Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Просвещения

Проблема субстанции в философии Нового времени

Несмотря на то, что Декарт был скептиком, для него несомненным было только одно: «Я мыслю, следовательно, я существую», т.е. Декарт был дуалистом, допустив в человеке 2 субстанции: материальную, обладающую протяженностью и не обладающую мышлением («я существую») и духовную, противоположную ей («я мыслю»). Эти две субстанции, соединяясь в человеке, дадут ему возможность познать и Бога, и созданный им мир.

Дуализму Декарта противопоставил свой плюрализм Г.В. Лейбниц. Его учение получило название монадология. Согласно ему, весь мир состоит из мельчайших элементов, или монад. Это духовные элементы бытия, обладающие активностью и самостоятельностью, находящиеся в непрерывном изменении и способные к страданию, восприятию и сознанию. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Это целостная, неделимая и непротяженная субстанция. По степени развития их существует 3 вида:

А) монады низшей степени развития, обладающие лишь пассивной способностью восприятия, образующие физические тела, т.е. предметы неживой природы;

Б) монады-души, обладающие ощущениями и представлениями и составляющие растительный и животный мир;

В) монады-духи, наделенные сознанием и находящиеся на высшей ступени развития, образующие природу человека.

Б. Спиноза противопоставил дуализму Декарта и плюрализму Лейбница при объяснении мира принцип монизма. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию. Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характера личности. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.


Для философии эпохи просвещения были характерны следующие черты:

1. Четко выраженная антицерковная направленность, доходящая у некоторых до атеизма.

2. Неразрывная связь философских воззрений с достижениями естествознания XVIII века.

3. Гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропо-социальной проблематики.

4. Социально-критическая направленность философских взглядов просветителей на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского строя».

Основная заслуга Вольтера была в критике отжившего старого. Но Вольтер признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением божественной силы. Согласно Вольтеру, «если бы не было идеи о Боге, ее бы следовало измыслить, но она начертана перед нами во всей природе!» Вольтер боролся против феодальных пережитков и говорил, что лишь тогда убедится в божественности рыцарского права, когда у новорожденных крестьян обнаружит на спинах седла, а у только что родившихся рыцарей – на ногах шпоры. Естественная жизнь для него – свобода и равенство каждого. Идеалом Вольтера был просвещенный монарх. В гносеологии Вольтер придерживался принципа, что врожденного знания не существует. Ощущения для него – исходный пункт познания. Вольтер все же сомневался в достоверности философского знания, так как философия не может объяснить людям сущность вещей. Т.о., Вольтер – деист и скептик.

Ж.-Ж. Руссо, веря в существование Бога и признавая бессмертие души, утверждал, что материя и дух два извечно существующих начала. В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Он видел в частной собственности источник всех социальных зол. «Тот человек, - писал Руссо, - который, окопав и огородив данный участок земли, сказал «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества». Развивая идеи общественного договора, Руссо утверждал, что в «естественном состоянии между людьми господствовали дружба и гармония. Руссо – сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны, так как у них не могло быть раздоров из-за отсутствия частной собственности.

Важнейшим делом жизни Дидро стало создание знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Дидро использовал идею первоначального хаоса для объяснения постепенного преобразования мира. Материи присуще постоянное беспокойство. Все формы и явления действительности порождаются «всеобщим брожением во Вселенной». В природе все состояния переходны, в ней нет как изолированных существ, так и законченных состояний. К состояниям и свойствам природы Дидро относил тяжесть, упругость, притяжение, электричество. Природа – это процесс, а не состояние, она всегда в работе. В гносеологии Дидро выделял 3 главных способа изучения: наблюдение природы, размышление и опыт. Задача наблюдения – собирать факты, размышления – комбинировать их, а опыт проверяет результаты комбинаций. Чтобы познавать сущность и скрытые причины явлений, наблюдатель посредством размышлений должен доходить до обобщений. Это возможно при помощи таких приемов мышления как анализ и синтез.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка метода научного исследования | Поверки и исследования нивелирных реек
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.