Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы коммуникаций




Виды коммуникаций Форма коммуникаций Средства коммуникаций
Вертикальная — это обмен информацией между руководителем и подчиненными; Горизонтальная — представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня; Вербальная — процесс общения с целью передачи информации при помощи слов; Невербальная — общение с помощью мимики, жестов, взглядов; Формальная Неформальная Межличностная Эмфатическая Интеллектуальная Письменная Устная Видео Электронная Эмоциональная Документы Речь Знаковые системы Электронные средства связи Видео- и телекоммуникации Элементы структуры физиологической системы человека

Значение коммуникации в организации:

1. Коммуникация — основное условие существования и развития организации.

2. Коммуникация осуществляет взаимодействие с внешней средой, определяя уровень и качество принятия управленческих решений.

3. Коммуникации характеризуют состояния внутренней среды организации путем обеспечения функционирования и взаимодействия людей, структуры, целей, технологии и задач организации.

4. Коммуникация создает неформальную структуру в процессе функционирования организации и способствует сближению с ней формальной структуры.

Рис. 10.1. Этапы коммуникационного процесса Таблица 10.2

Содержание элементов коммуникационного процесса

Элемент коммуникационного процесса Определение элемента коммуникационного процесса Задачи элемента коммуникационного процесса
Источник Создатель идеи (коммуникант), сообщения, информации Выбор канала, средств связи и формы коммуникации
Сообщение Информация, которую передает источник получателю Выбор формы коммуникации. Кодировка информации
Канал (прямой и обратной связи) Средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю и обратно Техническое обеспечение передачи неискаженной (качественной) информации
Получатель Коммуникант, ради которого функционирует коммуникация Декодирование информации. Выбор канала, средств связи и формы ответной информации

Эффект коммуникационного процесса — это изменение в поведении «получателя», которые происходят в результате принятия сообщения.

Основные результаты коммуникационного процесса:

1. Изменения в знаниях «получателя».

2. Изменение установок «получателя», т. е. изменение относительно устойчивых представлений индивида.

3. Изменение поведения «получателя» сообщения.

 
Массовые коммуникации   Коммуникацию можно рассматривать как функцию управления, позволяющую при помощи правильно организованной передачи информации обеспечить надежное соединение всех звеньев предприятия и их взаимодействие. В данном случае речь идет о корпоративной коммуникации, то есть коммуникации, образующейся внутри предприятия, и направленной на разные объекты внутри и снаружи предприятия. Существуют следующие теории массовой коммуникации: концепция "волшебной пули" (кто управляет СМИ, тот управляет обществом); концепция аккумуляции (эффективность влияния информации на общество зависит от количества выпущенных в общество "пуль", т. е. количества размещения сообщения); методика воздействия на "лидеров мнений" (информация в обществе проходит через авторитетного представителя социальной группы); социальная теория диффузии (информационное сообщение об инновации изменяет общество); концепция информационных барьеров (на пути корпоративной информации в СМИ стоит "привратник"-редактор, выпускающий новостной программы и т. д.); методика формирования повестки дня (современные каналы коммуникации формируют информационную тематику общества); идея зависимости (формирование у потребителя зависимости от сообщений) Традиционно выделяют следующие уровни осуществления корпоративных коммуникаций. Внутренняя среда организации - сюда относят организационную, производственную, маркетинговую и другие структуры предприятия. Внешняя среда: ее делят на среду непосредственного воздействия (поставщики, потребители, партнеры), конкурирующую среду (четыре основных типа конкуренции), общественную среду (государство, общество, особенности национальной экономики), и мега- (или макро-) среду (международное окружение). Обычно в литературе коммуникации предприятия рассматриваются через призму маркетинговых аспектов (цель - воздействие на потребителей). Корпоративные коммуникации - очень затратные управленческие технологии. Вместе с тем инвестиции на коммуникации приводят к росту объема продаж (увеличение объема денежного потока), формированию лояльности к торговой марке (продление финансового потока), ускоренному проникновению на рынок (ускорение денежно-финансового потока). Классификация коммуникаций, образующихся в компании: Видно, что различные типы коммуникации равнозначны по своему классификационному значению, но каждый из них имеет свои специфические особенности при достижении поставленных целей. В частности, массовые коммуникации, не смотря на их высокую стоимость, наиболее привлекательны для большинства современных отечественных компаний, так как результаты такой работы легко планируются и контролируются. Индивидуальные коммуникации более дорогостоящи с точки зрения стоимости контактов, но имеют более качественные показатели личного убеждения субъектов внешней среды. Формирование эффективной коммуникации продукта находиться в рамках традиционной маркетинговой деятельности предприятия и зависит от умения менеджмента создавать региональные, национальные и мировые товарные марки (бренды). Специфика маркетинговой деятельности промышленных предприятий России заключается в том, что большинство высокодоходных компаний предприятий работают в сырьевых и перерабатывающих отраслях первого передела не требующей эффективной коммуникации продукта. Но при технической равнозначности направлений рыночной коммуникации, центральное место занимает занимают технологии паблик рилейшнз. Именно связи с общественностью выступают в качестве координирующего центра, от эффективности применения которого зависит планирование информационной политики предприятия, организация всех видов массовой и индивидуальной коммуникации, проведение информационно-рекламных мероприятий и итоговый, оценочный контроль. По мнению Д. Шнайдера, паблик рилейшнз является "инструментом управления предприятием", так как работает и с субъектами внешней и внутренней среды фирмы. Внешние коммуникации требуют четкого планирования и координации деятельности соответствующих подразделений. В современной литературе много вариантов построения абстрактных планов внешних коммуникаций. Алгоритм коммуникационного планирования примерно следующий: "задачи и бюджет - позиционирование - исследование - выбор целевой аудитории и практические задачи - коммуникационные задачи - креативная стратегия - медиа-стратегия и интегрированные маркетинговые коммуникации - мониторинг кампании и оценка результатов". При информационно-аналитическом подходе к планированию внешних коммуникаций и учету рекомендаций каждого из обозначенных этапов предполагается построение эффективной системы внешнего взаимодействия предприятия. Национальными особенностями корпоративной коммуникационной политики во внешней среде являются ее социально-политическая ориентированность, учет спонсорских пожеланий региональных и столичных административных органов, отсутствие необходимости у большинства крупнейших компаний Российской Федерации в разработке эффективной коммуникации, направленной на формирование потребительских групп. Своеобразие и национальная оригинальность внешних коммуникаций предприятий в России заключается в ориентированности их информационных усилий на региональную и федеральную элиту, на демонстрацию социальной политики предприятия и публичный государственный учет благотворительных акций. Однако важнейшей задачей национальной политики промышленных предприятий в данной сфере в ближайшее время станет приобретение конкурентного опыта во внешней среде с международными крупными и средними корпорациями, которые в условиях вступления России в ВТО в большом количестве придут на отечественный рынок. В этих условиях большое значение приобретает также умение создавать производственные конкурентные преимущества во внутренних коммуникациях. Прослеживаются значительные интернациональные проблемы построения эффективной системы не только во внешней среде, но и внутри предприятия. Например, немецкие исследователи выделяют четыре группы противоречий, стоящих на пути коммуникации внутри промышленной фирмы: 1) "слабая коммуникационная связь" между подразделениями технических и коммерческих служб (в итоге есть проблема учета интересов потребителей этими службами); 2) "недостаточное взаимодействие" в создании нового продукта между отделами НИОКР и маркетинга; 3) "недостаток взаимного уважения" (эта этическая дилемма, в частности, формируется еще в технических российских вузах, когда преподаватели промышленных специальностей подчеркивают первичность работников их профиля за счет преподавателей других нетехнических профессий); 4) и как следствие, формируется "недостаток взаимного доверия".При этом сказываются разные типы мышления и направления образования специалистов, разные критерии оценки эффективности работы и стимулирования результатов труда, терминологические и территориальные барьеры. Таким образом, применение корпоративных коммуникаций, позволяет, ориентируясь на внешнюю среду, формировать внутреннюю среду предприятий и организаций.

 

2. Внутренние коммуникации

Действия любой организации направлены на достижение ее целей, относящихся как к краткосрочному, так и долгосрочному периодам. Успешное выполнение задач организации зависит от того, насколько слаженно работает коллектив, насколько точное и ясное представление о целях всей организации и своей работы в частности имеет каждый член компании. Это обеспечивается за счет хорошо налаженного обмена информацией между всеми сотрудниками, то есть за счет эффективных коммуникаций.

Из всего вышеизложенного следует, что коммуникации играют определяющую роль в деятельности компании. Коммуникации нередко называют даже “ключевым фактором” организации. Очевидно, что им просто необходимо уделить особое внимание.

Для построения успешных коммуникаций руководителю следует, во-первых, иметь четкую картину структуры коммуникаций в его компании, а во-вторых, знать факторы эффективной коммуникации и учитывать их при построении деятельности организации.

В настоящее время вопрос эффективности коммуникационных процессов приобрел новое звучание вследствие двух явлений XXI века, оказывающих огромное влияние на все сферы человеческой деятельности, в том числе и ведение бизнеса. Это глобализация - интернациональные компании встречают новые и совершенно отличные от прежних задачи по обмену информацией и новые информационные технологии, которые при неправильном подходе к процессу управления коммуникационными процессами вряд ли принесут ожидаемый результат.

Весь смысл коммуникаций в организации: делать общее дело – достижение целей организации – можно только имея крепкие связи, которые существуют за счет общения всех членов предприятия.

Ранее коммуникации рассматривались как часть жесткой организационной структуры и заключались только в вертикальной (т.е. от руководителей к подчиненным) связи. Действительно важное значение впервые придала коммуникациям возникшая позже школа человеческих отношений. Их заслугой является расширение коммуникаций в область неформальных отношений, взаимодействия различных отделов. И уже представители школы социальных систем рассматривали коммуникации как связующее средство всех частей организации.

В организации существуют различные виды коммуникаций.
С внешней средой - с государственными и негосударственными службами, правоохранительными органами, с имеющимися и потенциальными потребителями, конкурентами, поставщиками и т.д. Задачи – построение определенного “имиджа” компании, продвижение товаров на рынок с использованием рекламы, решение проблем, обусловленных внешним окружением – для этого проводятся собрания, ведутся телефонные переговоры, используются служебные записки, видеоотчеты и т.д.
Коммуникации между уровнями и подразделениями организации –

1. м ежуровневые (вертикальные):

по нисходящей передача информации с высших уровней на низшие. Сотрудников извещают о задачах на текущий период, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.д.

по восходящей
информация передается с низших уровней на высшие. Таким образом, коллектив сигнализирует о проблемах, с которыми он сталкивается в процессе осуществления намеченного плана, предлагает рационализаторские решения. Кроме того, руководство формирует представление об атмосфере коллектива. Форма - отчеты, предложения и объяснительные записки.

2.Горизонтальные
коммуникации осуществляются для согласования действий всех подразделений компании. Горизонтальный обмен информацией происходит гораздо чаще, чем вертикальный и менее подвержен искажениям.

3.Неформальные – канал распространения слухов.

Составляющие коммуникационного процесса.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

«1.Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2.Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.

3.Канал - средство передачи информации.

4.Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.»


Отправитель и получатель при этом проходят несколько взаимосвязанных этапов. В каждом из этапов существует вероятность того, что смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен. Задачей взаимодействующих лиц является избежать этого, рассмотрев этапы по отдельности, применив к каждому особый подход.

Итак, вот эти этапы:

1) Зарождение идеи – отправитель формулирует идею или осуществляет сбор информации. На данном этапе следует обратить внимание на то, какая именно информация наиболее ценна, сделать передаваемую идею как можно более конкретной, избегая расплывчатых фраз, которые могут звучать двояко. При формулировке идеи необходимо также учитывать конкретную ситуацию и цели компании.

2) Кодирование и выбор канала – чтобы передать идею, ее необходимо закодировать с помощью символов, использовав для этого слова, жесты, интонации. Затем происходит выбор наиболее подходящего для данной идеи канала. К каналам относятся устная речь, документы, сообщения по электронной почте, видеоотчеты и др. Некоторую информацию, например, строгий выговор лучше передавать устно в официальной обстановке и, наоборот, доклад о проделанной работе требует детального письменного изложения. Вообще же и в рассмотренных примерах, и во многих других случаях наилучший результат достигается при сочетании письменного и устного информационного обмена. Чем больше будет сочетаться различных каналов, тем полнее будет представлена информация, а значит, лучше понята и исполнена.

3) Передача – физическая передача сообщения. Ошибка многих заключается в том, что данный этап рассматривается как весь процесс коммуникации, в результате не проводится подготовительная работа, и сообщение может быть неправильно воспринято получателем.

4) Декодирование – расшифровка сообщения получателем. То, как он его воспримет, во многом зависит от качества исполнения предыдущих этапов.


Построение эффективных коммуникаций.

Хороший руководитель должен понимать, что первоначальным условием успешного функционирования организации является благоприятный внутренний климат внутри нее. Он достигается путем сплочения коллектива, создания атмосферы взаимопонимания и доверия. Только тогда возможна полноценная, плодотворная, творческая работа, все силы коллектива будут брошены на осуществление целей компании, а не на разрешение конфликтов и напряженных ситуаций. Создание такого коллектива есть первый шаг к построению эффективных коммуникаций.

Процесс коммуникаций сложен вследствии того, что на передний план выходит человеческий фактор. Это объект исследования психологии, и необходимо учитывать особенности построения человеческих отношений, многогранных и имеющих гораздо больший потенциал, чем кажется с первого взгляда.

Очень важен межличностный обмен информацией между руководителем и подчиненным, на которое первый тратит от 50% до 90% своего рабочего времени. В то же время вследствие особенностей каждого человека возникают определенные преграды при непосредственном общении. Рассмотрим их и опишем пути их преодоления, предложенные Месконом в его широко известной работе “Основы менеджмента”.

1)Преграды, обусловленные восприятием – каждый человек, имея особый опыт и жизненные установки, интерпретирует информацию по-разному. Восприятие варьируется также в зависимости от социального положения и роли в данной организации. Например, подчиненный может решить, что руководитель, критикуя его, говорит о его недостатках как личности, а не работника, и, возмутившись такому унижению, даже не подумает об улучшении качества работы. Решением этой проблемы является установление честных, открытых, доверительных отношений, и нахождение исключительного подхода к каждому сотруднику.

2) Семантические барьеры – одни и те же слова или целые фразы могут иметь различное толкование, поэтому возможно неверное истолкование полученной информации. Руководителю следует тщательно формулировать свои идеи, добиваясь таким образом исключения возможности двоякого толкования и формирования верного понимания.

3) Невербальные преграды – невербальная коммуникация - жесты, выражения лица, позы и звучание голоса - играет важнейшую роль при межличностном общении. На восприятие того, как мы говорим, приходится гораздо большая часть внимания, чем на то, что мы говорим. Об этом следует помнить и уметь располагать к себе собеседника, используя те невербальные символы, которые вызывают доверие и ощущение комфорта.

4)Плохая обратная связь или ее отсутствие - задача обратной связи заключается в обеспечении руководителя информацией о том, насколько точно поняты и исполняются его распоряжения. Эффективные способы установления обратной связи – задавать как можно больше вопросов, политика открытых дверей, наблюдение за поведением собеседника, его реакцией на ваши слова.

5)Неумение слушать – какой бы банальной не казалась эта преграда, она наиболее трудна для преодоления, так как очень немногие люди умеют эффективно слушать. Здесь важно суметь полностью сконцентрировать внимание на том, что говорит человек, не отвлекаясь на собственные мысли, подавлять в себе желание перебить человека, выслушивать до конца. Руководитель просто обязан быть хорошим слушателем, умея слышать не только излагаемые факты, но и те чувства, что стоят за ними. Эти чувства смогут ему рассказать об атмосфере в коллективе, о выполнении работы и о многом другом, что возможно хотел скрыть подчиненный.

В задачи руководителя входит повышение эффективности не только межличностных коммуникаций, но и организационных. Здесь есть свои ньюансы. Перечислим имеющиеся преграды и их решения.

1) Искажение сообщений
существует ряд причин искажения информации:

- трудности в межличностном общении;

- сознательное искажение информации при несогласии управляющего с сообщением;

- фильтрация – происходит из-за того, что отделы передают информацию, касающуюся только их интересов;

- несовпадение статусов уровней организации – тенденция снабжать руководителей только положительной информацией.

Разрешение данной преграды возможно с использованием рекомендаций, изложенных выше, а именно через установление доверительных, теплых отношений в организации, а также совершенствование межличностного общения.

2) Информационные перегрузки
информации слишком много и руководителю приходится отсеивать ее, выбирая наиболее важную. При этом при выборе самой полезной информации, он должен руководствоваться не только своим мнением, но и учитывать потребности других членов организации. Также руководитель должен уметь находить оптимальное соотношение качества и количества информации.

3) Неудовлетворительная структура организации
на примере успешных американских компаний доказано, что наиболее эффективной структурой организации является структура «с малым числом уровней управления и каналами сравнительно прямого информационного обмена».При такой структуре вероятность искажений информации снижается.

Варианты совершенствования коммуникаций в организациях таковы:

- управленческие действия – организация как коротких встреч с одним или несколькими сотрудниками для обсуждения специфичных проблем, так и периодических встреч с участием всех подчиненных, которые подразумевают обсуждение стратегий и планов, проверку соблюдения графика работы, оценку завершенных заданий и т.д.;

- системы обратной связи – опрос работников, перемещение их из одних отделов (заводов) в другие с целью выявления мнения о качестве продукции, работе сотрудников других отделов;

- системы сбора предложений – функционирование ящиков для предложений, в которые сотрудники анонимно подают свои предложения. Есть и другие варианты сбора предложений – телефонная сеть, создание кружков качества – групп неуправленцев, регулярно собирающихся для обсуждения текущих проблем организации;

- информационные бюллетени – издание бюллетеней, содержащих информацию для всех сотрудников. В них изложены существенные факты, позволяющие каждому оценить успешность действий компании, деятельность руководителей;

- современные информационные технологии – новейшей технологией на данный момент является проведение видеоконференций, позволяющее собеседникам, находящимся на расстоянии друг от друга, общаться, смотря друг другу в лицо. Это, безусловно, облегчает процесс общения.

- проведение занятий для работников в виде игр и тренингов – основной целью тренингов является развитие сотрудничества. «Занятия могут моделировать как совещание или деловую беседу, презентацию или торги, так и свободно развивающееся деловое общение – диалог между участниками. Интерактивные технологии ситуационного характера позволяют работникам «походить в чужих ботинках», посмотреть как бы со стороны на себя, на других, на результаты деловой коммуникации. Критический анализ итогов под руководством профессионала в человеческих отношениях позволяет отметить конструктивный и деструктивный потенциал общения и разработать программы самокоррекции.»[3] С помощью тренингов выявляется потенциал работников, стимулируется их инновационная деятельность.

Вывод

Как мы видим, возможностей для совершенствования коммуникаций огромное количество. Вряд ли найдется организация, в которой коммуникационный процесс идеален. Чтобы его улучшить, эффективный руководитель должен быть не только компетентным и высокопрофессиональным в сфере работы организации, но в то же время и знающим психологом. Разбираясь в душах людей, подвластных ему, в самом себе, он сможет наладить превосходный коммуникативный процесс. Руководитель просто обязан обратить свое внимание на существующие рекомендации и техники по улучшению обмена информацией и применять их в совокупности. Воплощение их в жизнь займет достаточно много времени. От менеджера потребуется большое терпение и самоотдача. Но результаты оправдывают усилия. Организации с хорошо налаженным коммуникативным процессом гораздо более эффективны остальных. Как правило, это успешные, стабильные компании, в которых не бывает неожиданных спадов. Им доверяют, так как у внешнего окружения складывается неизменно хорошее впечатление об этих предприятиях. Руководитель должен учесть это и предпринять все возможные шаги для повышения эффективности коммуникаций в организации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.