Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтологическая проблематика античных философов




Философская антропология в воззрениях древнегреческих и древнеримских философов.

Вопросы гносеологии.

Онтологическая проблематика античных философов.

Тема 3. Античная философия

Зарождение европейской философии было связано с представителями милетской школы: Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Фалес выдвинул идею субстанции – первоосновы всего. Он абсолютизировал воду или влагу. Все происходит из воды и в оду же обращается. Вода оказывается носителем всех изменений и превращений. Анаксимандр первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Это вечно живой источник новообразований. Анаксимен полагал, что первоначалом всего является воздух, мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

Пифагорейцы объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Они обратили внимание на связи числе друг с другом и их отношения между собой и считали, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно потому говорили: «все есть число». Познать природу возможно только через познание числа и числовых отношений.

Гераклит первоосновой всего называл огонь, поскольку он пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях. Мир есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим.

Онтологическую проблематику продолжили представители элейской школы: Ксенофан и Парменид. Ксенофан стоял во главе монотеистов. Он говорил, что Бог является причиной всех вещей, и ему присущи все категории, которые физики приписывали первоматерии: не произошел и непреходящ, тождественен с мировым целым, содержит все вещи в себе, он всеединое. Парменид первым выработал философское понятие «бытие» и, тем самым, стал родоначальником онтологии. В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. Пармнид говорил: «бытие есть, а небытия нет». Бытие – это то, что всегда есть, оно едино и вечно – вот его главные признаки. Оно тождественно самому себе, т.к. у него нет прошлого и будущего. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармниду, неподвижно.

Атомизм как движение античной мысли связан с именами Левкиппа и Демокрита. Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:

1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.

2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно случайно.

Онтология Платона была связана с разделением действительности на мир идей и мир вещей. Мир идей – это мир чистых сущностей. Высшей идеей у Платона выступает идея Блага как источника истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Миру идей противопоставлен мир вещей, где властвует материя. И идея, и материя вечны. Соединяет эти два мира бессмертная душа. Она до рождения человека пребывает в мире идей. Затем при рождении душа попадает в мир вещей, где вспоминает о мире идей. Т.о., основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения: появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать.

Несмотря на то что Аристотель был учеником Платона, он подверг критике удвоение мира последнего («Платон мне друг, но истина дороже!»). материя, по Аристотелю, вечна, несотворима и неуничтожима, но она инертна и пассивна. Она содержит в себе потенцию многообразия вещей. Реализовать ей эту потенцию дает возможность форма. Как скульптор из мрамора может вырезать различные статуи, так и из материи можно создать многообразие вещей. Таким скульптором для материи бог-перводвигатель. Бог – это форма всех форм. Т.о., реальность – это единство материи и формы. С этим тесно связано учение Аристотеля о причинности и о возникновении любой вещи. Всего таких причин 4:

1. Формальная. Каждая вещь есть то, что она есть.

2. Материальная. Каждая вещь из чего-либо состоит и представляет собой оформленный материал.

3. Движущая. У каждой вещи есть своя энергетическая база формирования. Это источник движения и превращения возможности в действительность.

4. Целевая. Движение идет к определенной цели.

В эллинистическо-римский период проблемы онтологии отошли на второй план. Наиболее известны развитие онтологического учения Эпикуром и монистический гилозоизм стоиков. Атомы Эпикура обладают не только формой и положением, но и весом, под влиянием которого они падают в пустоте, причем все одинаковым образом. Встреча, смешение и объединение атомов происходит в силу произвольного отклонения их движения от прямых линий (концепция отклонения). Стоики выводили все многообразие из сочетания 4-х стихий: огня, воздуха, земли и воды – но приоритет отдавали первому. Природа едина и целостна и обладает душой, которой является Бог, огонь, содержащий в себе семена всех вещей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.