КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки
Учебный план курса Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса Лекции 5—8 Москва Педагогический университет «Первое сентября» Маръяна Безруких Материалы курса «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса»: лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 40 с. Учебно-методическое пособие Редактор Н.В. Семина Корректор С.М. Подберезина Компьютерная верстка Д.В. Кардановская Подписано в печать 1 3.03.2006. Формат 60x90/16. Гарнитура «РгееБеї». Печать офсетная. Печ. л. 2,5 Тираж экз. Заказ № Педагогический университет «Первое сентября», ул. Киевская, д. 24, Москва, 1211 65 Ьїїр://ее] и. 1 september.ru © М.М. Безруких, 2006 © Педагогический университет «Первое сентября», 2006
Лекция 5 Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении. Возрастные особенности работоспособности. Методы оценки напряжения и утомления Интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений является работоспособность, именно она отражает рациональность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенка, его эффективность. Динамика работоспособности позволяет увидеть, какой ценой достигается тот или иной педагогический результат. Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.). Существуют общие закономерности динамики работоспособности. Она делится на несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (оптимальной работоспособности), предутом- ление (период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) и утомление. Схематически кривую работоспособности можно представить следующим образом: В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем, период значительного напряжения, высоких энергозатрат, период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. В этот период меняются свойства нервных клеток - повышаются их возбудимость, функциональная подвижность, активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга. Работоспособность пока неустойчива, эффективность ее невысока. Устойчивый период (оптимум) - это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Однако период оптимума не может продолжаться бесконечно и закономерно сменяется следующим периодом - компенсаторной перестройки. Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности. Усилием воли, функциональным напряжением ребенок может продолжить работу и даже сохранить ее качество, но очень недолго. Следующий период - утомление.
Утомление - особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность). Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нару
Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой. Следует отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием. С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения, с другой - стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей (фактически повышает адаптивный резерв). Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка утомления очень сложна. Как правило, дети младшего школьного возраста не всегда адекватно оценивают собственное состояние - при очень интересной, эмоционально значимой деятельности внешние признаки утомления могут не проявляться длительное время, и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако ункциональное напряжение постепенно нарастает - и в какой-то момент ребенок отказывается от работы («больше не могу»). Дети более старшего возраста (с 10-12 лет) уже хорошо дифференцируют состояние утомления и даже предутомления (компенсаторной перестройки), умеют регулировать и ограничивать работу. От чего зависит продолжительность отдельных фаз работоспособности? От очень многих и разнообразных причин. Один из факторов - возраст. Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление. Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями, и особенно у часто и длительно болеющих детей, как прави-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |