыт антикризисного управления, финансовое оздоровление необходимо при внедрении антикризисного управления даже бескризисных предприятий с целью повышения инвестиционной привлекательности.

На каждом этапе реализации антикризисного управления перед руководством предприятия встают определенные задачи (табл. 10).

Как показывает практика, применение трехэтапной процедуры внедрения системы внутреннего антикризисного управления позволяет постепенно адаптировать персонал и реорганизовать систему управления предприятием.

Таблица 10

Этапы Задачи
Создание системы антикризисного управления 1. Создание структуры антикризисного управления 2. Диверсификация функционирования предприятия 3. Повышение гибкости и адаптивности 4. Определение степени централизации управления
Организация антикризисного управления 1. Мероприятия по выводу предприятия из кризиса 2. Развитие инициативы у персонала 3. Коллективное решение проблем
Процесс антикризисного управления 1.Разработка программы выхода из кризиса 2. Повышение мобильности финансовых ресурсов 3. Своевременность антикризисного управления 4. Оценка последствий принимаемых решений
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Плановый механизм реализации региональной политики государства | Теоретические основы информатики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.