Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виднейшие советские психологи




Л.С.Выготский (1896 – 1934).

Выготский не имел базового психологического образования. Он окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-филологический факультет Народного университета. Тем не менее он внес большой научный вклад во многие отрасли психологии: общую и педагогическую психологию, психологию развития, психологию искусства, дефектологию, сравнительную психологию, философию и теорию психологии. И российские, и зарубежные психологи называли его Моцартом психологии. Привожу только некоторые его научные открытия.

В 1925 году Выготский публикует революционную по тому времени статью «Сознание как проблема психологии поведения». Здесь он наметил план исследования психических функций, исходя из их роли регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Выготский доказывает, что благодаря труду происходит «удвоение опыта» и человек приобретает способность «строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле». Понимая слово как действие, Выготский усматривает в слове особого социокультурного посредника между индивидом и миром.

В работе «Развитие высших психических функций» (1931) была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельности – вначале во внешнем взаимодействии с другими людьми, а затем переходе этого процесса извне вовнутрь, в результате чего субъект приобретает способность управлять собственным поведением. Этот переход был назван иттериоризацией.

Одним из главных трудов Выготского стала монография «Мышление и речь». В ней была представлена экспериментально обоснованная теория умственного развития ребенка. Особую популярность приобрело положение о «зонах актуального и ближайшего развития».

В методологической работе «Исторический смысл психологического кризиса» (1927, хотя опубликована только в 1982 г.) Выготский анализируя распад психологии на отдельные направления, каждое из которых предлагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, выступает за создание особой дисциплины «Общая психология». Он рассматривал общую психологию как учение об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство.

Выготский внес огромный вклад в разработку методологических основ психологии. Он создал культурно-историческую концепцию развития психики человека, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным и др.

А.Р.Лурия (1902 – 1977).

Закончил Казанский ун-т и 1 Московский медицинский институт. Занимался вопросами теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии, локальных поражений мозга, нейропсихологии, нейролингвистики.

Лурия – основоположник отечественной нейропсихологии – нового направления сложившегося на стыке психологии, медицины (неврология, нейрохирургии) и физиологии. Был основателем и заведующим первой в России кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.

В области нейропсихологии Лурия разработал новый понятийный аппарат нейропсихологии, основанный на общепсихологических представлениях о высших психических функций: речи, произвольных движений и действий, памяти, мышления. Создал принципиально новую теорию локализации высших психических функций. Предложил и опробовал на практике новые методы клинической нейропсихилогической диагностики и восстановления нарушенных функций.

Лурия совместно с Выготским, Леонтьевым и др. психологами создавал методологические и теоретические основы общей психологии, разрабатывал культурно-историческую теорию развития человеческой психики.

Кроме этого занимался вопросами кросс-культурной психологии, детской и возрастной психологии, дефектологии, психологии эмоций.

А.Н.Леонтьев (1903 – 1979).

Основатель и первый декан психологического факультета МГУ, заведующий кафедрой общей психологии Крупный специалист в области общей и экспериментальной психологии, инженерной и когнитивной психологии, проблем методологии и философии психологии.

Но лейтмотивом научного творчества Леонтьева на протяжении всей его жизни была разработка методологических основ психологической науки. Предметом и методом психологического исследования Леонтьев сделал деятельность. В разработке проблемы деятельности Леонтьев исходил из культурно-исторической концепции психики Выготского. Психологическая теория деятельности в окончательном варианте была представлена в его монографии «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). По этой концепции деятельность субъекта является тем процессом, в котором осуществляются связи субъекта с окружающим миром. Деятельность имеет сложную структуру. Различают деятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель, операции и соответствующие им способы осуществления, физиологические механизмы, реализаторы деятельности. Анализ единиц образующих деятельность, привел Леонтьева к выводу об единстве строения внешней (предметной) и внутренней (умственной) деятельности. Были показаны переходы от внешней деятельности к внутренней (интериоризация) и от внутренней – к внешней (экстериоризация). На основе теории деятельности проводились и проводятся исследования в различных отраслях психологии: общей, социальной, детской, педагогической, инженерной, сравнительной и зоопсихологии, патопсихологии и др.

П.Я.Гальперин (1902 – 1988).

Много лет был заведующим кафедрой возрастной психологии МГУ. Гальперин отметил неразработанность в теории деятельности операционального ее содержания и сделал его предметом своих исследований. Это составило одну из общепсихологических концепций советской психологии – теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий. В соответствии с пониманием Гальперина, психика во всем многообразии ее форм – познавательных процессов, потребностей, чувств, воли – есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях. И предметом психологии является именно ориентировочная деятельность. Внутри своей теории Гальперин описал виды и свойства человеческих действий (разумность, обобщенность, сознательность и др.), типы ООД (по полноте, обобщенности и способам получения) и соответствующие им типы учения, этапы формирования умственных действий и др.

Б.Г.Ананьев (1907 – 1972).

В отличие от деятельностного подхода основатель Ленинградской школы психологов Ананьев отстаивал комплексный подход в психологии, предусматривающий широкий междисциплинарный подход. Деятельность рассматривалась Ананьевым как одна из детерминант развития психики. В научной концепции Ананьева ключевой была проблема интеграции знаний о человеке. Ананьев выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960).

Крупный методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философская направленность творчества Рубинштейна, по-видимому, не в последнюю очередь объясняется обстоятельствами его биографии. Он получил философское образование в Германии, защитил в Марбургском университете диссертацию, посвященную анализу философии Гегеля. Он разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них – принцип единства сознания и деятельности – составил основу деятельностного подхода в психологии. Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, в дальнейшем детально разработанную Леонтьевым. Как основные виды деятельности Рубинштейн выделял: труд, учение, игра. Описал специфическую для каждого из этих видов деятельности мотивацию, раскрыл их природу и связь с развитием личности.

Труды Рубинштейна и сегодня служат важным источником развития отечественной психологии. Книга Рубинштейна «Основы общей психологии» на всероссийском психологическом конкурсе, который проводился «Психологической газетой» в 1999 – 2000гг., была названа самой читаемой в ХХ веке книгой по психологии.

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984).

Ученик и один из ближайших сотрудников Л.С.Выготского. Разрабатывал основные проблемы детской психологии в русле культурно-исторической концепции Выготского. Элькониным были созданы концепции периодизации детских возрастов и теория игры. Выдвинул гипотезы о строении ведущих деятельностей в разных детских возрастах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.