Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие эластичности

Тема № 7. Эластичность спроса и предложения.

Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показатели эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.

Концепция эластичности в экономической теории появилась достаточно поздно, но очень быстро стала одной из фундаментальных. Общее понятие эластичности пришло в экономику из естественных наук (Впервые термин «эластичность» был использован и применен в научном анализе известным ученым XVII в. Физиком и химиком Р.Бойлером (1626-1691) при изучении свойств газов. Однако лишь в 1885 г. А.Маршал дал экономическое определение эластичности спроса и предложения).

Коэффициент эластичности – степень количественного изменения одного фактора (А – например, объем спроса или предложения) при изменении другого фактора (В – например, цены, доходов или издержек) на 1 %.

В зависимости от знака при коэффициенте эластичности между рассматриваемыми факторами могут иметь место:

- прямая зависимость (коэффициент положительный), когда рост одного из факторов вызывает увеличение другого, и наоборот;

- обратная зависимость (коэффициент отрицательный), когда рост одного фактора предполагает убывание другого.

В экономической теории используются следующие виды эластичности:

1. эластичность спроса по цене;

2. эластичность спроса по доходу;

3. эластичность предложения по цене;

4. перекрестная эластичность спроса по цене;

5. точечная эластичность спроса;

6. дуговая эластичность спроса;

7. эластичность соотношения цен и заработной платы;

8. эластичность технического замещения;

9. эластичность прямой линии.

Метод точечной эластичности используется в том случае, когда выведена функциональная связь рассматриваемых факторов (например, функция спроса от цены) и необходимо оценить их взаимную чувствительность в конкретной ситуации, т.е. в точке. Это зависимость характеризует относительное изменение одного фактора (например, объема спроса) при бесконечно малом изменении другого фактора (например, цены):

где Е – коэффициент эластичности; QI(P) – производная функции спроса (или предложения) по цене; Р – рыночная цена.

Метод дуговой эластичности применяется в том случае, когда практические наблюдения не позволяют выявить функциональную зависимость между интересующими нас рыночными показателями. В этих условиях оценивается реакция рынка при переходе от одного состояния (одной точки) к другому состоянию (в другой точке), например, изменение продаж при увеличении цены.

Измерение эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения предполагает знание первоначальных и последующих уровней интересующих нас параметров, например цен и объемов. При расчетах же используются средние показатели:

 

где P1, Р2 – первоначальная и последующая цены; Q1, Q2 – первоначальная и последующая величина спроса.

Использование формулы дуговой эластичности при всей простоте и привлекательности дает лишь приблизительное значение коэффициента эластичности. Погрешность будет тем больше, чем значительнее прирост рассматриваемых параметров.

По характеру эластичности рыночных показателей принято выделять три возможных случая в зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности (Е).

Если абсолютная величина коэффициента эластичности 0 < /E/ < 1, то говорят о неэластичности спроса или предложения – темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпов изменения воздействующего на него фактора.

Если /Е/ = 1, то имеет место единичная эластичность – рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и другой фактор.

Если /Е/ > 1, то спрос или предложение считаются эластичными – параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.

Кроме того, в теоретических моделях могут рассматриваться ситуации абсолютной неэластичности параметра (Е = 0), когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры вообще не оказывает влияние на величину рассматриваемого показателя, и ситуация абсолютной эластичности (Е = ∞). В последнем случае даже значительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) значение другого фактора на неограниченно большую величину.

Из определения эластичности и приведенных выше формул можно вывести два важных свойства эластичности: 1) эластичность – безразмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры; 2) эластичность взаимно-обратных функций являются взаимно-обратными величинами.

Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1 %.

 

где - коэффициент эластичности по цене;

Q - количество товара, на которое предъявлен спрос;

P - рыночная цена товара.

Среди факторов, воздействующих на ценовую эластичность спроса, наиболее значимыми являются:

1) наличие и доступность товаров-заменителей на рынке;

2) фактор времени (рыночный спрос на большинство товаров является более эластичным в долгосрочном периоде);

3) удельный вес расхода на товар;

4) необходимость товара для потребителя.

Высокая степень необходимости товара для потребителя предопределяет его относительно низкую эластичность по цене.

Практическую значимость коэффициент эластичности приобретает при анализе влияния цены на объемы продаж и доходы фирмы для товаров с различной эластичностью.

Зависимость между эластичностью спроса по цене и доходом фирмы должен учитываться в производственной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя политика Николая I. | Поточные линии и их элементы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.