Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Шопенгауэр как основоположник современного европейского иррационализма




Отношение говорящего к предмету (явлению). Использование эпитетов, суффиксов, жестов, интонации, мимики, а также непосредственное описание своих эмоций сообщает слушателю (собеседнику), как говорящий относится к данному объекту, каков смысл этого объекта лично для него. Выражение отношения к предмету (явлению) – это экспрессивная функция речи.

3. воздействие на чувства, мысли, поведение собеседника или слушателя. Речь, как считают отечественные ученые, развивалась в совместной деятельности, ее первоначальной функцией была координация действий или побуждение к определенным действиям. Говоря, мы редко всего лишь передаем информацию; мы хотим заинтересовать, убедить, внушить (вспомните рекламные обращения), отвратить, вызвать сомнение или напротив веру, смутить или ободрить, изменить отношение слушающего к чему-то. Воздействие на чувства, мысли, поведение собеседника или слушателя – это побудительная функция речи.

Будучи деятельностью, речь всегда исходит из определенных мотивов и преследует определенную цель. Учет условий, ситуации общения превращает акт речи в задачу, которую говорящий должен решить.[3]

Некоторые виды животных имеют довольно сложную систему звуков, но ее нельзя считать речью. В отличие от человека, животное рефлекторно реагирует на определенную ситуацию определенным звуком (например, брачные песни птиц или жалобный писк голодного котенка). Другие животные так же рефлекторно реагируют на эти звуки. В этих звуках не отражается своеобразие, индивидуальность субъекта, «говорящий» не имеет возможности выбрать способ передать свою мысль с учетом своего настроения, ситуации, отношения к собеседнику. Речь человека – это форма, в которой выражается его сознание. Сознание, в свою очередь – это отражение бытия, осознание бытия. Сознание уникально, поэтому речь всегда носит отпечаток уникальности субъекта.

Виды речи

Выделяют следующие виды речи:

 

Звуковая Жестовая Устная Письменная Внешняя внутренняя

 

Жестовая речь возникла на более раннем этапе развития языка, чем звуковая. Жесты использовались для передачи смысла, когда язык был беден, и каждое слово имело несколько значений. Жестовая речь повествует о конкретных объектах и в текущей ситуации, тогда как звуковая носит более абстрактный характер. Как размышлял герой одной из книг: «Как сказать жестами «Я тебя уважаю»? «Я» - показал на себя; «тебя» - показал на него. А «уважаю»?..». Возможности жестовой речи невелики по сравнению со звуковой, но она – мощное средство дополнения звуковой речи. Посредством мимики и пантомимики можно указать на предмет, передать свое отношение к ситуации или предмету разговора, выразить свое настроение и состояние, темперамент и культуру. Некоторые жесты и мимика могут изменить смысл слов на противоположный. Умение расшифровывать значение жестов и мимики собеседника, а также адекватное выражение своих мыслей и чувств этим способом – одно из измерений социального интеллекта. Бедная мимика и жесты производят впечатление равнодушия или скрытности человека, хотя это не всегда соответствует истине.

Устная и письменная речь выполняют разные функции. Устная речь – это речь для беседы, она подразумевает наличие конкретного собеседника (или аудитории). Говорящий учитывает особенности своего слушателя и ситуацию, в которой происходит общения. В свою очередь, собеседник имеет возможность регулировать речь своего визави: показать отношение к предмету беседу, попросить изменить громкость или темп речи, переспросить, уточнить термин и т.д. Письменная же речь направлена на передачу отвлеченного содержания неопределенному собеседнику. Отсюда следуют различия в построении речи и ее средствах. Пишущий не имеет возможности пользоваться невербальными средствами (мимика, жесты, интонация, паузы и т.д.). Поэтому он должен активнее использовать богатство языка, больше соблюдать логическую стройность и последовательность речи, полно раскрывать связи между идеями. Письменная речь требует большей сознательности от субъекта, продуманности его речи, так как читать лишен возможности регулировать и адаптировать речь с учетом своих возможностей.

Письменная речь может носить частный характер (письмо), а может общественный (научный трактат). Обращаемая к частному лицу, выражающая частное мнение, письменная речь становится более разговорной. В свою очередь устная речь может носить более индивидуальный характер (диалог, беседа), а может общественный (лекция, выступление). К публичному выступлению предъявляются более строгие требования систематичности и последовательности, по структуре она должна больше походить на письменную речь. Но С.Л. Рубинштейн пишет: «вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, лекцию нельзя превращать в чтение некоторого текста: лекция должна быть чуть-чуть беседой, то есть … учитывать реакцию аудитории…»[4]

Внешняя (устная) речь всегда предназначена для общения, направлена к собеседнику. В отличие от нее внутренняя речь является скорее способом мышления, превращения мыслей в словесные формулировки. Называние, обозначение, проговаривание всегда способствует осознанию ситуации или идеи (возможность описать и уточнить свои переживания и таким образом лучше осознать их – одно из достоинств психотерапевтической беседы). Внутренняя речь является менее связной, чем внешняя. Она больше напоминает конспект или оглавление. Часто в ней присутствует утверждение по поводу объекта, но отсутствует обозначение объекта. Так, например, влюбленная девушка, проведя весь день в ожидании, вечером мысленно констатирует: «Не позвонил». Внутренняя речь еще более сжата, чем устная, так как еще большее количество аспектов не нуждается в пояснении. С другой стороны, внутренняя речь может быть выполнять и функцию общения – мысленного диалога с самим собой или воображаемым собеседником. Мы конструируем диалог с отсутствующим, чтобы высказать то, что не успели в реальности, восстановить в памяти личность дорогого человека или взглянуть на ситуацию глазами другого. в этом случае внутренняя речь будет больше напоминать внешнюю, так как она приобретает функцию общения.

Итак, речь – это форма существования мысли, отражение сознания. Развитие сознания и развитие речи взаимосвязаны.

 


[1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, «Питер», 1999. – 720 с. С. 309.

[2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, «Питер», 1999. – 720 с. С. 382.

[3] Напомним, что задача – это цель, данная в условиях (автор определения А.Н. Леонтьев).

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, «Питер», 1999. – 720 с. С. 392.

 

Первым философом, выступившим против философии Гегеля – оптимистического рационализма и диалектики, - был А.Шопенгауэр (1788-1860). Он объявляет разум фикцией и на его место ставит волю. Свои взгляды он систематизировано изложил в произведении «Мир как воля и представление». Он отбрасывает идею разумности мирового устройства.

В основе мира, по мнению Шопенгауэра, лежит не разум, а воля, которая, во-первых, независима от контроля со стороны разума; во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, Вселенную. Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют. Волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

Шопенгауэр – философ-пессимист. Вся жизнь, согласно Шопенгауэру, - сплошные разочарования и страдания. Счастье – это освобождение от страданий.

У каждого человека есть три высших блага жизни – здоровье, молодость и свобода. Пока они у нас есть, мы их не осознаем и не проникаемся их ценностью, а осознаем только тогда, когда их уже утратим, ибо, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.