Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на формирование ассортимента

Формирование ассортимента в розничных торговых предприятиях – сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, который максимально направлен на удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.

В зависимости от характера возникновения потребности в покупке товара покупательский спрос условно подразделяется на устойчивый, неустойчивый (альтернативный) и импульсный:

Устойчивый -- четко сформулированный, не допускающий замены товаров;

Неустойчивый (альтернативный) – окончательно формируется лишь в магазине при непосредственном ознакомлении покупателя с товаром;

Импульсный – скрытый, неопределенный, возникающий под влиянием побуждений, импульсов.

При изучении покупательского спроса различают спрос реализованный, неудовлетворенный, формирующийся:

Реализованный – спрос на товары, которые были проданы;

Неудовлетворенный – спрос на товары, которые в данный момент отсутствуют;

Формирующийся --- спрос на новые товары.

При формировании ассортимента товаров используется принцип разделения товаров по частоте спроса:

 

           
   
Товары повседневного спроса (хлеб, соль, пуговицы, нитки)
 
 
Товары периодического спроса (одежда, ткани, кондитерские изделия)
 
   

 

 


Другим важным фактором формирования ассортимента является учет зоны деятельности торгового предприятия.

Различают: предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности и предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской (общерайонной) транспортной доступности.

К первым относятся магазины, предназначенные для снабжения населения основными продуктами и непродовольственными товарами повседневного спроса (магазины типа "Универсам", "Универмаг", специализированных магазинах "Хлеб", "Продукты" и др.) Ко вторым – специализированные магазины, имеющие широкий внутригрупповой ассортимент, удовлетворяющие спрос населения во всем многообразии товаров ("Часы", "Ювелирные товары", "Обувь", "Океан" и др.)

Другой фактор, оказывающий влияние на формирование ассортимента – тип торгового предприятия

Так, при формировании ассортимента товаров в универсаме необходимо обеспечить его универсализацию, т.е наличие продовольственных товаров основных товарных групп и непродовольственных товаров повседневного спроса. При формировании ассортимента товаров в универмаге исходят из того, что в универмаге сосредоточены основные группы непродовольственных товаров и продовольственные товары повседневного спроса. Исходя из вышеуказанного, при формировании ассортимента товаров в торговых предприятиях определенного типа используется принцип разделения товаров по частоте спроса.

n товары повседневного спроса

n товары периодического спроса

n товары редкого спроса.

Товары повседневного спроса (вкусовые товары: соль, сахарный песок, спички и др., парфюмерно-косметические: мыло, стиральный порошок, зубная паста и др.) должны быть в ассортименте магазинов, обслуживающих жилую зону типа "Продукты", "Универсам", " Универмаг" и др. как основные товары и как сопутствующие в магазинах других типов и специализаций, обслуживающих город и сельский район.

Товары периодического спроса /швейные изделия, ткани, обувь, кондитерские изделия и др.) должны быть сконцентрированы в универмагах, универсамах, специализированных магазинах.

Товары редкого спроса (мебель, электротовары, радиотовары, ювелирные изделия и др.) – преимущественно в специализированных магазинах.

При правильном размещении ассортимента товаров по типам предприятий достигается сосредоточение товаров сложного ассортимента на относительно крупных и специализированных предприятиях, исключается распыление этих товаров по многочисленным мелким, неприспособленным для торговли данным товаров, магазинам.

При формировании ассортимента товаров в предприятиях определенного типа исходят из того, что товары различают основного ассортимента сопутствующего ассортимента.

Потребители, которые часто приобретают так называемые сопутствующие товары, представляют собой особый рыночный сегмент, работа в котором таит много возможностей. Что такое сопутствующие товары? Это товары, которые продаются в дополнение к основному ассортименту. Например, с продовольственными товарами успешно реализуются моющие средства, посуда, полотенца, скатерти, различные приспособления для кухни и т.п. В то же время близкая им по назначению кухонная мебель не может быть отнесена к числу сопутствующих товаров, так как она значительно отличается по стоимости, мотивации покупки и т.д. С другой стороны, в супермаркетах потребитель может встретить в качестве сопутствующих товаров плащи, зонты, сумки, игрушки и т.д. Таким образом, здесь должно соблюдаться определенное соответствие между основными и сопутствующими товарами по уровню цены, условиям и мотивам покупки. Главным здесь является оценка психологических, социальных и иных особенностей основной массы покупателей, их привычек, симпатий, склонностей и, что очень важно, - возможностей. Для этого необходимо постоянное проведение специальных обследований, которые мы рассмотрим ниже. Ассортимент сопутствующих товаров постоянно меняется в зависимости от времени года, состояния торговых точек района, где функционирует ваш магазин, и т.п.

Формирование ассортимента товаров в магазинах может осуществляться по 2 направлениям:

1) по секциям ("Кондитерские товары", "Гастрономия", "Одежда", "Галантерея" и др.)

2) по потребительским комплексам (микрокомплексам)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Примерная номенклатура потребительских комплексов в универмагах самообслуживания с различными размерами торговой площади
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.