Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковно-монастырская система благотворительности

 

Складывающаяся система церковно-монастырской помощи находилась под влиянием факторов, вытекающих из отноше­ний, формирующихся между церковью и оформляющимся го­сударством.

Следует иметь в виду, что православие только призывается на Русь. Оно не имеет ни своих институтов, ни системы финанси­рования, ни священников. Все это берется под контроль государства, т. е. происходит идентификация власти и церкви, складывается такой тип отношений, который привно­сится из Византийского православия. Финансовая поддержка церкви осуществлялась за счет отчислений (ей принадлежит десятая часть).

Государство в лице княжеской власти берет на себя строи­тельство монастырей и храмов, оно же на первых порах готовит кандидатов в священники. Власть определяет клиентов, т.е. тех лиц, которым, по ее мнению, необходима помощь.

Если круг лиц все больше и больше расширяется, то инсти­туты поддержки на данном отрезке времени практически не изменяются. В Синодальном изводе Устава князя Владимира

под церковный контроль попадают: «больнице, гостинници, странноприимнице», те же институты фигурируют и в Уставе князя Всеволода.

Одни типы учреждений — странноприимницы — строила церковь, а другие — больницы — жертвователи, благотворите­ли на свои средства: русские князья, либо церковные деятели (например, Ефрем Переяславский (епископ) в 1091 г. построил больницу, а годом раньше народную каменную баню).

К одним из ранних документов, регламентирующих деятель­ность монастырей, можно отнести устав купеческой организации князя Всеволода Мстиславича. Мир выбирал и финансировал церковный клир, чтобы он служил «филантропическим целям» на случай старости, болезней, инвалидности. В уставе закрепля­лось право отдельных категорий нуждающихся на призрение в старости. Таким образом патерналистская политика власти по отношении к церкви давала возможность последней оформлять­ся в самостоятельный институт помощи и поддержки.

Первоначально христианство в России не являлось идеологи­ей и мировоззрением большинства. Монастыри существовали поначалу как закрытые сообщества. Они не стре­мились к «общению» с народом, так как монашество являлось отречением от мирских соблазнов. Однако эта замкнутость, отрешенность, аскетизм ( Аскетизм – это осознанное подавление человеческих страстей с целью развития духа) становятся притяга­тельным и для языческого сознания. Монастыри воспринима­ется как некое таинство, приносящее чудесное исцеление.

Имея более высокую культуру жизнедеятельности, монасты­ри представляли собой многофункциональную систему самоподдержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: общением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства.

Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотвори­тельной, социальной деятельности. Они выполняют четыре ос­новные функции: лечение, обеспечение неимущих (в виде ока­зания единовременной помощи натуральными продуктами — милостыни), обучение, контроль.

Однако постепенно начинает оформляться ктиторская мона­стырская система. Ее особенность заключалась в том, что по­стригающийся в монашеский сан обязан приносить дар монас­тырю, что позволяло вести стабильную и «сытую» жизнь в его стенах. Дар приносился, как правило, в виде земельных угодий(земли под сады, виноградники, пастбища- связанное с землёй), кото­рые жертвовал новообращенный.

Итак, процесс христианизации в Древней Руси видоизменя­ет процесс помощи и взаимопомощи. Вместе с традиционными субъектами помощи появляются новые в лице княжеской вла­сти и института церкви.

Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизован­ная власть ищет пути помощи субъектам, не связанным род­ственными отношениями. Можно добавить, что с принятием христианства была не только осуществлена административная и правовая реформа, но и предприняты попытки социального реформирования в области помощи и поддержки.

Примечательны свидетельства русских летописей об «увле­чении» князем Владимиром христианскими идеями о всепро­щении, милосердии, щедрости. Однако этот «массовый», а не дифференцированный подход к различным социальным про­блемам приво­дит к вспышке недовольства из-за того, что княжий суд зачас­тую избегают убийцы и воры. Власть в силу разных причин — и политических, и военных — отходит от самостоятельного про­ведения идей социального христианского реформирования, подключая к этой деятельности церковь. Она не только наделяет ее юридическими полномочиями, закрепляемыми из поколения в поколение, но и оказывает ей как нарождающемуся институту поддержки финансовую помощь. Причем связь здесь основывается также на древнейших принципах эквивалента «я — тебе, ты — мне». Власть расширяет полномочия церкви в отношениях с клиентами, которых со временем стано­вится все больше.

Институт церкви превращается в носителя не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия. Можно пред­положить, что в этот период появляется первая официальная институализированная форма защиты в виде приходов и мона­стырей. Они несут в себе различные функции — от вспомоще­ствования до лечения, от судебного делопроизводства до соци­ального и семейного воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Досуговая деятельность различных слоёв общества в средние века | Понятие о комплексе устройств автоматики, телемеханики и сигнализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.