Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий




 

Организация обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается силами и средствами органов внутренних дел в тесном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, прокуратуры и безопасности. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий может привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. Согласно ст. 2, 18 Федерального закона «О внутренних войсках МВД Российской Федерации»[4] на соединения и воинские части оперативного назначения, специальные моторизированные соединения и воинские части внутренних войск возложена задача совместно с органами внутренних дел участвовать в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.

При необходимости, для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав оперативного штаба определяется характером и масштабом массовых мероприятий, а также складывающейся оперативной обстановкой.

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото- и видеоаппаратурой.

При организации обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия начальник органа внутренних дел (руководитель оперативного штаба) должен руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федеральным Законом РФ «О полиции» и другими законодательными актами, нормативными правовыми актами МВД России, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

Организация деятельности органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий включает в себя три взаимосвязанных между собой периода их функционирования: подготовительный, исполнительный и заключительный.

В подготовительный период, который начинается с момента получения задачи на обеспечение общественного порядка и безопасности, уточняются программа, место, время, вид и характер предстоящего массового мероприятия, возможное количество и состав участников, зрителей, а также наличие или отсутствие факторов, требующих не принимать уведомление о проведении массовой акции.

При проведении мероприятий на закрытых объектах и в сооружениях кроме этого, проводится совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств и организаций комиссионное обследование технического и противопожарного состояния объектов и сооружений, используемых для проведения мероприятия, с целью определения их пригодности к организации надлежащей охраны общественного порядка и принятия мер к устранению недостатков, и дополнительному их оборудованию (с составлением акта, содержащего заключение о пригодности к эксплуатации объектов или сооружений).

С целью подготовки специального плана проводится рекогносцировка местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяется количество сил и средств, необходимых для охраны общественного порядка, виды нарядов, пути эвакуации участников по окончании мероприятия или рассредоточения их при осложнении обстановки, места стоянки транспорта, границы зон, секторов, участков, место размещения оперативного штаба, резерва, выясняется в каком состоянии находятся площади, улицы, места (участки), обесточена ли контактная сеть электротранспорта, завершены ли (приостановлены) строительные работы и т.п.

Наряду с этим, органами внутренних дел осуществляются дополнительные мероприятия по усиления борьбы с преступностью, пьянством, наркоманией и другими антиобщественными проявлениями:

1) организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в местах их проведения и на прилегающей территории;

2) проводится инструктаж, на котором разъясняются обязанности и права соответствующих должностных лиц, особенности их реализации при проведении массовых мероприятий;

3) организуется взаимодействие служб и подразделений ОВД с другими правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, участвующими в охране правопорядка.

Для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, создается оперативный штаб. При проведении крупных комплексных мероприятий как олимпийские игры, спартакиады, фестивали, создаются организационные комитеты. Численность и состав оперативного штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, а также складывающейся оперативной обстановкой.

В состав оперативного штаба входят: начальник органа внутренних дел и его заместители; оперативный дежурный; группа управления силами и средствами; группа связи; группа информации и анализа; оперативно-следственная группа; представители ОПОН, ГИБДД, пожарной службы МЧС России; приглашаются представители службы скорой помощи и местной администрации.

Оперативный штаб развертывает подготовительную работу на основе приказа (решения) министра внутренних дел Российской Федерации или министра республики, входящей в ее состав, начальника управления внутренних дел края, области, автономного округа или начальника горрайлиноргана внутренних дел, ответственных за обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия.

Инструктажи и тренировки личного состава в подготовительный период проводятся с целью изучения нормативных актов, регламентирующих права и обязанности полиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также с целью отработки тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки. Также осуществляются дополнительные меры по усилению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью (комплекс оперативно-розыскных мер по усилению борьбы с преступностью, меры по профилактике правонарушений).

В целях обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования железнодорожного транспорта, защиты его от противоправных массовых акций органами внутренних дел разрабатываются алгоритмы действий при возникновении угрозы блокирования транспортных коммуникаций, проводятся тренировки всех сил, участвующих в оперативно-профилактических мероприятиях, отрабатываются методики документирования действий организаторов и активных участников акций и привлечения их к ответственности.

Совместно с органами исполнительной власти, другими заинтересованными ведомствами и организациями осуществляется комплекс дополнительных мер (выступления в средствах массовой информации и перед митингующими, переговоры с лидерами профсоюзов, партий, объединений, забастовочных комитетов, организаторами акций протеста и предупреждение их об ответственности, заблаговременное блокирование полицейскими нарядами подходов к железной дороге, другим объектам и т. д.).

Ответственный за охрану общественного порядка или оперативный штаб на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывает план охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается:

1) содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;

2) границы оцепляемой территории, зоны, сектора, участки;

3) расчет сил и средств (количество личного состава, из каких подразделений привлекаются, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, резервы);

4) схема управления и связи, определение потребности средств радио- и проводной связи, телевидения и др. В схеме связи предусматриваются дублирующие виды связи (радио- и проводная связь, посыльные, связные; схема согласовывается с группой службы охраны общественного порядка и представляется в оперативный штаб для утверждения);

5) привлечение дополнительных сил и средств (войсковых подразделений, общественных правоохранительных формирований), определение мест несения службы и задач;

6) организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках общественного транспорта и контрольных пунктах;

7) организация движения транспорта и пешеходов в местах проведения мероприятия;

8) порядок взаимодействия с соседними горрайорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками (согласование совместной деятельности по времени, месту и цели);

9) порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;

10) меры по обеспечению пожарной безопасности;

11) организация медицинского, материально-технического и иных видов обеспечения деятельности сил и средств;

12) варианты типовых тактических действий при осложнении оперативной обстановки в местах проведения публичных акций.

Практикой выработан четкий порядок подготовки личного состава к несению службы во время проведения массового мероприятия. Получив задание и приняв решение на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности, начальник горрайоргана проводит инструктивное совещание руководящего состава. На совещание приглашаются руководители нижестоящих органов внутренних дел, командиры частей внутренних войск, руководители образовательных учреждений МВД России и другие ответственные лица. На совещании решаются все вопросы, связанные с охраной общественного порядка и обеспечения безопасности. После этого проводятся аналогичные совещания в структурных подразделениях.

Репетиции и тренировки личного состава организуются накануне массового мероприятия непосредственно на местности. При их проведении уточняются задачи, места сосредоточения и несения службы личным составом, проверяется наличие сил, средств, готовность и надежность системы связи и управления силами и средствами, порядок их взаимодействия. С личным составом резерва отрабатываются тактические приемы действий в различных условиях осложнения оперативной обстановки.

Исполнительный период, охватывающий действия нарядов полиции и управление ими во время проведения массового мероприятия включает в себя; введение в зоне проведения мероприятий, ограничений движения транспорта и пешеходов, в работе торговых и других предприятий, удаление из зоны оцепления случайно оказавшихся там людей, выставление нарядов по периметру зоны проведения массового мероприятия, а также на прилегающей к ней территории.

Для охраны общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия используются, как правило, два вида нарядов охраны общественного порядка – обычные и специальные.

Обычные наряды используются для решения повседневных задач, как на прилегающей территории, так и в местах проведения массовых мероприятий, к ним относятся пешие посты, пешие патрули и патрули на автомобилях, посты регулирования движения и другие виды нарядов, предусмотренные Уставом ППС полиции.

Специальные наряды: полицейские цепочки, группы сопровождения, посты охраны объектов, посты наблюдения, заслоны, резерв, наряды заграждения, группы ограничения движения транспорта, группы разъяснения законов, группы обеспечения связи, группы оцепления (блокирования), группы фиксации правонарушений (документирование противоправных действий), группы разбора с задержанными и составления документов и другие группы, предусмотренные нормативными актами МВД России.

Каждую группу возглавляет старший наряда, назначаемый согласно расчету сил и средств командиром специального сводного отряда. Служебные наряды и наряды усиления прибывают к местам сбора за 1-1,5 часа. В действие они вводятся по мере развертывания мероприятия, а по минованию надобности – снимаются по распоряжению оперативного штаба или старшего начальника и выводятся в резерв. Нельзя допускать преждевременного выставления нарядов, т.к. это приводит к переутомлению личного состава.

По прибытии нарядов в места сосредоточения руководители зон, секторов, участков, коридоров проверяют явку личного состава, его готовность к несению службы, еще раз ставят конкретную задачу и отдают команду нарядам приступить к несению службы.

При несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности во время массового мероприятия личный состав обязан: находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять пост; хорошо знать, и умело выполнять поставленную задачу; выявлять и решительно пресекать правонарушения; не допускать в зону оцепления лиц, не имеющих пропусков или билетов; не допускать произвольного перемещения участников из одной колонны (трибуны) в другую.

В зону оцепления запрещается пропускать граждан в состоянии опьянения или имеющих при себе спиртные напитки; лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые или отравляющие вещества; проносить без досмотра громоздкие вещи, портфели, чемоданы, коробки или свертки.

Наряды полиции должны проявлять бдительность, осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых ситуациях действовать спокойно и уверенно, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка. Огнестрельное оружие на период проведения массового мероприятия личному составу, задействованному в охране общественного порядка, не выдается, вооруженными должны быть только специальные группы резерва.

В заключительный период обеспечивается беспрепятственный выход участников и зрителей публичного мероприятия из зоны его проведения. Ответственный за обеспечение общественного порядка и безопасности (оперативный штаб) снимает (переводит в резерв) освободившиеся наряды или передислоцирует их с целью обеспечения общественного порядка на прилегающей к месту проведения массового мероприятия территории. Организуется работа нарядов сопровождения, патрульных групп и экипажей авто-патрулей с целью усиления несения службы на маршрутах движения колонн участников (зрителей), входах на станции метрополитена, остановках общественного транспорта.

Введенные ранее режимные ограничения движения транспорта и пешеходов, работы торговых, зрелищных и других мероприятий, по минованию надобности отменяются по решению начальника органа внутренних дел (руководителя оперативного штаба). После завершения массового мероприятия проводится осмотр места его проведения с целью обнаружения и задержания правонарушителей, оказания помощи пострадавшим.

Проводится сбор личного состава, его построение и проверка, а также проверка средств индивидуальной защиты и других технических средств, подведение итогов несения службы, о чем докладывается руководителю оперативного штаба. Последними, завершают несение службы силы и средства, входящие в состав резерва.

Таким образом, особые условия, в которых осуществляют свою деятельность органы внутренних дел (полиция) по обеспечению общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий, вызывают объективную необходимость создания специальных органов управления силами и средствами (оперативных штабов), специальных видов нарядов и тактики действий.

Организация деятельности ОВД в период проведения массовых мероприятий включает в себя три взаимосвязанных между собой периода, которые различаются по содержанию и направленности, характеризуются совокупностью последовательно осуществляемых действий, как органами управления, так и нарядами полиции, осуществляющими непосредственное обеспечение общественного порядка и безопасности. Деятельность органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 11744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.