Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация – это обмен информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается




Вопрос 1. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА

ПЛАН

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: коммуникация, коммуникативные барьеры, кинесика, такесика, проксемика, экстралингвистика, паралингвистика, социальная перцепция, социальная рефлексия, эмпатия, идентификация, каузальная атрибуция, аттракция, интеракция, трансактный анализ, агрессия, альтруизм.

Темы рефератов и сообщений

Вопросы для обсуждения

План занятия

Лабораторно-практическое занятие.

Цель занятия: систематизация и обобщение знаний студентов о личности в мировой психологии, освоение основных методов и методик изучения личности.

Основные понятия: личность, теория личности

1. Психодинамические теории личности

2. Гуманистические теории личности

3. Когнитивные теории личности

4. Методы и методики изучения личности

1. Почему в мировой психологии существует множество направлений, изучающих личность?

2. В чем заключается коренное отличие в понимании личности психодинамического направления от диспозиционного?

3. Есть у современной психологии предпосылки для разработки единой теории личности?

Психоаналитическая теория личности, разработанная З.Фрейдом.

Особенности современных концепций личности в рамках психодинамического направления психологии.

Теория черт личности и их значение для практической психологии.

Рекомендуемая литература

Основная

Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 1992

Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982

Кельвин С Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. М., 1997

Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997

Дополнительная

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990

Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982

Психология личности. Тексты. М., 1982

Психология личности. Хрестоматия. Самара, 1999. Т.1.

 

1. Коммуникативная сторона

2. Перцептивная сторона

3. Интерактивная сторона

 

Можно выделить 3 взаимосвязанных стороны, характеризующие структуру общения: коммуникативную, перцептивную, интерактивную.

 

Важной характеристикой коммуникативного процесса является персонализация – намерение участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом.

Модель коммуникативного процесса по Г.Лассуэллу

• Кто? (передает сообщение) - коммуникатор.

• Что? (передается) - сообщение.

• Как? (осуществляется передача) - канал.

• Кому (направлено сообщение) - аудитория

• С каким эффектом? - эффективность.

Эффективность зависит от качественных характеристик всех элементов и прежде всего коммуникатора.

Позиции коммуникатора: открытая, отстраненная, закрытая.

Важно учитывать особенности аудитории.

Коммуникативные барьеры

Социальные возникают вследствие социальных, политических, национальных, религиозных, профессиональных различий, которые порождают не только разную интерпретацию понятий, но и различные мироощущения, мировоззрения, миропонимания.

Психологические возникают вследствие индивидуально-психологических особенностей общающихся, а также в силу сложившихся между ними отношений недоверия, неприязни (застенчивость, некоммуникабельность).

Б) Этнокультурными, в основе которых национально-культурные особенности людей.

В) Семантическими, в основе которых различия в системе значений участников общения.

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию, использующую различные неречевые знаковые системы.

 

 

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

 

Общение как коммуникация

       
   

 


Вербальное Невербальное

(речь) (неречевые средства)

                       
   
           
 
 
 
 

 


Внешнее Внутреннее

Кинети- Пара– экстра-

ческое лингвисти-

Устное Письменное Визуальное ческое

Проксе- Текесика

Монологи- Диалоги- мическое

ческое ческое

 

Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка. Язык общественно-историчен и социален.

Внешняя речь – ориентирована на других.

Внутренняя речь – предназначена для самого себя.

Устная и письменная.

Монологическая – существует в форме лекции, доклада, ораторской речи и т.д.

Диалогическая речь – разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

От представлений людей о том, о чем идет речь, степени ясности того, что происходило раньше и сейчас; от того, как много общего между собеседниками, как велико их стремление понять друг друга.

Виды диалога

Фатический диалог – обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах имеет характер ритуала.

Информационный диалог – это обмен информацией самого различного свойства. Часто имеет место в преподавании (в форме сообщения, выступления и последующего обсуждения.

Дискуссионный диалог возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий. Дискутанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь определенного изменения поведения.

Исповедальный диалог – самое доверительное общение – происходит в том случае, когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и переживания.

Эффективность вербального общения зависит от факторов:

- ситуативных (ситуация общения),

- субъективных (психологическое состояние партнеров)

- от хар-ра самой речи (содержательность, логичность, ясность, выразительность, …)

Эффективность снижается за счет речевых ошибок:

- нарушение лексической сочетаемости

- игнорирование стилистической окраски слова

- неправильное неуместное использование фразеологизмов

- фонетические ошибки (нормы ударений, произношений)

- нарушение норм морфологии, синтаксиса

Вербальная речь является универсальным средством общения, но она дополняется употреблением неречевых или невербальных средств общения. В психологии выделяют разные формы невербального общения, которые использует свою знаковую систему.

К невербальным средствам общения относятся

 

КИНЕСИКА – движения экспрессивно-выразительные: жесты, мимика, пантомимика, поза, походка; направление взгляда и визуальный контакт, частота контакта, длина паузы;

ТАКЕСИКА - тактильные (связанные с прикосновением) рукопожатия, похлопывания, поцелуй.

ПРОКСЕМИКА – физическая организация пространства и времени (расположение за столом, ориентация и дистанция их по отношению друг к другу).

ПАРАЛИНГВИСТИКА – система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность, тембр, громкость, интонация)

ЭКСТРАЛИНГВИСТИКА - неречевые вкрапления в речь (паузы, смех, плач, покашливание, вздохи т.д.) и темп речи

 

Позиции общающихся партнеров за столом

1) А 2) А 3) А Б 4) А

Б

 

Б Б

1) Позиция углового расположения; *

Преподаватель-студент, учитель-ученик, руководитель-подчиненный. Угол стола – психологический барьер, имеющий положительное значение: снижает напряжение.

2) Конкурирующеоборонительная позиция;

Благоприятна для дискуссии, спора

3) Позиция делового взаимодействия и сотрудничества; *

Партнеры в равных положениях, стол не является барьером.

4) Независимая позиция;

Позиции наиболее приемлемые в общении учителя с учеником (*).

 

 

Вопрос 2. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

 

Социальная перцепция - этовосприятие и понимание партнерами друг друга.

Основные функции социальной перцепции:

1) Познание себя.

2) Познание партнера по общению.

3) Эмоциональная оценка партнера по общению и формирование отношения к нему.

4) Понимание причин поступков другого и прогнозирование его поведения.

5) Создание собственной стратегии поведения на основе восприятия и понимания другого.

Основные механизмы познания и понимания другого:

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – уподобление себя другому. (на разумной основе)

ЭМПАТИЯ – умение почувствовать эмоциональное состояние другого,

сопереживание другому, умение эмоционально откликнуться на его проблему.

РЕФЛЕКСИЯ – осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.

Американские ученые Дж.Холмса, Г.Ньюкома и Ч.Кули выделили 8 рефлексивных позиций в ситуации общения двух человек, условно названных Джоном и Генри:

Джон каков он есть на самом деле;

Джон, каким он сам себя представляет;

Джон, каким его представляет Генри;

Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, когда в условиях дефицита информации о нем партнер по общению начинает приписывать другому определенные мотивы и причины поведения.

АТТРАКЦИЯ – процесс и результат формирования привлекательности другого человека в сознании воспринимающего.

Факторы, влияющие на аттракцию

внешность; социальные характеристики человека (статус, образование, профессия, профессиональная компетентность, коммуникативная культура); особенности невербального поведения человека (улыбчивость, тембр голоса, манера смотреть в глаза собеседнику, жесты мимика, пантомимика); ореол, созданный вокруг личности; частота контактов; пространственное расположение.

Виды аттракции: симпатия, дружба, любовь

 

Вопрос 3. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Инетракция – это организация совместной деятельности, общение в процессе взаимодействия.

Стратегии взаимодействия:

активные: соперничество, компромисс, сотрудничество

пассивные: приспособление, избегание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.