Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятия и принципы теории познания

Как известно, большинство философов признает познаваемость мира; к их числу относятся все материалисты, а также многие идеалисты. Независимо от того, какую философскую позицию занимают философы при исследовании процессов познания, они обязательно в структуре познавательных отношений выделяют два основных элемента:

1) Объект познания (гносеологический объект);

2) Субъект познания (гносеологический субъект).

Субъект познания
Объект познания

?

 

 

В первом приближении объект познания – это то, что познается, а субъект познания – это тот, кто познает. Между ними складываются определенные отношения – познавательные отношения.

Конкретное понимание объекта, субъекта познания и характера их взаимоотношений зависит от философского направления, которого придерживается тот или иной философ.

1. Домарксовский материализм исходил из того, что процесс познания – это отражение субъектом объекта. Первая материалистическая гносеологическая концепция – концепция «мягкого воска». Согласно этой концепции объект воздействует на субъект и оставляет в нем отпечатки, иначе говоря, субъект, подобно воску, пассивно отражает объект. При этом сознание человека выступает в качестве «чистой доски» (лат.- tabula rasa), на которой природа пишет свои письмена. (Дж. Локк). Таким образом, первый принцип этой гносеологии – принцип пассивного отражения.

Второй принцип домарксовской гносеологии – «гносеологическая робинзонада»; согласно этому принципу субъект познания понимается как отдельный индивид, оторванный от общества и лишенный социальной сущности. Гносеологический субъект, подобно Робинзону Крузо, в одиночку познает окружающий мир.

Третий принцип этой гносеологии говорит о характере отношения между субъектом и объектом познания. Игнорирование общественно-исторической практики, активного воздействия человека на природу с помощью орудий труда приводит к выводу, что человек и природа находятся без посредников, «с глазу на глаз» (фр.тэт-а-тэт).

2. В идеалистических теориях познания в целом:

1) отрицалось понимание процесса познания как отражения;

2) подчеркивался активный характер субъекта познания;

3) практика понималась как чистая духовная деятельность.

В объективном идеализме вместо принципа отражения выдвигался

принцип припоминания. Так, древнегреческий философ Платон утверждал: для того, чтобы познать мир, надо закрыть глаза, заткнуть уши и предаться воспоминаниям о том мире идеальных сущностей, в котором пребывала душа человека до его рождения. С точки зрения немецкого философа Гегеля, познание – это диалектический процесс исторического воспоминания. При этом субъект познания имеет социальную сущность (в гносеологии Я Мы).

В субъективном идеализме также отрицается принцип отражения, вместо него выдвигается принцип беспредпосылочной гносеологии, который предполагает, что гносеологический объект не существует независимо от гносеологического субъекта. На рубеже XIX-XX вв. швейцарский философ Авенариус развивал теорию принципиальной координации между объектом и субъектом познания («нет объекта без субъекта»).

Родоначальник феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (XIX-XX вв.) хотя и говорил, что сознание не создает объект, однако считал, что сознание обладает объектом и основой познания служит феноменологическая редукция, очищающая субъективное сознание от реальности окружающего мира.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика пенсионной системы России | Вопрос 2. Исходные положения диалектико-материалистической гносеологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.