Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус Президента

Республиканская форма правления.

В Конституции Российской Федерации установлена республиканская форма правления. Ее главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследованием статуса главы государства.

Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую.

В некоторых странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К их числу относится и Россия.

Смешение признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации находит выражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя правительства, возможность, хоть и ограниченная, отстранения от власти правительства парламентом и роспуска парламента президентом).

Сегодня для Российской Федерации характерна президентско-парламентская республиканская форма правления, при которой,

· во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы),

· во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства,

· в третьих, наряду с президентом действует председатель правительства и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупризидентскую» республику.

 

Вопросы:

1. Дайте понятие конституционного строя России.

2. Охарактеризуйте демократическое государство. В чем его сущность?

3. Назовите формы волеизъявления народа.

4. Что значит принцип разделения властей?

5. Что означает принцип идеологического и политического многообразия?

6. Как следует понимать положение Конституции РФ, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью?

7. В чем суть правового государства?

8. Что считают государственным устройством страны?

9. Дайте характеристику унитарного и федеративного государства.

10. Что означает суверенитет нации?

11. Как проявляется государственный суверенитет Российской Федерации?

12. Что составляет экономическую основу государства?

13.Что понимают под социальным государством?

14. Какое государство является светским?

15. Охарактеризуйте форму правления России.

16. Дайте понятие президентской и парламентской республики.

Тема 2.2.

Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.

Лекция 1

Гражданство Российской Федерации

 

План.

1. Понятие основ правового статуса личности.

2. Понятие гражданства.

3. Принципы гражданства Российской Федерации.

4. Основания и порядок приобретения гражданства Российской

1. Федерации.

5. Прекращение гражданства Российской Федерации.

6. Порядок изменения гражданства детей.

7. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.

 

1. Понятие основ правового статуса личности.

Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Конституция закрепляет основы правового статуса личности. Понятие «основы» отражает систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:

1. Правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица; главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо не находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубьектности лица.

2. Юридически закрепленные общие принципы статуса личности предполагают равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность.

3. Основные права, свободы и обязанности, т. е. те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу, как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемое ее свойство.

 

2. Понятие гражданства.

В настоящее время отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации.

Гражданство – это устойчивая правовая связь с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Выделяют главные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.

Последние основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается, во-первых, в их общем правовом нормировании, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжение гражданином в одностороннем порядке.

Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение гражданства как связи человека с государством, выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой концепции взаимоотношения личности и государства.

3. Принципы гражданства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:

1. Гражданство Российской Федерации является единым. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации являются одновременно гражданами этой республики.

2. Гражданство Российской Федерации является равным, независимо от оснований приобретения: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т. д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Это выражается, во-первых, в закреплении законом нормы о том, что в Российской Федерации каждый имеет право на гражданство, во-вторых, закрепляется право гражданина Российской Федерации изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласия гражданина.

5. Гражданину Российской Федерации предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически.

Признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора России с другим государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации.

6. Сохраняется гражданство Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации. Такая норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом.

8. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству за преступление, совершенное гражданином Российской Федерации за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федерации.

9. В Российской Федерации введен институт почетного гражданства. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом.

 

4. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

Закон о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что гражданство приобретается:

-в результате его признания;

-по рождению;

-в порядке его регистрации;

-в результате приема в гражданство;

-в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

-путем выбора (оптации);

-по иным основаниям.

1. По закону гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего закона, если в течение года они не заявят о своем желании состоять в гражданстве Российской Федерации.

2. Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Это сочетание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «права крови», т. е. с учетом гражданства родителей, и «права почвы», - т. е. в зависимости от места рождения.

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации, независимо от места рождения.

В случае разного гражданства родителей или отсутствие гражданства у одного из них, закон исходит из права родителей на выбор гражданства ребенка, но исключает возможность оставления ребенка лицом без гражданства.

Так, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, если только один из них состоит в гражданстве Российской Федерации вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такового ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Принцип “права почвы” применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. В этом случае ребенок приобретает гражданство Российской Федерации.

Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории Российской Федерации детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории Российской Федерации от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

 

3. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке предусмотрен для иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших восемнадцати лет и обладающих дееспособностью. Они вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при наличии следующих условий:

1. Проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года.

2. Обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство.

3. Имеют законный источник средств к существованию.

4. Отказались от имеющего у них иного гражданства.

5. Владеют русским языком.

Срок проживания на территории Российской Федерации может быть сокращен до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. Рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР.

2. Состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.

3. Наличие у нетрудоспособного лица сына или дочери, достигших восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации.

4. Наличие у лиц высоких достижений в области науки, техники и культуры, обладание лицом профессией или квалификацией, представляющей интерес для страны.

5. Предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации.

6. Признание лица беженцем.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения общих условий.

 

4. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Иностранные граждане или лица без гражданства, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если указанные лица:

1. Имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации.

2. Имели гражданство СССР, проживали и проживают на территории государств, входящих в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются лицами без гражданства.

В упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации могут быть приняты дети и недееспособные лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

Ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации,- по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживал на территории Российской Федерации.

Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя. Если ребенок проживал на территории Российской Федерации, такого согласия не требуется.

Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя.

Ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

5. Восстановление в гражданстве Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращен до трех лет.

Предусмотрены и основания, при наличии которых отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации.

Это относится к тем лицам, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации.

В течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы страны.

Использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.

Состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.

Имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления.

Осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

Не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации.

5. Гражданство Российской Федерации может приобретаться в результате выбора гражданства (оптации).

Такая форма применяется при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, проживающим на таких территориях лицам, предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория. Обычно такой выбор в определенных случаях связывается с переселением лиц, избравших иное гражданство.

6. К иным основаниям приобретения гражданства относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

 

Прекращение гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается:

- вследствие выхода из гражданства Российской Федерации,

- по иным основаниям.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основе добровольного волеизъявления этого лица в общем порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основе добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Основания отказа в выходе из гражданства российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

Имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

Привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

Не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.

Причиной для этого является приобретение гражданства Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Закон закрепляет судебный порядок установления такого рода фактов, он не связывает отмену решений о приеме в гражданство конкретного лица с прекращением гражданства супруга и детей (если не будет доказана их осведомленность в приобретении гражданства незаконным путем).

 

Порядок изменения гражданства детей.

Закон учитывает интересы ребенка, стремясь обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние без гражданства у детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

Закон устанавливает, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.

Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав и на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласия родителей.

Если оба родителя или единственный родитель приобретает гражданство Российской Федерации, то при соблюдении определенных условий, соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство Российской Федерации, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство Российской Федерации прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. В этом случае по ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только при том условии, что он не остается лицом без гражданства.

Аналогично решается вопрос о гражданстве и при усыновлении.

 

Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.

Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования по этим делам. Основными полномочиями обладает Президент. Именно как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации.

К полномочиям Президента относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.

По всем этим вопросам Президент издает указы.

К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, закон относит федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы.

В задачи федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов, входят подготовка предложений для Президента Российской Федерации по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы рассматривают ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства.

К государственным органам, принимающим участие в решении вопросов гражданства или решающие их, относятся Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и предоставленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Для решения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации подается заявление; срок рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке предусмотрен до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых заявлений. Рассмотрение заявлений и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке предусмотрено в срок не более 6 месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации возможно не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента Российской Федерации.

Исполнение решений возлагается на федеральный орган по вопросам внутренней политики и его территориальные органы.

 

Вопросы:

Что такое правовое положение человека?

Каково содержание основ правового положения человека и гражданина?

Дайте определение гражданства.

Может ли существовать институт гражданства в монархическом государстве?

В чем отличие гражданства от подданства?

Как приобретается гражданство Российской Федерации?

Кто является гражданином Российской Федерации по рождению?

Как становятся гражданами Российской Федерации в результате приема в гражданство?

По каким основаниям могут отказать в приеме в гражданство Российской Федерации?

Каковы основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации?

Каков порядок изменения гражданства детей?

11. Каков порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации?

12. Существует ли институт гражданства Орловской области? Дайте юридическую характеристику термину "почетный гражданин города".

13. Допустим ли выход из гражданства лица, обвиняемого в совершении преступления?

14. Имеет ли право Президент Российской Федерации отказать в ходатайстве о выходе из гражданства лицу, имеющему повестку о призыве на военную службу?

 

 


Лекция 2

Конституционные права и свободы человека и гражданина.

План.

1. Принципы правового статуса человека и гражданина.

2. Личные права и свободы.

3. Политические права и свободы.

4. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

5. Основные обязанности гражданин.

6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

7. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

 

1. Принципы правового статуса человека и гражданина.

Государство признает основные права и свободы человека не отчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения.

Под принципами правового статуса личности понимаются признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

1. Принцип равноправия. Конституция выделяет три основных аспекта его проявления: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В качестве особого объекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации.

2. Принцип гарантированности. Субъектом, на которого, прежде всего, возлагаются гарантии прав и свобод, является государство

В Конституции закреплено, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантом посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод осуществляют Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации.

Конституция Российской Федерации расширила рамки участия и самого человека в защите своих прав и свобод. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод.

Под политическими гарантиями понимается соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; данный уровень политической культуры граждан.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

В охране правовых предписаний важную роль играют правоохранительные органы и, прежде всего, суд.

3. Принцип презумпции, неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничений.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

4. Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

2. Личные права и свободы.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.

Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные, политические, социально-экономические.

Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем:

1. Они являются по своей сущности правами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным правом человека является право на жизнь. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т. д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности.

Уважение человеческого достоинства - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Значительное место в системе личностных прав занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения.

Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет право без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, разглашения тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях может быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее на почтово-телефонных учреждениях.

В Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени. Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни.

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В Конституции указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Закон Российской Федерации «О свободе передвижения» (25 июня 93г.) закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация при отсутствии таковой не может служить основанием ограничения реализации прав и свобод граждан.

Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых установлен особый режим.

Конституция признает право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Важное место в системе личных прав занимает свобода совести, свобода вероисповедания. Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция обеспечивает свободу выбора религии. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Личным правом человека является принятие или непринятие религиозных верований, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и действовать в соответствии с ними.

Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии.

Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

Мысль не является свободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

 

 

3. Политические права и свободы.

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Эти права отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические - «гражданам».

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации, реальную и практическую реализацию получает через политические права каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Граждане – гражданин как таковой участвуют в осуществлении власти.

В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства.

Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами является участие граждан в референдуме - всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в осуществлении правосудия.

Важным правом является право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Принятие или вступление гражданина в члены организации осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе.

Закон формулирует понятие общественного объединения как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Государственная регистрация общественного объединения не обязательна, но необходима для приобретения права юридического лица.

Закон предусматривает 5 организационно-правовых форм общественных объединений. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности.

Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии. Целью их создания является политическая деятельность, они участвуют в избирательных компаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем. Для их регистрации требуется наличие не менее пяти тысяч членов, причем допускается только фиксированное индивидуальное членство, коллективное членство исключается. В партиях не могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства.

Выражением социальной и политической активности граждан, воздействие их на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование. Обязательным условием ставится уведомление властей

4. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

Особую группу прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права.

Они касаются таких важных сфер жизни человека как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают в себя широкую систему форм и методов их охраны.

Среди них можно выделить следующие:

1. Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, которые должны обеспечивать обладание человеком всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

2. Государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, устанавливает государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие системы социальных служб.

3. Государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства по обеспечению социально-экономических прав.

4. К функциям государства относится создание всех правовых, политических, материальных, организационных предпосылок, обеспечивающих поддержку личной инициативы человека в экономической сфере.

5. Государственными гарантиями обеспечивается возможность эффективной защиты экономических прав человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Важное место в системе экономических прав занимает право частной собственности.

Конституция закрепляет и право человека на труд. Оно раскрывается, как право свободно выбирать или соглашаться на труд, распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

Роль государства сводится к следующим факторам.

Государство:

-запрещает принудительный труд;

-закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

-утверждает право на защиту от безработицы;

-признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени характеризуется статусом его первичной ячейки – семьи, защищенности материнства и детства. Они находятся под защитой государства. Законодательство определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т. п.

Конституция определяет и взаимные права родителей и детей.

К числу социально-экономических прав относятся, и права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Содержанием данного права является гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Поощряется добровольное социальное страхование, создание добровольных форм социального обеспечения и благотворительность.

Конституционно закрепляется право на жилище. Оно включает: защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для него; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экономическим правонарушением.

К числу социально - экономических прав относятся право на образование.

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности.

Каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование.

По Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользования достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они не проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны; развитием телевидения и радио; книгоиздательского дела и периодической печати; сети бесплатных библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

 

 

5. Основные обязанности граждан.

Основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Конституционное право закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем конституционном уровне.

Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности обращены к каждому, а другие только к гражданину Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью гражданина, также как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации.

Режим законности – незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, жизни каждого человека. Обязанность соблюдать Конституцию и законы - универсальна для всех субъектов правоотношений.

Конституционно закрепляется обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов с учетом доходов лица.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняясреда обитания человеческого общества требует особых мер охраны. Эта деятельность осуществляется всеми звеньями общественных и государственных структур. В ней должен участвовать и каждый человек – главный «потребитель» природы. Законодательство определяет поведение граждан при использовании природных богатств.

В Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом, который определяет условия прохождения воинской службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льгот по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены воинской службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение воинской службы.

 

6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме определенных случаев, установленных законом.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства

Выделяются две категории иностранных граждан: постоянно проживающие и временно прибывающие в Российскую Федерацию. В их статусе имеются определенные различия.

Иностранные граждане Российской Федерации равны перед законом, независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут заниматься трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.

Они имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность, на образование и т. д.

Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях - (референдумах).

Они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке установленным законом, но возможно ограничение в данном вопросе.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Тем из них, которые нарушают законодательство, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.

Все это распространяется и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из закона. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законом Российской Федерации.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с нормами международного права. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом Российской Федерации.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

 

 

7. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». определяют понятие беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности, обратившихся с таким ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в таком качестве и другие вопросы.

Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства, вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповеданию, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Понятие вынужденного переселенца относится к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены покинуть или имеют намерения покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец.

Вынужденным переселенцем может быть также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также граждане бывшего СССР, проживавшие на территории республики, входившей в состав СССР, прибывшие на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания в любом из субъектов Российской Федерации. Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассматривается в течение 5 дней. После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия – питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др.

Ходатайствующие лица обязаны по получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган федеральной миграционной службы или в суд в течение месяца.

Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем, выдается удостоверение.

Решение о признании беженцем принимается соответствующим органом миграционной службы субъекта Российской Федерации в течение 3 месяцев.

При отказе лицу вручается письменное уведомление с указанием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина Российской Федерации.

Они вправе в течение 3 месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства.

 

Вопросы:

1. Что понимается под принципами правового статуса личности?

2. На какие группы классифицируются основные права и свободы человека и гражданина?

3. Какие права человека и гражданина принадлежат от рождения, а какие – возникают с момента достижения совершеннолетия?

4. Каково содержание различных групп прав и свобод?

5. Почему в действующей Конституции ведущее место занимают личные права и свободы?

6. В чем суть политических прав и свобод?

7. Дайте характеристику социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина

8. Является ли нарушением свободы слова запрет агитации, возбуждающей национальную ненависть и вражду?

9. Почему для общества так важно соблюдение прав и свобод человека и гражданина?

10. В каком случае права могут подвергаться ограничениям?

11. Какие права не подлежат ограничению в принципе?

12. Назовите основные обязанности граждан Российской Федерации.

13. Каково правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации?

14. Каково правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации?

 

 

Темы творческих проектов:

«Государство и личность»,

«Права человека и права гражданина»,

«Защита прав и свобод человека и гражданина в РФ»,

«Мои права и обязанности»,

«Я - гражданин России».

 

Тема 2.3.

Государственные органы Российской Федерации.

Лекция 1

Система органов государственной власти Российской Федерации.

 

План.

1. Понятие государственных органов Российской Федерации.

2. Система государственных органов Российской Федерации.

 

 

1. Понятие государственных органов Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредствам государственных органов. Органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами и обеспечивать исполнение этих актов.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государственном порядке.

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

Т.о., государственный орган является гражданином или коллективом граждан, наделенных государственно-властными полномочиями, уполномоченными государством на осуществление его задач и функций и действующими в установленном государством порядке.

2. Система государственных органов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает наличие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания; государственные собрания; законодательные собрания; государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания; областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Основные особенности этих органов состоят в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные. Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации.

Органы исполнительной власти – это, прежде всего, высший орган федеральнойисполнительной власти, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации – Президенты и Главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, который носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, Указов Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, Конституций и Уставов субъектов РФ, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей Глав администраций субъектов РФ, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства. Органы субъектов Федерации – Президенты и Главы администраций субъектов Федерации, их Правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства. По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру своей компетенции могут быть та

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Досрочное прекращение полномочий Президента РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.378 сек.