Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология в воззрениях древнегреческих и древнеримских философов




Философская антропология заняла достойное место в философских воззрениях лишь в 5 в. до н.э. Первыми, кто обратил внимание на человека, были софисты. Так, Протагор провозгласил: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Протагор не видит смысла рассматривать мир сам по себе, ибо для человека мир всегда есть его мир.

Главным предметом речей Сократа были вопросы этики – вопросы о том, как следует жить. Он считал основными нравственными принципами, обязательными для всех людей: бескорыстие, долг и добро. Тот, кто имеет правильные взгляды, поступает хорошо и благодаря этому счастлив. Достижение добра требует необходимых усилий. Благо, по Сократу, есть удовольствие, а зло – страдание. Каждый человек устремлен к пользе и счастью. Путь к счастью, по Сократу, знание.

У Платона наисовершеннейшие общество и человек культивируют 4 главные добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. Три первые добродетели находят свое объединение в справедливости. Справедливость состоит в прилаживании друг к другу всех начал души, достижении гармонии и сохранении ее. Платон призывает к добродетельной жизни, гармонии, соразмерности добродетелей.

По Аристотелю, назначение человека состоит не в слепом следовании страстям. Для человека губительны как избыток, так и их недостаток. Поэтому человеку не остается ничего другого, как вырабатывать у себя определенные нравственные устои, позволяющие контролировать страсти как по избытку, так и по недостатку. Упомянутые устои и выступают нравственными добродетелями, которые являются предметом этики.

На первый план философско-антропологическая проблематика вышла в эллинистическо-римский период. В кинизме Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; призывал быть ближе к природе. Не нужно ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению. Его ученик Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека. Он упорно искал добродетель, считая, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Будьте безразличны к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. Для мудреца самое главное – смирение. Блага жизни непрочны: они – дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши заслуги.

Представитель скептицизма Пиррон говорил, что философ – это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страдания. Еще один скептик Секст Эмпирик советовал упражняться в умениях уважать законы и обычаи своей страны.

По Эпикуру, для того чтобы стать счастливым, человек должен познать законы природы. Жизнь человека протекает между удовольствием и страданием. Страдания причиняет незнание подлинной природы вещей. Освобождение от незнания, приносящее покой, дает ощущение удовольствия. Но удовольствие, доведенное до максимума, причиняет страдание. Эпикур хотел освободить людей от страха, порожденного слепой верой в богов и политической борьбой. Но люди также боятся смерти, на что Эпикур говорил: «Смерть для человека не может быть страшна: пока я жив, - смерти еще нет, а когда наступает смерть – меня уже нет».

Стоики через философию хотели научить жить человека «сообразно природе». Они исходили из идеи о предопределенности всего существующего, и потому им присущ глубокий фатализм. Отсюда пассивность, приводящая к отказу от борьбы за свое счастье. Но человек может выработать надлежащее отношение к вещам и событиям. Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напряжение души противопоставить потоку событий. «Страшна не смерть, - говорили стоики, - а то, что человек представляет смерть страшною». Нужно заранее подготовить себя к тому, что смерть необходимая данность. Аналогично нужно преодолевать и другие человеческие страсти. Потому истинная свобода для человека заключена во внутренней духовной независимости.

Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных в III – V вв. для Римской империи. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады «единое – ум – душа» и доведение ее до космического масштаба.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.