Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Слово «эссе» в переводе с французского (essai) означает «опыт», «сочинение», «набросок»

Эссе

Слово «эссе» в переводе с французского (essai) означает «опыт», «сочинение», «набросок». «Суть современного эссе, - считает А.А.Тертычный, - заключается в том, что в нем особым образом излагается определенная концепция, некая «теория», вытекающая из познания ряда лежащих «на поверхности бытия» явлений в той или иной сфере общественной деятельности» (Терт, с. 212-213).

Это разновидность журналистских текстов, в которых отражаются личный взгляд, личные впечатления автора по поводу тех или иных событий и фактов. Так как в результате перед читателем предстает индивидуальная, чаще всего связанная с внутренним миром человека картина окружающей действительности, ее не всегда можно передать с помощью рациональных, обыденных понятий и представлений. Эссеист для этого использует широкий спектр художественных и образных средств.

Основу публикаций этого жанра составляют личные чувства, мысли, переживания автора. На практике это осмысление важности того или иного факта, события, идеи, проблемы, попытка определить их место и значение в собственной или общественной системе ценностей. Чаще всего это плод личного опыта журналиста и его многолетних рассуждений над жизнью. В отличие от других художественно-образных жанров здесь нет героя, объектом журналистского осмысления являются чувства и мысли самого автора.

Свои рассуждения о разнообразных жизненных проблемах автор часто представляет в самом широком плане. Именно преобладание общих суждений и выводов над фактическим материалом является яркой, бросающейся в глаза чертой, отличающей эссе от публикаций иных жанров. Нередко такое преобладание бывает подавляющим. Конкретные факты для таких публикаций – лишь повод для общих рассуждений. «Глобальность» - обычный уровень размышлений эссеиста. Его рассуждения помогают четче увидеть актуальные, быстротекущие события в системе более важных, более фундаментальных сущностей, неких закономерностей, на которые в повседневной текучке люди не всегда обращают нужное внимание. Автор как бы заставляет читателя остановиться, оглянуться, сравнить свои действия с общими ценностями, почувствовать тенденции развития жизни.

Эссе относится к публицистическим жанрам, а потому предполагает воздействие на аудиторию с целью формирования общественного мнения. Потому для своих выступлений эссеист выбирает общественно значимые темы, волнующие основную часть аудитории, всего общества.

Основные жанрообразующие признаки эссе:

-субъективность в трактовке предмета обсуждения, индивидуальная позиция автора;

-широкий содержательно-тематический разброс;

-свободная композиция;

-стиль, ориентированный на разговорно-непринужденную речь.

В современной прессе чаще всего встречаются следующие типы эссе:

-публицистическое – поводом для них обычно являются актуальные вопросы, вызывающие повышенное внимание аудитории, как правило, оно богато ассоциациями, опирающимися на опыт аудитории, а также на жизненный опыт самого автора, его воспоминания, предположения;

-литературно-критическое – рассуждения о неких общих закономерностях литературного творчества, о судьбах литературы, ценностях, которым она призвана служить или служит в данный момент, конкретное произведение – это прежде всего отправная точка развития мысли, «призма», через которую преломляются раздумья общего плана;

-искусствоведческое – предметом отображения является сфера искусства (рассуждения о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, о социальном служении искусства, о роли таланта, о низком и высоком, о массовом и элитарном искусстве);

-научно-популярное – посвящаются общенаучным проблемам, которые рассматриваются в связи с жизнью общества, судьбами и проблемами цивилизации;

-философское – посвящаются общим проблемам бытия, его смыслом для отдельного человека и общества в целом (добро и зло, истина и пути ее постижения, жизнь и смерть).

Близость эссе обычным рассуждениям иногда приводит к иллюзии легкости подготовки публикаций этого жанра. Интересный текст может родиться только в том случае, если уровень мысли, демонстрируемый автором, окажется достаточно высоким для того читателя, которому адресовано эссе. А для этого журналисту необходимо быть компетентным в той области, к которой относятся его рассуждения. Причем степень этой компетенции должна превосходить степень компетенции аудитории.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Образ и образность в журналистике | Вопрос 5
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.