Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство палеолита

3.

Сущностные черты искусства каменного века.

2.

Искусство каменного века развивалось в следующих направлениях: а) пещерная живопись, б) скульптура малых форм, в) украшение мелких предметов и декоративно-прикладное искусство, г) украшение керамики.

Художественная деятельность человека была связана с верой в возможность изменения действительности. Так с помощью магических танцев, во время которых «поражённые охотниками» животные становились добычей, можно было рассчитывать на успех в реальной охоте.

Произведения искусства в эпоху каменного века были порождены конкретными практическими потребностями. Они отражали повседневную трудовую деятельность древнего человека и возникшее на её основе стихийно-материалистическое миросозерцание. Труд, искусство, мифология, магия и зачатки научных представлений не были расчленены, а выступали в единстве. Рисуя животное, добыча которого была жизненно необходимой, первобытный охотник познавал его. Первобытный человек не отделял себя от природы, а отождествлял себя с её явлениями и силами и приписывал себе возможность магически воздействовать на них.

 

(35-10 тыс. до н.э.)

Искусство как таковое появилось в период верхнего палеолита (около 20 тыс. лет д.н.э.). Древнейшим памятником живописи является изображение бизона и животного напоминающего собой коня обнаруженное в гроте Ла-Мут (западная Франция). Сами животные выгравированы, контуры заполнены охрой. Примерами первых произведений пещерной живописи являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах в пещерах Ла-Ферраси (западная Франция). Эти изображения чрезвычайно примитивны и условны. Анализируя первые произведения искусства можно сделать вывод, что в искусстве первую роль играют представления человека об охоте, а сами рисунки служили элементом магии охотника.

Постепенно художник покрывает сплошным ковром росписи потолки пещер, создаёт многофигурные картины. Мастера научились передавать объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. С помощью штрихов изображается шерсть животных. Чаще можно встретить изображение травоядных млекопитающих, которых можно было наблюдать в спокойном статичном положении. Наиболее популярным сюжетом становится охота на оленей или на диких коней. Животные нередко передаются группами по 3-4, в динамике или статике.

15 – 10 тыс. лет д.н.э. первобытный человек обращает своё внимание на образ самого себя. Развивается скульптура в форме мелкой пластики. Статуэтки выполняются не только из камня, но и из дерева, кости и глины. Особенно часто археологи находят женские статуэтки – так называемые палеолитические Венеры. Это говорит о том, что женщина почиталась нашими предками как мать и хранительница очага. Так известна Венера Брассампуи. Фрагмент женского торса, отличающийся неуклюжей полнотой своих форм. Фигура вырезана из клыка. В основном подобные артефакты высотой 5-10 см., но встречаются и 15 см. Все эти фигуры лишены одежды. В эпоху палеолита можно встретить и другие произведения декоративно-прикладного искусства. Чаще всего встречаются вырезанные из костей, бивней мамонтов человеческие фигуры. Утончённость некоторых из них (а ведь использовался только кремневый нож-резец) говорит нам о том, что художники имели богатую практику.

Кроме изображений человека мы сталкиваемся и декоративно исполненными жезлами вождей племён. Выполнены жезлы из рогов оленя и на широком окончании пробуравлено отверстие. Сам жезл украшался рисунками лошадей, оленей, птиц, рыб и змей.

Таким образом, искусство палеолита характеризуется наивным реализмом, что вытекает из ограниченности возможностей первобытного человека. Да и сама деятельность человека можно представить как условную и схематичную.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки возникновения искусства | Искусство неолита
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.