Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опытному педагогу достаточно плана и он будет знать, как дальше действовать. Молодому педагогу очень желательно на первых порах составлять для себя подробный конспект урока




Причиной же интуитивного решения задач часто выступает неготовность педагога к теоретическому мышлению. Об этом можно судить по неспособности учителя, чаще всего молодого, неопытного, дать самоотчёт по мере выполнения того или иного педагогического действия – почему был избран этот, а не другой способ решения?

Часто мы в таких случаях оправдываемся – говорим, что на раздумья не было времени. Б. М. Теплов, наш отечественный выдающийся психолог, в этом случае говорил: " Это не отсутствие времени, это отсутствие выдержки и терпения, это своеобразная лень мысли…"

Так что – "Вон из класса!" – это как раз именно это.

Постановка педагогических задач всегда требует от учителя анализа педагогической ситуации.

По сути, педагогическая задача – есть осмысленная проблемная педагогическая ситуация.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы превратить педагогическую ситуацию в педагогическую задачу и направить сложившиеся условия на перестройку отношений с ребёнком или детьми.

Ситуация может и не стать задачей, если учитель её не замечает или игнорирует, не придавая значения.

Ещё один вариант может быть такой – педагогическая ситуация может восприниматься как задача, но педагог может решать её нецелесообразно ("вон из класса!", крик на детей и т.д.).

Такова взаимосвязь между понятиями "педагогическая задача" и "педагогическая ситуация".

Таким образом, ситуация становится задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности – СИТУАЦИЯ + ЦЕЛЬ = ЗАДАЧА.

Можно считать также, что педагогическая задача – это основная клеточка педагогического мастерства, её решение отражает уровень профессионального мастерства педагога.

Анализ, прогноз и проект – это неразрывная и обязательная триада при решении любой педагогической задачи.

А педагогический процесс, как мы с вами знаем, это множество педагогических задач, которые приходится решать учителю.

Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач во многом зависит от качества технологии конструирования педагогического процесса.

Технология конструирования педагогического процесса – что она собой представляет?

Это завершающий вопрос в рамках нашей лекционной темы.

Одним из условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование.

Конструирование в целомвключает в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности учителя и учащихся.

Какие виды деятельности нужно сконструировать педагогу, чтобы педагогический процесс был успешен?

Прежде всего, ему нужно содержание педагогического процесса, то есть то, что отвечает на вопрос "Чему учить?". Конструируя содержание, педагог выполняет конструктивно – содержательный вид деятельности.

Но, для успешности педагогического процесса, мало сконструировать только содержание, надо ещё и подумать, какие педагогические средства выбрать, чтобы можно было более успешно "подать" это содержание.

Конструирование материальных или материализованных средств педагогического процесса получило название конструктивно – материального вида деятельности.

И, наконец, содержание и средства, которые отобрал учитель, надо соединить в деятельности учителя и учащихся. Конструирование деятельности получило название конструктивно – операциональная технология или конструктивно – операциональная вид деятельности.

Таким образом, в конструировании педагогического процесса учителем мы с вами можем выделить три основных вида деятельности:

- конструктивно – содержательная

- конструктивно – материальная

- конструктивно – операциональная.

В каждой из этих трёх видов деятельности выделяются последовательно осуществляемые учителем анализ, диагностика, прогноз и проектированиедеятельности – то есть всё то, что присуще конструированию в целом.

Отметьте себе, пожалуйста, что технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена только к обдумыванию действий учителя, отбора содержания и педагогических средств. Она обязательно должна осуществляться с ориентацией на детей, на класс и каждого ребёнка в отдельности.

Другими словами, такая технология требует и конструирования действий учащихся.

Что является результатом конструктивной деятельности педагога?

Таким результатом является, прежде всего, материализация проекта конструирования в виде плана, плана – конспекта или конспекта в зависимости от опытности и профессионализма учителя.

Любому учителю проще даётся планирование учебной деятельности (планы уроков). Здесь учитель имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям.

Хуже обстоит дело с воспитательной работой. Она принципиально отличается от учебной деятельности, имеет свою специфику и при её планировании даже опытные педагоги испытывают затруднения.

Но, тем не менее, оба этих вида планирования имеют и общие основания.

1. Планирование всегда должно осуществляться на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей деятельности учителя и воспитанников.

2. Планирование должно строго отвечать тем задачам, которые стоят перед педагогом в обучении или воспитании.

3. Планирование должно также учитывать результаты диагностики развития коллектива, готовности детей к тому или иному виду деятельности и т. д.

4. Должно быть продумано соотнесение планов учителя по отдельному классу с общешкольным планом работы.

К планам учебно – воспитательной работы педагогов как к документам, предъявляются определённые требования. Прежде всего:

- они должны быть компактны, разумны;

- цели и задачи в них должны быть конкретны и выполнимы;

- они должны отражать разнообразие содержания и форм деятельности детей;

- они должны сочетать перспективность и актуальность намеченных видов деятельности;

- в них должно сочетаться единство педагогического руководства и активности воспитанников.

Теперь давайте рассмотрим планирование работы классного руководителя и планирование работы учителя – предметника. Сравнивая их, мы и увидим различные подходы к этим видам планирования.

Итак, планирование работы классного руководителя.

План работы классного руководителя – это конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в её общих стратегических направлениях и мелких деталях.

Опыт показывает, что классному руководителю лучше всего иметь перспективный план работы на весь учебный год, и на его основе потом разрабатывать планы воспитательной работы н каждую четверть.

Считается также, что чем старше школьники, и чем лучше их знает педагог, тем реальнее составление плана на более длительный срок. И, наоборот, чем меньше учитель работает с детьми, тем на более короткий срок должен быть составлен его план воспитательной работы.

Работу над планом классный руководитель должен начинать в конце прошедшего учебного года (май).

Каковы основные этапы работы по составлению плана?

Подготовительный этап:

1. Изучить личные дела детей, их семьи, изучить имеющуюся систему воспитательной работы в классе, её традиции – если учитель только принимает класс, и не знает его.

2. Провести диагностику межличностных отношений и атмосферы в классе самому или с помощью школьного психолога.

3. Собрать и проанализировать информацию о классном коллективе, написать его характеристику.

Технология составления плана:

1. Знакомство с планом воспитательной работы школы – отбор общешкольных мероприятий, в которых планируется участие класса.

2. Формулировка конкретных задач воспитательной работы, продумывание системы мероприятий и полезных дел.

3. Корректировка плана работы с детьми, родителями, другими педагогами.

4. Обсуждение плана на классном собрании, закрепление ответственных за дела и мероприятия.

Традиционно, структура плана классного руководителя состоит из следующих разделов:

- краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы в классе

- воспитательные задачи

- основные направления воспитательной работы

- координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе

- работа с родителями и общественностью.

Каждый раздел плана несёт определённую содержательную нагрузку и определяет своеобразие плана. Основную содержательную нагрузку несёттретий раздел плана – он определяет главные направления деятельности и способы решения воспитательных задач.

В целом, в практике работы классных руководителей сложились разные варианты планирования. Классный руководитель может сам выбрать форму плана в соответствии с требованиями школы и своей личностной позицией.

Планирование в деятельности учителя – предметника.

Сегодня по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические рекомендации и рекомендации по тематическому планированию.

Тем не менее, начинающему педагогу, прежде чем планировать урок, необходимо ознакомиться с учебной программой и изучить её.

Главное на что надо при этом обратить внимание – это соотнесение целей и задач учебного предмета с целями и задачами каждой темы, определение места каждого урока в общей системе.

В этом заключается содержание первого этапа планирования учителяпредметника.

Второй этапизучение методической литературы по теме, учебника и учебных пособий. Особенно тщательно должен быть проработан учебник, так как для детей он является важным источником информации и используется ими при самостоятельной работе.

Третий этапсоставление перспективного плана изучения каждой темы (вопросы по теме, подбор задач и упражнений по теме, планирование домашних заданий).

Четвёртый этапнепосредственная подготовка к уроку и его планирование. На этом этапе учитель конкретизирует тематический план применительно к конкретному уроку, изучает материалы к этому уроку.

В целом, технологическая цепочка подготовки к уроку включает в себя следующие звенья:

- выбор структуры урока

- чёткое планирование его содержания (отбор материала, выделения главного в нём, расположение его от более простого к более сложному)

- планирование работы учащихся на уроке

- распределение времени на отдельные этапы урока

- выявление логических переходов от одного этапа урока к другому.

Таковы действия учителя при подготовке к уроку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.