Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Элементы конституционно-правового статуса личности

Рассматривать конституционные основы правового положения человека и гражданина невозможно без четкого представления о разграничении таких понятий как «личность», «человек», «гражданин». Правильное понимание этих категорий будет способствовать более точному толкованию конституционно-правовых норм, четкому определению субъектов, на которые они распространяют свое действие.

Существуют различные точки зрения к определению понятий «личность», «человек», «гражданин». В первую очередь, эта разница прослеживается в зависимости от использования данных понятий конкретными науками.

Рассматривая понятие «человек», в литературе указывается, что это существо, включающее в себя биологические и социальные признаки. Причем биологическое в человеке – необходимая предпосылка зарождения, становления и развития социального, которое имеет доминирующее значение в структуре личности. Таким образом, в отличие от понятия «человек» термин «личность» представляет собой его характеристику как общественного существа.

Личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Именно социализация делает человека личностью, формирует ее уникальные социально-психологические качества, проявляющиеся в общественных отношениях.

В понятии «гражданин» прослеживается момент формального юридического узаконения связи индивида и государства, момент конституционно-правового признания того или иного человека гражданином государства. Условия, необходимые для того, чтобы данный человек мог выступать как гражданин государства, определяются государством в правовых нормах, совокупность которых представляет собой конституционно-правовой институт гражданства, указывающий на юридически оформленную принадлежность лица к народу государства.

Понятие гражданина используется законодателями не только для обозначения политико-правовой связи человека с государством, но еще и для того, чтобы отличать гражданина одного государства от иностранного гражданина либо лица без гражданства, поскольку у них разный объем правоспособности, как правило, в военной и политической сферах – служба в армии, участие в избирательной системе.

Рассматривая международные и национальные правовые акты, касающиеся правового положения индивида, можно отметить ряд закономерностей в использовании трех вышерассмотренных терминов. Так, понятие «человек» используется как самое широкое, включающее в себя любого человек вне зависимости от его возраста, гражданства, иных характеристик. Часто это понятие используется в международных правовых документах (например, Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод), посвященных правам и свободам человека, при этом преследуется цель указать на высокую значимость, ценность каждого адресата декларации, конвенции без какого-либо различия по признакам пола, расы, национальности, социального положения и т.д.

Можно выделить два подхода к использованию понятия «гражданин» в белорусском праве:

1) Чаще всего понятие «гражданин» используется для обозначения более узкого круга лиц, обладающих гражданством Республики Беларусь, т.е. политико-правовой связью с государством, и в связи с этим имеющих определенных перечень прав и обязанностей, которые не относятся к иным лицам, негражданам. Например, ст. 30 Конституции: граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

2) Реже понятие «гражданин» отождествляется с понятием «личность», «человек». Например, в Конституции Республики Беларусь можно найти ряд примеров, где в используемое понятие «гражданин» вкладывается широкий смысл, предполагающий в качестве субъекта правоотношений любого человека. Так, нормы Конституции указывают на ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (ст. 2); гарантируется неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29); с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (ст. 60) и др.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек», а понятие «гражданин» уже понятия «личность». Человек в процессе социализации становится личностью, а приобретая политико-правовую связь с конкретным государством – гражданином.

В первую очередь необходимо определиться со значением таких понятий как «правовое положение» и «правовой статус» личности. Оба понятия используются учеными-юристами в синонимичном либо в разном по своему существу значении.

Так, Н.В. Витрук и В.А. Кучинский считают понятие «правовое положение личности» более широким, чем «правовой статус», охватывающим не только права и обязанности (которые составляют содержание правового статуса), но иные элементы – гражданство, общую правоспособность, ответственность и др.

Такие белорусские ученые, как Г.А. Василевич и Д.М. Демичев полагают, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» тождественны по своей сути.

В связи с разным пониманием рассматриваемых понятий в юридической науке не существует единства мнений по поводу содержания этих категорий. Можно выделить несколько подходов ученых к рассмотрению данного вопроса.

Первый был сформулирован профессором Н.В. Витруком: юридическая конструкция правового положения личности включает в себя в качестве элементов 1) юридические права и свободы; 2) юридические обязанности; 3) законные интересы (интересы, не нашедшие прямого закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежащие правовой защите со стороны государства; 4) гражданство; 5) правосубъектность и 6) юридические гарантии. По мнению Н.В. Витрука, первый, второй и третий элементы составляют «статус личности», а в совокупности с четвертым, пятым и шестым элементами – более широкое понятие «правовое положение личности».

Второй подход сформулирован Е.А. Лукашевой и основан на включении в понятие правового статуса двух элементов – прав и обязанностей. Одновременно отмечается, что ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса, «предстатусными» элементами, предпосылками правового статуса (гражданство, общая правоспособность), либо «послестатусными» элементами – элементами, вторичными по отношению к основным (например, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям), либо вообще категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (гарантии). Дополнительные, «предстатусные» и «послестатусные» элементы предлагается включить в понятие «правовое положение личности».

По мнению профессора Е.А. Лукашевой, законные интересы нельзя выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям, является «внеправовой» или «доправовой» категорией.

Третий подход основан на признании категорий «правовой статус» и «правовое положение» личности в качестве синонимов и отсутствии строгого деления на «основные» и «дополнительные» составные элементы правового статуса личности. Один из представителей такого подхода профессор Л.Д. Воеводин полагает, что для установления действительной структуры правового статуса (положения) личности «с определенной степенью научной точности» необходимо избрать нужный критерий. Таким критерием, по его мнению, «является закрепленное правом место индивида в обществе и государстве, т.е. в производстве, в управлении государственными и общественными делами и в сфере духовной жизни».

Ориентируясь на данный критерий, он называет следующие составные элементы правового положения личности:

- гражданство как «исходное начало формирования» правового положения личности;

- правосубъектность или «общая правоспособность»;

- принципы правового положения личности, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина, занимающие «центральное место» в содержании основ правового положения личности;

- юридические обязанности;

- юридические гарантии или предусмотренные конституцией и законами условия и средства реализации прав и обязанностей личности[1].

Таким образом, анализируя различные подходы к понятию и содержанию правового статуса личности, можно выделить несколько групп норм, в своей совокупности образующих конституционно-правовой институт правового статуса личности:

- права, свободы и обязанности как «ядро» правового положения (и соответственно, конституционные права, свободы и обязанности как «ядро» конституционного положения личности);

- гражданство, правосубъектность и юридические гарантии (включающие юридическую ответственность) как условия реализации прав, свобод и обязанностей;

- принципы правового положения личности как исходные, основополагающие начала, которые определяют нормативное содержание регулирования прав, свобод и обязанностей личности, а также условий их реализации.

Правовой статус личности отражает юридическое бытие человека во всех его аспектах и сферах, определяет роль субъекта в системе правовых отношений. Важной является такая характеристика правового статуса как урегулированность его нормами права, а не какими-либо иными социальными нормами. В целом же можно говорить о правовом статусе личности как части его общественного статуса. Таким образом, правовой статус личности выступает как комплексный правовой институт, который включает не только нормы Конституции и актов конституционного права, но и других отраслей законодательства. В то же время можно выделить как разновидность – конституционно правовой статус.

Конституционно-правовой статус личности – это нормы конституционного права, которые определяют положение человека в государстве и обществе. Они содержат исходные, главные положения, касающиеся роли человека в обществе и государстве, высшей ценности его прав и свобод, гражданства, непосредственно самих конституционных прав и свобод человека, гарантий их реализации, защиты, а также конституционных обязанностей.

Рассмотрим элементы правового статуса личности.

· Права, свободы и обязанности человека, среди которых центральное место занимают конституционные права и обязанности

Определяя понятие прав человека, следует иметь в виду, что невозможно выработать какое-либо одно, единственно правильное его определение, поскольку данная категория содержит в себе различные аспекты (философский, моральный, политический, юридический и т.д.). Права человека – категория комплексная и многогранная. Она рассматривается не только в рамках права, но и в связи с политикой, нравственностью, философией, историей, религией и т.д.

Поскольку в законодательстве и литературе встречаются формулировки «права человека» и «свободы человека», необходимо решить вопрос о соотношении прав и свобод. Сразу стоит отметить, что в литературе указывается на различия либо синонимичность данных терминов.

Хотя признаётся, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны, некоторые авторы отмечают, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного результата. В то время как «право» определяет конкретные действия человека (например, право избирать).

Существует мнение, что права человека – это так называемые позитивные права, а свободы – негативные права. То есть право предполагает активную обязанность государства по отношению к человеку, а свобода – это налагаемые на власть запреты вмешиваться в ту или иную сферу жизни человека. Таким образом, право – это обязанность власти что-то сделать, свобода – это запрет ей действовать в какой-либо области.

Тем не менее, следует иметь в виду, что язык и формулировки норм не всегда точно передают смысл выделенных позитивных и негативных прав. Поэтому зачастую разграничение между правами и свободами провести трудно. Так, закреплённое в ст. 31 Конституции Республики Беларусь право самостоятельно определять свое отношение к религии означает запрет вмешательства в вопросы вероисповедания, т.е. свободу религиозных убеждений. А в формулировке «Каждый имеет право на свободу объединений» (ст. 36) право и свобода вообще объединены.

Кроме того, в основе каждого права лежит свобода человека в его решении, пользоваться этим правом либо нет. Таким образом, различие в терминологии является скорее традиционным и не влияет на юридическую значимость и гарантированность прав человека.

Взаимосвязь прав человека с обязанностями и ответственностью.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство в свою очередь имеет право требовать от него определенного поведения. Свои требования государство формулирует в виде обязанностей, и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанности подразумевают необходимость: совершить определенные действия либо воздержаться от них; отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного лица; нести ответственность за неисполнение этих требований; не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое последний имеет право.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 29 устанавливает, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Часть обязанностей распространяется на всех лиц, проживающих в государстве, а часть – только на граждан. Так, Конституция Республики Беларусь устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 55), беречь историко-культурное, духовное наследие и другие ценности, соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и уважать национальные традиции (ст. 52-53). В то же время сказано, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей; защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Включение обязанностей в правовой статус личности не нарушает принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других лиц соблюдать эти права, реализованы быть не могут[2]. Томас Пейн в очерке «Права человека» писал: «...Декларацию прав следовало бы сопроводить Декларацией обязанностей... Декларация прав есть одновременно и Декларация обязанностей. Все, что является правом одного человека, в то же время является и правом другого, и моя обязанность – обеспечивать, а не только пользоваться».

· Гражданство.

Отношения, связанные с институтом гражданства, регулируется как на международном, так и на национальном уровнях. В рамках ООН были приняты следующие документы:

– Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г.);

– Конвенция о сокращении безгражданства (1961 г.);

– Конвенция о статусе апатридов (1954 г.).

Кроме того, государства могут заключать соглашения, регулирующие вопросы приобретения, изменения и прекращения гражданства.

· Принципы, общеправовые идеи.

Они также влияют на правовое положение личности. Некоторые из принципов закреплены в Конституции и других нормативных правовых актах, другие выводятся из текста юридических документов путём анализа.

Если рассматривать Республику Беларусь, то основными принципами, определяющими конституционно-правовой статус личности, являются:

– Обеспечение прав и свобод граждан – высшая цель государства.

– Равенство всех перед законом и прав каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

– Запрет на ограничение конституционных прав граждан. Согласно ст. 23 права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты морали, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

· Правосубъектность – способность лица иметь права и нести обязанности.

Правосубъектность складывается из право- и дееспособности.

Правоспособность – способность иметь права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми людьми. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается его смертью.

Дееспособность – способность человека своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака.

Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Законодательством предусмотрены случаи эмансипации, при которых человек становится полностью дееспособным. Так, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

· Юридические гарантии.

Они обеспечивают эффективную реализацию прав и свобод человека, а также выполнение им своих обязанностей. Важнейшей юридической гарантией является возможность привлечения различных субъектов права к юридической ответственности за нарушение правовых норм, а следовательно – нарушение чьих-либо прав и свобод.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическая система общества, ее принципы и особенности. | Понятие и социально-политическое значение гражданства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.