Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфологическая и динамическая парадигмы




Дихотомия морфологической и динамической парадигмы относится как к раскрытию возможностей деятельностного подхода в психоло­гии, что было сформулировано А. Г. Асмоловым и В. А. Петровским в их статье, так и к более широкой пробле­ме ориентировки психологических теорий на анализ структурно офор­мленных или динамических компонентов в активности человека. Эта дихотомия является не только более поздней в методологии психоло­гической науки, но и более адресно относимой к компонентам теории, а не используемого метода.

Уже в психологии сознания сложилось противопоставление тео­рий, отстаивающих позиции структуралистского понимания психи­ки (В. Вундт) и функционального (В. Джеймс). Здесь при общности метода — интроспективного — отличием было выделение того аспекта субъективной реальности, который становился предметом изучения, Вундт следовал морфологической трактовке — но не деятельности, а сознания. Джеймс в своем труде «Принципы психологии» (1890) ввел новые описательные характеристики сознания, позволяющие его представить как «поток», непрерывное движение, представлен­ное в субъективном опыте каждого человека. Одновременно с идеей «потока сознания» осуществлялась попытка использовать представ­ления эволюционной теории для того, чтобы «понять связь психики с живым организмом, взаимодействующим с окружающей средой». Ему удалось опровергнуть точку зрения интеллектуалистов о том, что познание отношений предпо­лагает какие-то особые чистые акты. Сознание как целое включает репрезентации одних предметов как данных в отношении к другим, и в нем можно выделить переживания статических и динамических отношений. Тем самым в теории Джеймса появляются зачатки ди­намического объяснения, связываемого с возникновением системы напряжения. Но у Джеймса этот объяснительный принцип ограни­чен системой внутри сознания. Позже Левин конституирует его для психологического поля.

Итак, ориентация авторов на познание структурных составляющих в выделенном предмете изучения, подчиняющих себе его динамику, отличает так называемые морфологические подходы. Ориентация на поиск динамических законов организации психической жизни соот­ветственно отличает теории другого подхода. Сложность, однако, за­ключается в том, что методы психологического исследования не могут быть однозначно разведены на классы, соответствующие той или иной ориентации психологических объяснений. Есть как специально раз­работанные в рамках той или иной парадигмы методы (например, ряд психоаналитических), так и общие (например, те же методы на­блюдения и эксперимента), позволяющие проверять гипотезы «раз­ной объяснительной ориентации».

С морфологической парадигмой авторы введенной дихотомии -«морфологические-динамические» — связывали развитие деятельностного подхода. Рассмотрение деятельности как относительно инва­риантной системы, описать которую можно на разных уровнях (мотива, цели, условий осуществления), объединило разных исследователей, рассматривающих свой предмет изучения в заданной системе катего­рий процессуального ее осуществления (деятельность, действие, опе­рация, функциональный блок).

Иные единицы анализа выделяются, согласно А. Асмолову и В. Пет­ровскому, при выдвижении динамической парадигмы в исследова­ниях деятельности. «Единицами, характеризующими движение са­мой деятельности, являются установка, понимаемая как стабилизатор движения в поле исходной ситуации развертывания деятельности, и надситуативная активность». Таким образом, переход от морфологической парадигмы к динамической — в рамках общего деятельностного подхода — означает и изменение системы ис­пользуемых базовых понятий, и изменение в понимании раскрывае­мых закономерностей, и изменение в принимаемых постулатах. Так, «постулат сообразности», стоящий за признанием целевой причин­ности в регуляции действия, может вести за собой в теории такие по­следствия, как признание стремление к гомеостазу, прагматизм или гедонизм в регуляции деятельности. В то же время деятельность мо­жет быть понята как преобразующая активность, деятельность «само­изменяемая» (и самопричинная). Цель может пониматься в качестве причины, а может представать и лишь результирующим моментом в процессе целеобразования, на который действуют различным обра­зом внешние, внутренние условия, а главное — движение самой дея­тельности. Активность, в свою очередь, может быть понята как один из моментов развертывания деятельностных структур, но может и выступить в качестве избыточного момента — преодоления ситуатив­ных ограничений и адаптивных побуждений.

Таким образом, изменения в предмете и методах изучения деятель­ности позволяют говорить о различиях в парадигмах как исследователь­ских подходах. И прописка под знаменами деятельностной или иной теории еще не означает способ реализации деятельностного подхода в психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.