Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки

Учебный план курса

Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса

Лекции 5—8

Москва

Педагогический университет «Первое сентября»


Маръяна Безруких

Материалы курса «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса»: лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 40 с.

Учебно-методическое пособие

Редактор Н.В. Семина Корректор С.М. Подберезина Компьютерная верстка Д.В. Кардановская

Подписано в печать 1 3.03.2006. Формат 60x90/16. Гарнитура «РгееБеї». Печать офсетная. Печ. л. 2,5 Тираж экз. Заказ № Педагогический университет «Первое сентября», ул. Киевская, д. 24, Москва, 1211 65 Ьїїр://ее] и. 1 september.ru

© М.М. Безруких, 2006 © Педагогический университет «Первое сентября», 2006

№ бр. Название лекции
  Лекция 1. Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологическая цена учебных нагрузок
  Лекция 2. Понятие о школьных трудностях и школьных факторах риска (ШФР). Методы оценки и выделения школьных факторов риска
  Лекция 3. Методики оценки организации учебного процесса и школьных фак­торов риска. Контрольная работа I
  Лекция 4. Психофизические основы познавательной деятельности и особеннос­ти организации учебной деятельности детей разного возраста.
  Лекция 5. Функциональное состояние ребенка как показатель эф­фективности и адекватности учебной нагрузки. Понятие о работос­пособности, напряжении, утомлении. Возрастные особенности рабо­тоспособности. Методы оценки напряжения и утомления.Контрольная работа 2
  Лекция 6. Психофизиологические основы адаптации и дезадапта­ции. Этапы физиологической адаптации к учебным нагрузкам, осо­бенности адаптации на разных этапах возрастного развития. Зако­номерности адаптации и организация учебного процесса
  Лекция 7. Психофизиологические основы формирования базовых учебных навыков письма и чтения. Анализ существующих методи­ческих подходов, их адекватность возрастным особенностям
  Лекция 8. Психофизиологические основы организации эффектив­ной работы учащихся при использовании новых технологий обу­чения. Итоговая работа

 

Лекция 5

Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении. Возрастные особенности работоспособности. Методы оценки напряжения и утомления

Интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений является работоспособность, именно она отражает рациональ­ность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ре­бенка, его эффективность. Динамика работоспособности позволяет увидеть, какой ценой достигается тот или иной педагогический результат.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние


здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.).

Существуют общие закономерности динамики работоспособ­ности. Она делится на несколько периодов: врабатывание, ус­тойчивый период (оптимальной работоспособности), предутом- ление (период неустойчивой работоспособности, или компен­саторной перестройки) и утомление. Схематически кривую работоспособности можно представить следующим образом:

В период врабатывания происходит постепенное повышение рабо­тоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных ва­риантов функционирования всех органов и систем, период значительного на­пряжения, высоких энергозатрат, период организации произвольного внима­ния и функциональной организации деятельности. В этот период меняются свойства нервных клеток - повышаются их возбудимость, функциональная подвижность, активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга. Работоспособность пока неустойчива, эффективность ее невысока. Устойчивый период (оптимум) - это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозат­рат, снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Однако период оптимума не может продолжаться бесконечно и закономерно сменяется следующим периодом - компенсаторной пере­стройки. Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значи­тельного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением вни­мания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышени­ем двигательной активности. Усилием воли, функциональным напряжением ребенок может продолжить работу и даже сохранить ее качество, но очень недолго. Следующий период - утомление.

Утомление - особое функциональное состояние организма, оно мо­жет возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковремен­ной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельно­сти систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и коли­чество работы (т.е. снижается работоспособность).

Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: на­рушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информатив­ным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нару­
шается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе». Наиболее частым проявлени­ем утомления является так называемое «двигательное беспокойство». После 5-10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (относительно неподвижной определенной позой при письме, чтении, работе за компьютером), ребенок начинает «крутиться», многократно менять позу.

Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный ха­рактер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультми­нутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.

Следует отметить, что утомление обладает двойным биологическим действи­ем. С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения, с другой - стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей (фактически повышает адаптивный резерв). Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка утомления очень слож­на. Как правило, дети младшего школьного возраста не всегда адекватно оце­нивают собственное состояние - при очень интересной, эмоционально значи­мой деятельности внешние признаки утомления могут не проявляться длитель­ное время, и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако ункциональное напряжение постепенно нарастает - и в какой-то момент ребенок отказывает­ся от работы («больше не могу»). Дети более старшего возраста (с 10-12 лет) уже хорошо дифференцируют состояние утомления и даже предутомления (компенсаторной перестройки), умеют регулировать и ограничивать работу.

От чего зависит продолжительность отдельных фаз работоспособности? От очень многих и разнообразных причин.

Один из факторов - возраст. Чем младше ребенок, тем продолжитель­нее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.

Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями, и особенно у часто и длительно болеющих детей, как прави-

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закон Бугера - Ламберта - Бера. Количественные законы абсорбционного метода | Оптимум
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.