Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые аспекты ликвидации кредитных организаций




При создании кредитная организация рассчитывает на дли­тельный период безоблачного существования. Однако в резуль­тате функционирования возникает ситуация, когда кредитная организация в силу ухудшения финансового положения вынуж­дена либо реорганизоваться, либо ликвидироваться. В процессе ликвидации кредитной организации как юридического лица, в отличие от реорганизации, не происходит перехода прав и обя­занностей в порядке правопреемства к другим лицам, и кредитная организация вынуждена прекратить свою работу. На начало 2004 г. в России 1416 кредитных организаций прекратили свое существование, только за год было принято решение о ликвида­ции 330 кредитных организаций.

Правовые аспекты ликвидации кредитных организаций опре­деляются ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ст. 23), где указано, что ликвидация кредитных организаций осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и регулируется Гражданским кодексом РФ. Банки, как и любые коммерческие организации — юридические лица, могут быть ликвидированы по следующим основаниям (ст. 61 ГК РФ):

• по решению его учредителей (участников) либо органа кре­дитной организации, уполномоченного на то учредительными документами;

• вследствие признания его несостоятельным (банкротом), т.е. если стоимость имущества ликвидируемого банка недостаточ­на для удовлетворения требований кредиторов в соответствии со ст. 65 ГК РФ и Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

• по решению суда в случае, если при создании кредитной ор­ганизации были допущены грубые нарушения закона, нося­щие неустранимый характер, деятельность осуществлялась либо без надлежащего разрешения (лицензии), либо запре­щенная законом, либо с иными неоднократными или гру­быми нарушениями закона или иных правовых актов. Учредители (участники) кредитной организации, принявшие

решение о ликвидации, обязаны письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Еди­ный государственный реестр юридических лиц сведения о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устано­вить порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и дру­гими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней пе­реходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой кредитной, организации выступает в суде. Требование о ликвидации может быть предъявлено в суд и Центральным банком РФ. В последнем случае инициатива Банка России о ликвидации кредитной орга­низации выглядит как отзыв лицензии на осуществление бан­ковских операций. Основными нормативными актами, регули­рующими оперативные вопросы по процедуре отзыва банковских лицензий и ликвидации кредитных организаций, является Указание ЦБ РФ от 05.07.2007 № 1853-У «Об особенностях осуще­ствления кредитной организацией расчетных операций после от­зыва лицензии на осуществление банковских операций и о сче­тах, используемых конкурсным управляющим (ликвидатором, ликвидационной комиссией)», Указание ЦБ РФ от 10.05.2001 № 967-У (ред. от 04.04.2003) «О порядке закрытия обособленных структурных подразделений кредитных организаций после от­зыва лицензии на осуществление банковских операций», Указа­ние ЦБ РФ от 25.07.2003 № 1311-У «О порядке отзыва у кредит­ной организации лицензии на осуществление банковских опера­ций при установлении существенной недостоверности отчетных данных».

Банк России может отозвать у кредитной организации лицен­зию на осуществление банковских операций в случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании кото­рых выдана указанная лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, пре­дусмотренных этой лицензией, более чем на 1 год со дня ее выдачи;

3) установления фактов существенной недостоверности отчет­ных данных1;

4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;

5) осуществления, в том числе однократного, банковских опе­раций, не предусмотренных указанной лицензией;

6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банков­скую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение 1 года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные ФЗ «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)», а также неодно­кратного нарушения в течение I года требований, предусмот­ренных ФЗ от 7 декабря 2001 г. «О противодействии легализа­ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

7) неоднократного в течение 1 года виновного неисполнения со­держащихся в исполнительных документах судов, арбитраж­ных судов требований о взыскании денежных средств со сче­тов (с вкладов) клиентов кредитной организации при нали­чии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

8) наличия ходатайства временной администрации, если к мо­менту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назна­чения, предусмотренные данным Федеральным законом;

9) неоднократного непредставления в установленный срок кре­дитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государ­ственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

В то же время Банк России обязан отозвать лицензию на осу­ществление банковских операций в случаях:

1) если достаточность капитала кредитной организации стано­вится ниже 2%. Если в течение последних 12 месяцев Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, то применяется методика, в соответ­ствии с которой достаточность капитала кредитной организа­ции достигает максимального значения;

2) если размер собственных средств (капитала) кредитной орга­низации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной ре­гистрации кредитной организации2;

3) если кредитная организация не исполняет в срок, установлен­ный ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных орга­низаций», требования Банка России о приведении в соответ­ствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

4) если кредитная организация не способна удовлетворить тре­бования кредиторов по денежным обязательствам и (или) ис­полнить обязанность по уплате обязательных платежей в те­чение 1 месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера мини­мального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотрен­ных ФЗ «О банках и банковской деятельности», не допускается. При этом стоит отметить, что в случае прекращения деятельности кредитной организации по добровольному решению ее участ­ников Банком России принимается решение об аннулировании лицензии. Порядок аннулирования лицензии регулируется нор­мативными актами Банка России.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, оформляемое Приказом ЦБ РФ, принимается Комитетом банковского надзора Банка России и вступает в силу со дня принятия соответству­ющего акта Банка России. Оно может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также при­менение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного реше­ния Банка России.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуще­ствление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом — в соответствии с требованиями ФЗ «О несосто­ятельности (банкротстве) кредитных организаций». Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную адми­нистрацию.

Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией. В соответствии с федеральными законами «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О не­состоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также с Положением о Комитете банковского надзора Банка России, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 18 декабря 1996 г. № 02-463 и Положением ЦБ РФ от 26 ноября 2003 г. № 241-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией», времен­ная администрация назначается Комитетом банковского надзора Банка России или Председателем Банка России по ходатайству территориального учреждения Банка России и (или) Департа­мента лицензирования деятельности и финансового оздоровле­ния кредитных организаций Банка России на срок не более 6 ме­сяцев. Причинами такого назначения могут быть:

I) кредитная организация не удовлетворяет требованиям от­дельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсут­ствием или недостаточностью денежных средств на коррес­пондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств более чем на 30% по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последний год, при одновремен­ном нарушении одного из обязательных нормативов, уста­новленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвид­ности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;

4) кредитная организация не исполняет требования Банка Рос­сии о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или ре­организации кредитной организации в установленный срок;

5) в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации ли­цензии.

Временная администрация возглавляется руководителем. Он несет основную ответственность за деятельность кредитной организации и назначается из числа лиц, имеющих лицензию арбитражного управляющего, которая выдается в соответствии с Законом о банкротстве, а также аттестат конкурсного управля­ющего, выдаваемый Банком России. Система аттестации руково­дителей временных администраций позволяет обеспечить надзор за их деятельностью и направлена на предотвращение случаев мошенничества. Кроме руководителя, временная администрация включает заместителя и членов временной администрации.

В то же время в состав временной администрации не могут входить руководитель кредитной организации, заместители руко­водителя кредитной организации, лица, входящие в совет дирек­торов (наблюдательный совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекцию), а также главный бухгалтер, руково­дитель ревизионной комиссии и члены ревизионной комиссии, руководитель службы внутреннего контроля кредитной органи­зации и работники службы внутреннего контроля кредитной орга­низации; руководители кредитной организации, которая явля­ется основным или дочерним обществом по отношению к данной кредитной организации; лица, являющиеся кредиторами кре­дитной организации (в том числе вкладчиками); лица, имеющие задолженность перед кредитной организацией; лица, имеющие судимость за совершение преступлений в сфере экономики и против государственной власти; лица, с которыми в течение по­следних двух лет были расторгнуты трудовые договоры; лица, по вине которых кредитной организацией были допущены нару­шения федеральных законов и нормативных актов Банка России. При назначении временной администрации права учредите­лей (участников) кредитной организации могут быть ограничены (если осуществление учредителями своих прав наносит ущерб интересам третьих лиц) либо приостановлены. При ограничении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация является фактически контролирующим и наблюдательным органом. Поэтому ее функции, предусматри­вающие вмешательство вдела кредитной организации, невелики. Напротив, при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация при­нимает на себя те права и обязанности, Которые предусмотрены для указанных органов федеральными законами и учредитель­ными документами самой кредитной организации. В частности, в этом случае временная администрация: осуществляет полномо­чия исполнительных органов кредитной организации; разраба­тывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение; прини­мает меры по обеспечению сохранности имущества и докумен­тации кредитной организации; устанавливает кредиторов кре­дитной организации и размер их требований; принимает меры к взысканию задолженности перед кредитной организацией и т.д. В этот период исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными доку­ментами кредитной организации. Решения иных органов управ­ления кредитной организации вступают в силу только после их согласования с временной администрацией. При этом противо­действие со стороны органов управления, а также работников кредитной организации осуществлению функций временной администрации влечет за собой наступление ответственности, которая устанавливается федеральными законами.

Основными механизмами реструктуризации кредитных орга­низаций, проводимых временной администрацией, выступают следующие.

1. Реализация мировых соглашений, заключенных с кредито­рами.

2. Работа с проблемными активами — проведение комплекса мероприятий по возврату проблемной задолженности, реа­лизации проблемных активов.

3. Финансирование проектов по реструктуризации кредитных организаций, обеспечение возврата выделенных средств.

4. Программа гарантирования возврата вкладов населения.

Деятельность временной администрации прекращается как по истечении срока ее действия, так и досрочно — в случае устра­нения причин, послуживших основанием для ее назначения; или в случае невозможности обеспечения личной безопасности руко­водителей и членов временной администрации. При этом факт невозможности обеспечения личной безопасности должен быть подтвержден перед Банком России копиями соответствующих документов (в том числе копиями обращений временной адми­нистрации в правоохранительные органы с просьбой о принятии мер по обеспечению личной безопасности и копиями ответов на данные обращения).

Решение о прекращении деятельности временной админи­страции принимается Комитетом по ходатайству территориаль­ного учреждения Банка России и (или) ходатайству Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кре­дитных организаций Банка России, а также по поручению Пред­седателя Банка России либо по инициативе Комитета и оформ­ляется приказом ЦБ РФ, который подписывают Председатель Банка России или его заместитель, возглавляющий Комитет. При­каз ЦБ РФ о прекращении деятельности временной администра­ции доводится до территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций в порядке, установленном норматив­ными актами Банка России, и публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его принятия.

После отзыва лицензии на проведение банковских операций кредитная организация не вправе заниматься деятельностью; все сделки, осуществленные после этого, в соответствии со ст. 173 ГК РФ признаются недействительными. Следовательно, такая кредитная организация не может отвечать за невыполнение ею своих обязательств по любым договорам. По этой причине кли­енты не вправе взыскать убытки, вызванные несвоевременными расчетами, штрафные санкции, предусмотренные как договора­ми, так и законодательством, или непредставлением обещан­ного кредита. Поэтому с момента отзыва у кредитной организа­ции лицензии на осуществление банковских операций:

1) считается наступившим срок исполнения обязательств кре­дитной организации. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на день отзыва у кредитной орга­низации указанной лицензии;

2) прекращаются начисление процентов, а также неустоек (штра­фов, пени) и наложение иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;

3) приостанавливается исполнение исполнительных докумен­тов, выданных на основании судебных решений по имуще­ственным взысканиям, вступивших в законную силу до мо­мента отзыва у кредитной организации лицензии на осуще­ствление банковских операций;

4) запрещаются до момента создания ликвидационной комис­сии (ликвидатора) или до назначения арбитражным судом конкурсного управляющего заключение сделок кредитной организацией и исполнение обязательств по сделкам кре­дитной организации (за исключением сделок, связанных с те­кущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных по­собий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому до­говору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения).

Переоценка средств кредитной организации в иностранной валюте, драгоценных металлов, ценных бумаг, находящихся в собственности кредитной организации, после отзыва лицензии и до момента их списания осуществляется в общеустановлен­ном порядке с отнесением курсовой разницы на соответству­ющие балансовые счета.

Порядок ликвидации юридического лица. После отзыва лицен­зии участниками кредитной организации должно быть принято решение о ее ликвидации с соблюдением требований ст. 92, 95 и 104 ГК РФ и с обязательным уведомлением Банка России о принятом решении в соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ. При вы­явлении у кредитной организации после отзыва лицензии при­знаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных дей­ствующим законодательством, ее ликвидация может быть осуще­ствлена только в соответствии со ст. 65 ГК РФ. В течение 1 месяца с даты отзыва лицензии в кредитной организации должна быть создана ликвидационная комиссия. В противном случае терри­ториальное учреждение Банка России на основании ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» вправе обратиться в ар­битражный суд с иском о ликвидации этой кредитной организа­ции независимо от ее финансового состояния. Заявление в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом вправе также подать кредитная организация, ее кредиторы, прокурор, налоговые и иные уполномоченные, а также органы по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Ликвидация кредитной организации может осуществляться ликвидационной комиссией, ликвидатором, конкурсным управляющим. При добровольной ликвидации кредитной организации (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ), а также при принудительной ликвидации (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ) без назначения арбитражным судом ликвидатора участники назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и согласовывают ее состав с территориальным учреждением Банка России, а также устанавливают порядок исроки ликвидации кредитной организации. При принудительной ликвидации кредитной организации с назначением арбитраж­ным судом ликвидатора последний осуществляет ликвидацию кредитной организации в порядке, установленном ФЗ «О несо­стоятельности (банкротстве) кредитных организаций», если иное не предусмотрено решением арбитражного суда. При объявле­нии кредитной организации банкротом по решению арбитражного суда (п. I ст. 65 ГК РФ) ее ликвидация осуществляется в порядке конкурсного производства конкурсным управляющим, назначаемым арбитражным судом. При добровольном объявлении кредитной организацией о банкротстве (п. 2 ст. 65 ГК РФ) участ­ники назначают по согласованию с территориальным учрежде­нием Банка России ликвидационную комиссию (ликвидатора).

В состав ликвидационной комиссии должны входить участ­ники кредитной организации, ее кредиторы, должностные лица исполнительного органа кредитной организации, другие лица, кроме лиц, предусмотренных действующим законодательством. Работники Банка России не могут быть членами ликвидацион­ной комиссии кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России является кредитором ликвидируемой кредит­ной организации. Председатель ликвидационной комиссии при осуществлении ликвидационных процедур выполняет обязанно­сти конкурсного управляющего.

После создания в кредитной организации ликвидационной комиссии, назначения конкурсного управляющего ликвидаци­онная комиссия помещает в органах печати, в которых публику­ются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления тре­бований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Далее ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и по­лучению дебиторской задолженности, а также письменно уве­домляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами со­ставляется промежуточный ликвидационный баланс, который со­держит сведения о составе имущества ликвидируемого юриди­ческого лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликви­дационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о лик­видации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согла­сованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кро­ме учреждений) денежные средства недостаточны для удовле­творения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публич­ных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответ­ствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очере­ди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверж­дается учредителями (участниками) юридического лица или ор­ганом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государствен­ным органом. Оставшееся после удовлетворения требований кре­диторов имущество юридического лица передается его учредите­лям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

На основании утвержденного и согласованного ликвидацион­ного баланса территориальное учреждение Банка России пред­ставляет в Департамент по организации банковского санирования свое заключение о результатах работы ликвидационной комис­сии (конкурсного управляющего, ликвидатора) с приложением документов, перечень которых устанавливается нормативными актами Центрального банка РФ. Основываясь на этом заклю­чении, Банк России подготавливает приказ об аннулировании записи о регистрации кредитной организации в Книге госу­дарственной регистрации кредитных организаций. Ликвидация кредитной организации считается завершенной с момента анну­лирования записи о ее регистрации в Книге государственной ре­гистрации кредитных организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.