Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий землетрясений

Таким образом, в результате землетрясений у людей возникают не только травматические повреждения, но и разнообразные нервно-психические нарушения и соматические заболевания, требующие оказания медицинской помощи по неотложным показаниям.

Медико-тактическая обстановка осложняется еще и тем, что выходят из строя лечебно-профилактические учреждения и имеются потери среди медицинского пер­сонала. Так, при землетрясении в Ташкенте из 140 медицинских учреждений 118 по­лучили повреждения, при этом 22 полностью вышли из строя. Из 51 амбулаторно-поликлинического учреждения города 37 полностью или частично прекратили работу в своих зданиях. При землетрясении в Армении полностью было разрушено 250 меди­цинских учреждений, из 36 больниц полностью разрушено 24 и частично 8; в аварий­ном состоянии находилось 97 поликлиник. Потери медицинского персонала в неко­торых разрушенных городах составили около 70%.

В результате землетрясения в городе могут разрушаться емкости с аварийно-опасными химическими веществами, возникать вторичные очаги химического загряз­нения. В такой ситуации очень вероятны массовые отравления, например аммиаком, хлором, оксидами азота и другими агрессивными веществами.

При подводных и прибрежных землетрясениях, в результате сдвигов вверх и вниз участков морского дна, возникают морские волны - цунами. Скорость их распростра­нения от 30 до 100 км/ч, высота в области возникновения - до 5 м, а у побережья - от 10 до 50 м и более. Цунами производят опустошительные разрушения на суше.

В ходе ликвидации последствий землетрясения в обязательном порядке должны быть выполнены следующие работы:

• извлечение людей из-под завалов, полуразрушенных и охваченных пожара­
ми зданий;

• локализация и устранение аварий на коммунально-энергетических и технологических линиях, последствия которых угрожают жизни людей;

• обрушение или укрепление конструкций зданий, находящихся в аварийном состоянии и угрожающих обвалом;

• организация водоснабжения и питания населения в зоне землетрясения;

• оказание медицинской помощи пораженным.

Важно знать, какое количество людей необходимо отыскать в каждом районе, квартале, доме.

В районах землетрясения важное значение приобретает профилактика массовых психических реакций и паники.

В заключение отметим следующее.

1. Одна из важных особенностей условий лечебно-эвакуационного обеспечения при землетрясении состоит в том, что более или менее значительная часть пораженных находится под завалами. Это обстоятельство, с одной стороны, приводит к некоторому рассредоточению потока пораженных и уменьшению потребности в медицинских силах и средствах, а с другой - определяет боль­шую срочность в оказании медицинской помощи после извлечения поражен­ных из-под завалов. Так, при землетрясении в Армении 15457 пораженных, извлеченных из-под завалов живыми, по дням спасательных работ распределялись следующим образом: 1-е сутки - 1383 чел.; 2-е - 1660; 3-й - 4825; 4-е - 5682, 5-е - 1757; 6-12-е сутки - 150; в остальные дни - 1 чел. Вместе с тем сразу после землетрясения за медицинской помощью обращается значитель­ная по численности группа пораженных.

2. Согласно международной статистике, если спасатели войдут в зону земле­трясения в течение первых 3 ч, то они могут спасти от гибели 90% оставшихся в живых, через 6 ч число спасенных может составлять 50%. В дальнейшем шансы на спасение уменьшаются, и через 10 дней проводить спасательные работы нет смысла. Как известно, землетрясение в Армении произошло 7 де­кабря 1988 г. Первые группы спасателей смогли добраться в зону бедствия лишь вечером 10 декабря. До этого спасательные работы проводили только воинские подразделения и милиция, а плановая работа спасателей началась утром 12 декабря.

3. Обстановка в очаге землетрясения может привести к потерям среди спасате­лей, в том числе и медработников. Психологи утверждают, что работать в зо­не катастрофы без проведения комплекса соответствующих защитных меро­приятий долгое время нельзя. Люди не выдерживают длительного психиче­ского напряжения. По опыту работы спасателей в г. Спитаке известно, что уже через 2 сут у спасателей нарушался сон: многие видели одинаковые сно­видения - падающие дома, рыдающих женщин, горы трупов. Очевидно, что таким спасателям тоже необходима медицинская помощь.

В организации лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий различных землетрясений, как свидетельствует накопленный опыт, имели место сущест­венные различия. Они зависели главным образом от медико-санитарных последствий землетрясения, организации спасательных работ в очаге, возможностей действующей в зоне землетрясения системы здравоохранения, наличия штатных средств, специально предназначенных для лечебно-эвакуационного обеспечения в этих условиях и др.

При ликвидации медико-санитарных последствий большинства разрушительных землетрясений в нашей стране применяется система этапного лечения с эвакуацией пораженных по назначению в специализированные (профилированные) лечебные уч­реждения, способные обеспечить пострадавшим исчерпывающую медицинскую по­мощь и лечение. При этом организация оказания медицинской помощи имеет суще­ственные отличия не только при тех или иных землетрясениях, но даже на различных участках очага одного и того же землетрясения. Это с очевидностью проявилось при ликвидации последствий наиболее изученных в организационно-медицинском отно­шении землетрясений в Ашхабаде (1948), в Армении (1988) и на Сахалине (1995).

Первая медицинская помощь пораженным в очаге землетрясения оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом спасательных формирований.

Санитарные потери при землетрясениях формируются практически одномоментно, в связи с этим максимальный объем работ по оказанию первой медицинской помощи пораженным возникает сразу же после землетрясения. В на­чальный период (в течение нескольких часов) оказание первой медицинской помощи пораженным и их эвакуация из очага носит стихийный характер; в этот период она оказывается в порядке само- и взаимопомощи; при землетрясениях интенсивностью 7 баллов и более удельный вес пораженных, получивших первую медицинскую по­мощь от жителей пострадавшего от землетрясения населенного пункта, невелико. В зависимости от условий, возможностей штатных и нештатных формирований по вы­полнению поисково-спасательных работ возможны различные темпы наращивания работ по оказанию первой медицинской помощи.

Следует учитывать, что до появления возможности получения первой медицин­ской помощи в организованном порядке более или менее значительная часть поражен­ных самостоятельно или с помощью других людей (на сохранившихся или прибывших транспортных средствах) эвакуируется за пределы очага. Поэтому в ходе организован­ного оказания первой медицинской помощи среди оставшихся в очаге удельный вес пораженных, имеющих травмы тяжелой и средней степени тяжести, увеличивается.

При наиболее тяжелых по медико-санитарным последствиям землетрясениях возможности существующих в зоне землетрясения или вблизи от медицинских учреждений могут оказаться недостаточными.

Большая территория, захваченная землетрясением, «привязка» основной части медицинских учреждений к населенным пунктам, находящимся в сейсмоопасных районах довольно далеко друг от друга, отсутствие или недостаток в лечебных учре­ждениях специализированных коек того или иного профиля, что заставляет эвакуиро­вать значительную часть пострадавших на довольно большое расстояние от очага землетрясения, - все это, в свою очередь, требует выполнения до эвакуации комплек­са медицинских мероприятий, снижающих риск неблагоприятного исхода или значи­тельного ухудшения состояния пораженных при транспортировке. К примеру, при землетрясении в Армении 87% пораженных были госпитализированы в больницы Еревана и лишь 8% оставались в стационарах райцентров. На Сахалине все поражен­ные, нуждавшиеся в госпитализации (362 чел.), поступили в больницу г. Охи, распо­ложенную в 70 км от очага землетрясения. В дальнейшем часть пораженных из учре­ждений, где впервые была осуществлена госпитализация, эвакуировалась в специали­зированные лечебные учреждения других городов. В зависимости от конкретных ус­ловий численность этой группы могла быть различной.

Так, из Еревана в специализированные центры г. Москвы и других городов было переведено всего 5% пораженных, а из ЦРБ г. Оха - более 51%, в том числе более 26% в Хабаровск, 12% - во Владивосток и столько же в Южно-Сахалинск (Гончаров С.Ф., 1995 г.).

Лечебно-эвакуационные мероприятия организуются и выполняются силами и средствами объектовых, местных и территориальных уровней ВСМК, территория и объекты которых оказались в зоне землетрясения.

Для оказания пораженным при землетрясении первой врачебной, квалифициро­ванной и специализированной медицинской помощи используются все лечебно-про­филактические учреждения, находящиеся на административной территории, на кото­рой возникло землетрясение, независимо от их ведомственной принадлежности.

Опыт оказания пораженным доврачебной, первой врачебной и квалифицирован­ной медицинской помощи при землетрясениях показал, что практически не было слу­чая, когда формирование или учреждение, участвовавшее в ликвидации медико-сани­тарных последствий землетрясения, выполняло лишь регламентированные мероприя­тия одного вида медицинской помощи. Так, врачебно-сестринские бригады и брига­ды скорой медицинской помощи, как правило, оказывали доврачебную и выполняли некоторые мероприятия первой врачебной помощи; врачебные медицинские пункты в большинстве случаев имели в своем составе хирурга и, наряду с первой врачебной помощью, выполняли некоторые неотложные мероприятия квалифицированной ме­дицинской помощи; лечебные учреждения, принимавшие пострадавших из очага, как правило, оказывали квалифицированную медицинскую помощь и проводили некото­рые мероприятия специализированной медицинской помощи. Очевидно, что данное положение надо учитывать при определении состава и оснащения формирований и учреждений службы медицины катастроф.

Формирования службы медицины катастроф территориального или ведомствен­ного здравоохранения, развертывающиеся в зоне землетрясения, независимо от их со­става и оснащения в большинстве случаев оказывают пораженным первую врачебную и выполняют некоторые мероприятия квалифицированной медицинской помощи.

При планировании и выполнении лечебно-эвакуационных мероприятий при ли­квидации медико-санитарных последствий землетрясений интенсивностью 5 или 6 баллов следует учитывать следующие положения:

• большинство жителей данного населенного пункта от землетрясения не по­
страдает и сможет (при соответствующей подготовительной работе и организации) принять участие в спасательных работах и прежде всего - в оказании пострадавшим первой медицинской помощи;

• 88-100% зданий (в том числе и зданий, в которых размещены различные ме­дицинские учреждения) серьезных разрушений и повреждений не получат;

• большинство лечебно-профилактических учреждений сохранят работоспособность;

• пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи, обратятся за ней в ближайшее время после землетрясения;

• при землетрясении в 5 баллов немногочисленные пострадавшие, как прави­ло, не будут нуждаться в трудоемких мероприятиях первой врачебной, ква­лифицированной медицинской помощи и в госпитализации;

• при землетрясении интенсивностью 6 баллов за медицинской помощью мо­гут обратиться примерно 1,5% жителей населенного пункта.

Таким образом, если при ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений интенсивностью 5 баллов в большинстве случаев представляется возмож­ным сохранить организацию лечебно-профилактического обеспечения, существую­щего в обычных условиях, то при 6-балльном землетрясении может возникнуть необ­ходимость в организации и выполнении ряда дополнительных лечебно-эвакуацион­ных мероприятий за счет сил и средств службы медицины катастроф территориаль­ного уровня, а именно:

• оказание части пострадавших первой медицинской помощи на месте пораже­ния и их эвакуация до ближайших медицинских учреждений;

• оказание пораженным (в соответствии с обстановкой) первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи;

• развертывание дополнительных госпитальных коек соответствующего профиля в имеющихся стационарных лечебных учреждениях или организация эвакуации пораженных, нуждающихся в том или ином виде специализиро­ванной медицинской помощи, за пределы данного населенного пункта (зоны землетрясения);

• организация управления эвакуацией пораженных от мест поражения и из ближайших амбулаторно-поликлинических учреждений до стационарных ле­чебных учреждений.

При землетрясении в 7-8 баллов принципиальные положения организации ле­чебно-эвакуационного обеспечения, характерные для землетрясения в 6 баллов, со­храняют свою справедливость, вместе с тем имеются и существенные особенности.

Различные травмы, вплоть до смертельных, при землетрясении в 7 баллов получа­ет каждый 7-10-й житель, а в 8 баллов - каждый 3-4 житель (Гончаров С.Ф., 1996). В этих условиях едва ли представляется возможным привлечь к оказанию первой меди­цинской помощи значительную часть жителей, не пострадавших при землетрясении.

По сравнению с землетрясением в 6 баллов, за медицинской помощью при 7-балльном землетрясении могут обращаться в 4-7 раз, а при 8-балльном - в 9-10 раз больше пораженных. При землетрясении в 7 баллов более 3% всех пораженных бу­дут нуждаться в комплексной противошоковой терапии. Резко возрастает потреб­ность в госпитальных койках: при землетрясении в 7 баллов она составит 2,42%, а при 8-балльном - 4,48%.

Все пораженные при землетрясении в 7 баллов и большинство при 8-балльном будут находиться вне завалов. В первом случае санитарные потери могут составить около 13% численности населения, а во втором - 23%, в связи с чем возникает необ­ходимость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу пора­женных. Для решения этой задачи будет необходимо оперативно привлечь к выпол­нению лечебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства террито­риального, регионального, а иногда и федерального уровней. Обстановка позволит развернуть медицинские формирования, прибывшие в зону землетрясения, непосред­ственно в очаге землетрясения - в зданиях и сооружениях, получивших 1-ю и 2-ю степени разрушения.

Несмотря на то, что, по сравнению с последствиями 8-балльных землетрясений, санитарные потери населения при землетрясении в 9-10 баллов увеличиваются лишь на 15%, а при 11 и 12 баллах (в городах разного типа) даже уменьшаются соответст­венно на 15-22 и 35-50%, условия лечебно-эвакуационного обеспечения последствий таких землетрясений будут значительно более сложными. В частности, первую меди­цинскую помощь в порядке само- и взаимопомощи сможет получить лишь неболь­шая часть пораженных. Общие потери населения при землетрясениях в 9-12 баллов могут достигать 55-81% численности населения; среди пораженных 65-80% могут иметь травмы тяжелой и средней степени тяжести. Эти данные убедительно доказы­вают, что первая медицинская помощь основной части пораженных будет оказана лишь личным составом аварийно-спасательных формирований или населением, при­бывшим из других населенных пунктов, находящихся вне зоны землетрясения.

При наиболее вероятных для России землетрясениях интенсивностью 9-10 бал­лов 50-70% пораженных одномоментно потребуют медицинской помощи.

По опыту ликвидации последствий землетрясений система оказания пораженным первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи с привлечением необходимых для этого сил и средств создается в течение 1-2 сут.

Очевидно, что при землетрясении интенсивностью до 9 баллов и более лечебно-
профилактические учреждения, расположенные в зоне землетрясения, будут уничтожены или потеряют работоспособность. Возникает необходимость выдвижения фор­мирований службы медицины катастроф территориального, регионального и феде­рального уровней и их развертывания в зоне землетрясения для оказания первой вра­чебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражен­ным и их госпитального лечения в лечебных учреждениях, расположенных на значи­тельном удалении от зоны землетрясения, привлечения воздушного транспорта для эвакуации пораженных.

При эвакуации пострадавших как из очага землетрясения, так и между этапами медицинской эвакуации надо учитывать следующие положения:

• вблизи всех медицинских пунктов и лечебных учреждений, предназначенных для пострадавших, следует оборудовать посадочные площадки для вертолетов;

• на площадке для вертолетов, если она находится на удалении от лечебного
учреждения, и на аэродроме должен быть развернут медицинский пункт (эвакуационный приемник);

• при эвакуации пострадавших на автомобильном транспорте на путях эвакуа­ции следует организовать медицинские распределительные пункты;

• особое внимание должно быть обращено на организацию сопровождения эвакуируемых пострадавших.

Для обеспечения четкой медицинской эвакуации пораженных необходимо:

• перед погрузкой пораженных в транспортные средства в очаге землетрясения
проводить контроль их состояния и выполнения необходимых неотложных мероприятий медицинской помощи;

• на путях эвакуации из очага до первого этапа медицинской эвакуации созда­вать медицинские регулировочные (распределительные) пункты, которые должны обеспечивать оказание нуждающимся неотложной медицинской по­мощи (как правило, в объеме первой медицинской или доврачебной помощи) и определять направления движения транспортных средств с пораженными;

• в местах ожидания эвакуации групп пораженных (аэродромы, посадочные пло­щадки, пристани, пункты сбора при эвакуации колоннами автомобильного транспорта) развертывать эвакуационные приемники, которые должны, как правило, обеспечивать оказание нуждающимся первой врачебной помощи;

• для обеспечения эвакуации пораженных в лечебные учреждения госпитального типа, расположенные на значительном удалении от очага землетрясения, необхо­димо организовать четкую диспетчерскую службу и медицинское сопровождение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика последствий землетрясений | Элементы российской проторекламы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.