КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды индексов
1) В зависимости от характера изучаемых явлений индексы делятся на индексы объемных и качественных показателей. К индексам объемных показателей относятся индексы явлений, размер которых представлен в виде абсолютных величин (индексы физического объема продукции, валового сбора и других явлений). К индексам качественных показателей относятся индексы явлений, размер которых представлен в расчете на единицу совокупности (индексы цен, себестоимости, производительности труда и других явлений). 2) В зависимости от охвата элементов совокупности индексы делятся на индивидуальные и общие (сводные). Индивидуальные индексы (i) рассчитываются по отдельным элементам совокупности соотношением показателей текущего (отчетного) и базисного периодов. При расчете индексов используется общепринятая символика: q1 и q0 — физический объем продукции в отчетном и в базисном периодах соответственно; p1 и p0 — цена единицы продукции в отчетном и в базисном периодах соответственно; z1 и z0 — себестоимость единицы продукции в отчетном и в базисном периодах соответственно; t1 и t0 — затраты труда на единицу продукции в отчетном и базисном периодах соответственно.
– физического объема продукции; – цен; – себестоимости; – производительности труда. Общие индексы состоят из двух элементов: 1) Индексируемая величина — это показатель, изменение которого отражает индекс. 2) Признак-вес (соизмеритель) — это показатель, который позволяет перейти от несоизмеримых элементов к соизмеримым. В числителе и знаменателе он принимается на уровне одного периода (отчетного или базисного).
В статистике соблюдается следующее правило: индексы объемных показателей строятся по весам базисного периода, индексы качественных показателей строятся по весам текущего периода. При этом выбор веса (соизмерителя) должен осуществляться с учетом сущности изучаемых явлений, а показатели, полученные в результате взвешивания, должны быть не просто соизмеримы, но и сохранять определенное экономическое содержание. Это позволяет определять сумму экономического эффекта, т.е. изменение изучаемого явления в абсолютном выражении.
2 Вопрос. Агрегатные индексы В зависимости от методологии построения различают две формы сводного индекса: агрегатную и среднюю. Агрегатными называются индексы, которые строятся непосредственно по данным об индексируемых величинах и весах. Агрегатная форма сводного индекса является основой. В практике статистики используются агрегатные индексы физического объема продукции, товарооборота, цен, себестоимости н др. 1) Агрегатный индекс физического объема продукции рассчитывается по формуле
— стоимость продукции отчетного периода, взвешенной по ценам базисного периода; — стоимость продукции базисного периода, взвешенной по ценам базисного периода. Разность между числителем и знаменателем показывает изменение стоимости продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения физического объема .
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |