Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благосостояние потребителя и экономическая политика




Тема № 9. Поведение потребителя и функция спроса.

 

9.1. Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена – потребление»

9.2. Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход – потребление». Кривая Энгеля

9.3. Эффект замещения и эффект дохода.

9.4.Эффект замещения и эффект дохода в теориях Слуцкого и Хикса. Компенсированный спрос.

9.1. Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена – потребление».

 

В модели потребительского выбора спрос на конкретный товар зависит:

· от предпочтений потребителя;

· доходов потребителя;

· цены данного товара;

· цены товаров, замещающих и дополняющих данный товар в потреблении.

 

Эту Зависимость выражает функция спроса.

Первое место по всей совокупности факторов спроса занимает цена. Если прочие факторы, влияющие на спрос, принять за неизменные величины, то указанная зависимость приобретает вид функции спроса от цены.

 

 

 
 

Если товарный набор представлен товарами-заменителями, то линия «цена – потребление» имеет отрицательный наклон. При ро­сте цены Рх возрастает потребление товара у (рис. 9.2).
 
 

Для товаров – дополнителей (комплементарных) при росте Рх по­требление товара у сокращается. Линия «цена — потребление» для этих товаров имеет положительный наклон (рис. 9.3).

 

9.2. Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход – потребление». Кривая Энгеля.

 

Рассмотрим, что произойдет, если изменятся доходы потребителя.

Изменения дохода ведут к смеще­нию бюджетной линии параллельно самой себе. Каждому уровню дохода соответствует новая точка оптимума потребителя, одновре­менно соответствующая кривой безразличия. Кривая, проходящая через точки равновесия потребителя, называется линией «доход – потребление». На рис. 9.5. это линия IEP

На рис. 9.5 а линия IЕР имеет положительный наклон, так как потребление полноценных благ, например бытовой техники, с рос­том дохода потребителя растет.

 

На рис. 9.5 б линия IEP имеет вид вертикали, если за нейтральный принят товар х (например, соль). Потребление инфериорных (худших) товаров с ростом дохода со­кращается (низкие сорта колбасы).

 

На рис. 9.5 в линия IЕР имеет отрицательный наклон.

 

Следует подчеркнуть, что принадлежность товара к нормальным или инфериорным определяется личными вкусами потребителя, его предпочтениями.

 

ИНФЕРИОРНЫЕ ТОВАРЫ (товары низкого качества) Это товары, спрос на которые при росте дохода уменьшается, а при снижении дохода - увеличивается

 

Немецкий статистик Эрнест Энгель (1821-1896) исследовал влия­ние дохода на характер потребления семей.

Кривая Энгеля строится на основании «доход – потребление» путем поиска гра­фического соответствия между точками оптимума потребителя на линии «доход – потребление» и соответствующей величиной дохо­да потребителя. Вид кривой Энгеля определяется изменением объ­ема покупок при изменении дохода. Возможны две ситуации:

с увеличением дохода угол наклона кривой Энгеля увеличива­ется;

с увеличением дохода угол наклона кривой Энгеля уменьшается.

Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Она названа по имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля (1821-1896), исследовавшего взаимосвязи между объемом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.

Рис. 9.4. Кривая Энгеля

На рис. 9.4 денежный доход нанесен на вертикальной оси, а объем приобретенного за определенный период блага X - на горизонтальной оси. Данные кривые могут быть выведены для потребителя с определенными предпочтениями (вкусами) и при заданных ценах на благо X и другие блага.

Заметим, что кривые Энгеля изображают соотношение между важным фактором, влияющим на спрос (доход), и количеством приобретаемых благ.

Считается, что получить для некоторого блага кривую Энгеля достаточно несложно. Для этого нужно отложить доход на вертикальной оси и количество реализованного блага, соответствующего этому доходу, - на горизонтальной оси. Так, на рис. 9.4 кривая "доход-потребление" изображает, что когда потребитель, чьи кривые безразличия начерчены, имеет еженедельный доход в размере I1$, равновесное количество приобретаемого блага X составляет QX1 единиц в неделю

Кривая Энгеля образуется посредством соединения всех точек, соответствующих различному доходу и связанному с ним количеству покупок благ X.

Кривая Энгеля для нормального товара имеет положительный наклон, поскольку увеличение дохода всегда вызывает увеличение потребляемого объема такого блага




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.