Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция2. Тема.Методы педагогического исследования




1.Методы исследования в педагогике.

2.Традиционные методы исследования.(Беседа, наблюдение, изучение опыта).

3.Педагогический эксперимент.

4. Педагогическое тестирование.

5.Методы изучения коллективных явлений. (социометрия, анкетирование)

6.Количественные методы в педагогике.

 

1. Познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешной. Именно по этой причине мы должны познакомится с методами исследования в педагогике.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования.

Методами пед. исследования называется совокупность приемов и операций, направленных на изучение и обобщение пед. явлений и решение разнообразных научно-пед. проблем.

Особенности и требования к методам исследования:

- неоднозначность протекания пед. процессов(связанно с многообразием факторов влияющих на ход пед. процесса);

- неповторимость пед. процесса(невозможно для эксперимента повторить в абсолютной точности условия протекания процесса);

- исследование не должно противоречить законам развития, не должно препятствовать качественному развитию исследуемых;

- выводы формулируются в усредненной. обобщенной форме, что требует массовых исследований.

Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерностей.

 

2.Традиционные методы исследования.(Беседа, наблюдение, изучение опыта).

Традиционными называются методы свойственные для использования в педагогике исторически. К традиционным относим такие методы, как наблюдение, беседа, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества.

Наблюдение- специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Требования к наблюдению:

- определение задач;

- выделение объекта;

- разработка плана наблюдения;

- фиксирование результатов;

- обработка данных;

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым.

Беседа – вербальный метод исследования, направленный на выявление особенностей внутреннего мира воспитанника, причин тех или иных поступков. Требования к беседе:

- наличие четкого, продуманного, индивидуализированного плана беседы;

- обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

- варьирование вопросов. постановка их в удобной для собеседника форме;

- корректность вопросов;

- умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах;

Изучение опыта может предполагать изучение опыта учителей, педагогов достигших определенных успехов в своей деятельности. Также есть необходимость в таком методе исследования как изучение первоисточников или архивный метод.

Важным исследованием для педагогов является изучение школьной документации и продуктов творческой деятельности учащихся.

 

3.Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования пед. процесса в точно учитываемых условиях.

Экспериментальные исследования могут быть различными по длительности: краткосрочными, долгосрочными.

Для проведения эксперимента необходимо соблюдение следующих требований:1. Обоснование рабочей гипотезы;

2. Разработка исследуемого вопроса;

3. Составление детального плана проведения эксперимента;

4. Точная фиксация результатов исследования;

5. Анализ полученных данных;

6. Формулировка выводов;

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

- констатирующий, при котором изучаются существующие педагогические явления;

- проверочный, уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

- созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические модели.

Чаще всего приведенные виды эксперимента не применяются изолированно.

Также различают естественный и лабораторный пед. эксперименты. Среди модификаций естественного эксперимента выделяется параллельный и перекрестный эксперимент.

4. Педагогическое тестирование.

Тестирование – одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерять изучаемые характеристики пед. процесса.

Еще в 80-90 е годы 19в исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента – исследования с помощью тестов.

С именами Анри и Бине связанно появление тестов направленных на измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств. Сегодня сложно отличить тест педагогический от психологического но можно привести пример нескольких чисто педагогических видов тестирования:

- тесты успеваемости

- тесты элементарных умений(таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции)

- тесты для диагностики уровня обученности направленные на выявление степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Тесты исследовательские очень близки с тестами практическими, направленными на выявление успеваемости.

Выделяются 2 вида тестов – тесты скорости и тесты мощности.

Для текущего контроля также используются тестовые задания, которые содержат от 5 до 10 заданий.

6. Методы изучения коллективных явлений.

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный характер. По этой причине в педагогике применяются социологические методы исследования, такие как анкетирование и социометрия.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанного опросника, называемого анкетой.

Сейчас в педагогических исследованиях применяются различные виды анкет: открытые и закрытые, именные и анонимные, полные и урезанные.

В педагогике широко применяется полярная анкета с бальной оценкой – например: Организованный 5 4 3 2 1 неорганизованный

Трудолюбивый 5 4 3 2 1 ленивый - один из способов оценки качеств личности.

Чтобы анкета была эффективной необходимо чтобы она соответствовала ряду требований: 1. Тщательно продуманные вопросы;

2. соответствие возрасту и уровню развития;

3. вопросы должны быть не прямыми, завуалированными, чтобы получить правдивые ответы;

4. корректность вопросов;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.