Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каковы же типы педагогических задач?




В. А. Сластенин, уже известный нам учёный – педагог, выделяет типы задач, классифицируя их по нескольким признакам.

По временному признаку он выделяет три основные группы задач:

- стратегические

- тактические

- оперативные.

Стратегические задачи – это задачи образования в целом на перспективу. Они задаются извне и определяют объективные потребности современного общественного развития. Ими определяются исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.

В реальном педагогическом процессе стратегические задачи трансформируются или преобразуются в задачи тактические. Эта группа задач направлена на решение определённого этапа стратегических задач.

Оперативные задачи – это задачи текущие, ближайшего круга действия. Они возникают перед педагогом в любой момент его педагогической деятельности.

Успех в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. А это возможно в том случае, если учитель отдаёт себе отчёт в конечном результате своей деятельности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные между собой общей целью.

Кроме этих трёх групп задач, В. А. Сластёнин выделяет дидактические и воспитательные педагогические задачи.

Дидактические задачи – это задачи по управлению учением ребёнка, его учебно – познавательной деятельностью.

Особую сложность, в силу специфики воспитания как процесса, представляют собой воспитательные педагогические задачи. Задачи данного типа направлены на управление всеми видами деятельности ребёнка в их единстве – трудовой, игровой, художественной и т. д.

Из многообразия воспитательных педагогических задач в особую группу выделяют задачи на так называемую ценностную ориентировку. Особенность таких задач состоит в том, что они ставят ребёнка в ситуацию нравственного выбора, заставляя его противостоять тем или иным соблазнам – поехать на рыбалку или готовиться к экзаменам, курить как все или остаться "белой вороной" и т. д. Это и для взрослого тяжело, а для ребёнка - тем более.

Но жизнь сегодня постоянно ставит нас в ситуации выбора, поэтому ребёнок должен уметь осознанно делать свой выбор, зная, что за последствия он за собой повлечёт.

О. Генри: "То, что внутри нас – заставляет выбирать дорогу!"

Педагогическая задача любого типа решается в несколько этапов.

Этапы решения педагогической задачи:

1. аналитический этап: он предполагает мыслительный анализ и оценку сложившейся ситуации, оценку условий и причин, которые сделали ситуацию проблемной. Неумение видеть ситуацию, понимать, что стоит за действиями учеников, приводит к ошибкам в решении задачи.

Анализируя ситуацию, можно дать характеристику воспитанникам, воспитателям, понять мотивы их поступков, особенности взаимоотношений.

Часто увлечённый своей позицией, педагог может не замечать истинных мотивов поведения детей.

Итогом этого этапа должна стать формулировка задачи или задач, подлежащих решению для ликвидации проблемности ситуации;

2. конструктивный этап: здесь осуществляется проектирование и конструирование способов решения поставленной педагогической задачи;

3. исполнительный этап: он предполагает осуществление решения педагогической задачи на практике учителем вместе с учениками;

4. анализ результатов решения педагогической задачи. На этом этапе учитель анализирует свою деятельность один. По сути, он занимается самоанализом. В труде учителя самоанализ необходим – если учитель не научится разбираться в себе и своей деятельности, то он не сможет разобраться в мотивах и чувствах другого человека.

Анализ собственной педагогической деятельности помогает её оценить, увидеть собственные ошибки и скорректировать их.

Анализ своей деятельности помогает учителю ответить на следующие вопросы:

- каков характер моей педагогической деятельности?

- как может быть оценена моя деятельность учениками, администрацией?

- что лично мне нужно сделать для повышения собственного профессионального мастерства?

В практике школы, сегодня, к сожалению, наблюдается нежелание учителей анализировать свою работу, находить в ней ошибки и определять её сильные и слабые стороны.

Выполнение учителем всех звеньев решения педагогической задачи без пропусков, какой – либо из них означает осуществление полного цикла педагогической деятельности. Цикл педагогической деятельности определяется как относительно замкнутый этап в педагогической деятельности, начинающийся с постановки задач и завершающийся их решением

Помимо этапов, в теории задач принято выделять способы и процессрешения задачи.

Способ решения задачи – это некоторая система последовательно осуществляемых операций, приводящих к решению задачи.

Способ может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жёсткости операций, применяемых при решении задачи.

Для большинства педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения ("квази", латинское слово – приставка, соответствующая по значению словам – "почти", "близко").

С понятием "способ решения задачи" тесно связано понятие "процесс решения".

Процесс решения педагогической задачи – это процедура реализации или применения некоторого способа в практике решения педагогической задачи.

Необходимо иметь ввиду, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений, в зависимости от личностных особенностей педагога и стиля его педагогического руководства.

Процесс решения педагогической задачи – это всегда творчество. Педагог лучше справляется с решением педагогических задач тогда, когда он опирается на сильные стороны своей личности.

Высокий профессионализм решения педагогических задач разного уровня сложности зависит также от того, насколько учитель знает психологию детей, их возрастные и индивидуальные особенности, законы коллективной жизни, ценности и приоритеты детей.

Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения задач присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.