Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные условия развития детского коллектива




 

Развитие детского коллектива – процесс управляемый. Знание педагогом специфики коллектива и умение прогнозировать его изменение – основа решения различных воспитательных задач.

Теоретики, разрабатывающие проблемы развития детского коллектива, в частности А.С.Макаренко, определили основные пути и условия формирования коллектива. Рассмотрим некоторые из них.

Предъявление требований. Эта позиция настолько существенна, что лежит в основе теории коллектива. В истории педагогики она имела разную трактовку, сегодня же важно помнить, что требования и по форме и по содержанию должны отвечать гуманистическим и демократическим принципам функционирования образовательной системы.

Педагогическое требованиекак фактор формирования коллектива:

– помогает быстро навести порядок и наладить дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников;

– выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности;

– возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся;

– способствует укреплению духовных взаимоотношений и придает им общественную направленность.

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При реализации требований необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Важно, чтобы требование педагога поддерживалось если не всеми, то большинством его членов. В достижении этого педагогу помогает актив.

Система перспективных линий, по существу являющаяся концепцией «завтрашней радости». Она включает близкую, среднюю и дальнюю перспективы:

близкая перспектива – «завтрашняя радость» – выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития. Близкая перспектива должна интересовать всех воспитанников.

– средняя перспектива – перспектива события, несколько отодвинутого во времени. Для его достижения необходимо приложить усилия. Такую перспективу следует выдвигать тогда, когда сформировался актив.

– далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий перспектива.

Перед коллективом должны стоять разные перспективы. Ставить их надо так, чтобы работа завершалась реальным успехом. По мере достижения целей следует выдвигать новые перспективы.

Принцип параллельного действия. На личность воспитанника параллельно действует, с одной стороны, коллектив, с другой – педагог. Коллектив действует на личность непосредственно, педагог – опосредованно. Педагог связан с личностью благодаря сложному инструментарию. Но принцип параллельного действия не исключает применения принципа индивидуального контакта – прямого и непосредственного воздействия воспитателя на отдельного воспитанника.

Немаловажным фактором формирования коллектива является накопление и укрепление традиций, под которыми понимают формы коллективной жизни, наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощающие характер коллективистских отношений и общественное мнение. В структуре традиций можно выделить большие, т.е. яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению, и малые, будничные, повседневные, которые учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

А.С. Макаренко писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. В силу этого воспитать традиции и сохранить их – важная задача воспитательной работы с коллективом. По его мнению, традиции скрепляют коллектив, сплачивают и помогают его организовать; придают коллективу определенный стиль, неповторимость; обеспечивают преемственность в жизни коллектива; украшают жизнь коллектива.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н. К. Крупской. В современной теории воспитания большой вклад в ее разработку внес В. М. Коротов. Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление не может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания органов, – оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам:

1) разделение конкретного дела на законченные части и объемы;

2) формирование микрогрупп соответственно частям и объемам планируемого дела;

3) выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления;

4) выбор главного ответственного лица.

Таким образом, органы самоуправления в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства - подчинения.

Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей (в больших школах), которому подотчетен учком. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам полномочий. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

Развитие общественного мнения. Общественное мнение в коллективе – это совокупность тех общественных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – это мнение большинства членов коллектива, которое создается по мере укрепления коллектива и является ценностным ориентиром в большинстве случаев. Выделяют два основных пути формирования здорового общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Коллектив может оказывать решающее влияние на каждую личность, если он способен дать справедливую и объективную оценку действиям и поступкам каждого ученика, различным явлениям коллективной жизни.

Созидание коммуникативной культуры. Умение общаться – одно из самых значимых для члена коллектива. Общение позволяет познать личность, обменяться духовными ценностями, информацией, ролями. Для развития коммуникативной культуры необходимы специальные тренинги, направленные на формирование нравственных основ общения и отработку этикетных норм, в том числе и речевых.

В заключение следует отметить, что ребенок коллектив не выбирает. Но, учитывая его роль в жизнедеятельности школьника, необходимо строить педагогический процесс так, чтобы управление коллективом было согрето теплом человечности, освещено мудростью, пронизано заинтересованностью к судьбе каждого ребенка.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 9241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.