КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Железобетон
Совместная работа арматуры и бетона достигается сцеплением поверхностей арматуры и бетона. Сцепление обеспечивается тремя основными факторами: o сопротивлением бетона усилиям среза и смятия, обусловленным выступами (см. рис.2.4) и другими неровностями на поверхности арматуры, то есть механическим зацеплением арматуры за бетон; o силами трения, возникающими по поверхности арматуры благодаря обжатию стержней бетоном при его усадке; o склеиванием поверхности арматуры с бетоном благодаря вязкости коллоидной массы цементного теста. Наибольшее влияние оказывает первый фактор – 75% от общей величины сцепления. На величину сцепления оказывает отрицательное влияние: o загрязнение поверхности арматуры; o несоблюдение требуемого зазора между арматурными стержнями и толщины защитного слоя. В таблице 2.8 приведены значения толщины защитного слоя, которые в зависимости от условий эксплуатации могут обеспечить как сцепление арматуры с бетоном, так и защиту арматуры в процессе эксплуатации железобетонных конструкций, то есть в итоге - долговечность железобетонных конструкций. Таблица 2.8
Кроме того, толщина защитного слоя: o принимается не менее диаметра арматурных стержней;
o уменьшается для сборных железобетонных конструкций на 5 мм; o уменьшается на 5 мм для конструктивной арматуры по сравнению с требуемой для рабочей арматуры.
Минимальное расстояние в свету между стержнями арматуры принимается не менее наибольшего диаметра стержня и не менее величин, приведенных в таблице 2.9. При этом: o при стесненных условиях допускается располагать стержни диаметром dsi группами; o расстояние в свету между группами из n стержней принимается не менее приведенного диаметра стержня Таблица 2.9
Экспериментальные исследования сцепления арматуры с бетоном производятся путем выдергивания арматурного стержня, заделанного в бетон. На рисунке 2.4 показано распределение напряжений выдергивания ss и сцепления tсц вдоль испытуемого образца - стержня арматуры. Для определения напряжения сцепления можно рассмотреть два близких сечения стержня на расстоянии DХ с переменным растягивающим усилием Z. Если обозначить диаметр стержня через u, а напряжение сцепления на единицу поверхности через tсц, то приращение растягивающего усилия по длине стержня определится по формуле: DZ=tсц´ u´DХ, где u=p d.
Иначе приращение растягивающего усилия можно определить через площадь поперечного сечения испытуемого образца As, а приращение напряжений выдергивания Dss по формуле: DZ=As´Dss, где As=pd2/4.
Приравнивая обе части уравнения устанавливаются:
o напряжение сцепления: tсц.=, o длина анкеровки lan= Из формулы следует, что длина анкеровки определяется диаметром арматуры и напряжением (классом) арматуры. В свою очередь, входящая в формулу величина сцепления определяется классом бетона, другими качественными показателями, определяющими сцепление бетона и арматуры. Однако эксперименты также показывают, что сцепление, прежде всего, определяется механическим зацеплением (выступы профиля арматуры, крюки). Гораздо в меньшей степени сказывается склеивание бетона и арматуры и трение между ними. Экспериментальные исследования сцепления арматуры с бетоном позволили сделать вывод о том, что выдергивающая сила воспринимается только определенным участком заделанного стержня, увеличение длины заделки (анкеровки) не меняет напряженного состояния.
Длина анкеровки арматуры согласно [2] определяется по формуле: где - базовая длина анкеровки, которая, в свою очередь, зависит от Rs – расчетного сопротивления арматуры растяжению; Аs и us – площади поперечного сечения и периметра анкеруемого стержня; - расчетного сопротивления сцепления арматуры с бетоном (h1 – коэффициент, учитывающий влияние вида поверхности арматуры: h1=1,5 – для арматуры класса А240, h1=2 – для арматуры класса В500, h1=2,5 – для арматуры классов А300, А400, А500; h2 – коэффициент, учитывающий влияние размера диаметра арматуры: h2 =1 при ds£32 мм; h2 =0,9 при ds=36 мм и ds=40 мм); As,cal, As,ef – площадь поперечного сечения арматуры, соответственно требуемая по расчету и фактически установленная; a - коэффициент, учитывающий влияние на длину анкеровки напряженного состояния бетона и арматуры, а также конструктивного решения элемента в зоне анкеровки. Если рассматриваются стержни периодического профиля с прямыми концами или гладкие стержни с крюками или петлями без дополнительных анкерующих устройств, то принимается a=1 для растянутых стержней и a=0,75 для сжатых стержней. Другая важная особенность работы железобетона связана с влиянием усадки бетона. Усадка бетона при наличии в нем арматуры может приводить к возникновению в бетоне растягивающих напряжений. Арматура препятствует свободному проявлению усадки. При значительном насыщении сечения строительной конструкции арматурой растягивающие напряжения достигают предела прочности, и в бетоне могут возникать трещины (усадочные трещины) без приложения нагрузки.
Для определения безопасного коэффициента армирования железобетонных конструкций (с точки зрения негативных проявлений усадки) рассмотрим деформации усадки бетонного и железобетонного образца (см. рис. 2.5). Предельные относительные деформации усадки железобетона es будут меньше предельных относительных деформаций усадки бетона eb,sh на величину предельных относительных деформаций бетона ebt,0: eb,sh=es+ebt,0. Рассматриваемый процесс усадки происходит без внешней нагрузки, поэтому сжимающие усилия в арматуре уравновешиваются растягивающими усилиями в бетоне: Аb´sbt= Аs´ss, . С учетом связи между напряжениями и деформациями: для арматуры - ss=Es´es, для бетона sbt=0,5´Eb´ebt,0. После ввода в итоговую формулу коэффициента приведения и замены sbt на Rbt,n получается формула определения безопасного коэффициента армирования: . Для класса бетона В25 . Коэффициент армирования получился высокий, но все равно с учетом неравномерности усадки для сильно армированных конструкций, эксплуатируемых на открытом воздухе, рекомендуется применять противоусадочные сетки у открытых поверхностей конструкций. Совместно с действием усадки протекает ползучесть. Во всех случаях ползучесть уменьшает усадочные напряжения. Коррозия железобетона. Процесс коррозии может протекать и в бетоне, и в арматуре. Коррозия бетона может быть вызвана фильтрацией через него воды и связана с растворением составных частей цементного камня, в первую очередь, - гидрата окиси кальция. Коррозия бетона также связана с воздействием агрессивных по отношению к бетону сред: o газообразной (воздух загрязненной атмосферы); o твердой (атмосферная пыль; грунт); o жидкой (агрессивные природные и технические воды).
Наиболее опасны для бетона: o соли ряда кислот, особенно серной кислоты; o воды (в том числе грунтовые), содержащие сернокислый кальций; o кислоты: соляная, азотная, серная и сернокислая. Коррозия арматуры может быть следствием уменьшения против требуемой толщины защитного слоя; дефектов укладки бетона; малой плотности бетона; увеличением ширины раскрытия трещин больше нормативной. Коррозия арматуры может возникать независимо от коррозии бетона. Под давлением растущей на арматуре ржавчины происходит откалывание защитного слоя, и процесс коррозии ускоряется. Коррозионная стойкость бетонных и железобетонных конструкций может быть обеспечена мерами первичной и вторичной защиты. Первичная защита: применение материалов, стойких к агрессивным средам; применение добавок, повышающих коррозионную стойкость; снижение проницаемости бетона; соблюдение расчетных и конструктивных требований. Вторичная защита: лакокрасочные покрытия; оклеечная изоляция; обмазочные и штукатурные покрытия; уплотняющие пропитки поверхностного слоя бетона химически стойкими материалами; обработка гидрофобизирующими составами.
Лекция №3
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |