Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и основные этапы развития социологии




Из истории философии мы знаем, что раньше философами называли всех, кто имел склонность к мудрости, к какой-либо научной деятельности. В то время мыслители занимались всем одновременно: математикой и физикой, астрономией и медициной, философией и химией. Рассматривали они и общество, отношения людей, государственное устройство, правовые и экономические отношения, военные действия, то есть были одновременно и философами, и социологами.

История сохранила нам интересные социальные взгляды конфуцианства, даосизма, древнейших мыслителей, В своем развитии социология прошла ряд этапов.

I этап - развитие социально-философских идей в Древнем мире. Социологическая мысль Древнего Китая.

Основные школы: конфуцианство, даосизм, легисты.

 

КОНФУЦИЙ (551—479 до н.э.), основатель патриархальной концепции общества.

Со­глас­но э­то­му учению общество трак­ту­ет­ся как боль­шая се­мья. Со­ци­аль­ная ие­рар­хия в об­ще­ст­ве, со­глас­но уче­нию Кон­фу­ция, стро­ит­ся на прин­ци­пе не­ра­вен­ст­ва лю­дей: “тем­ные лю­ди”, “низ­кие”, “млад­шие” долж­ны под­чи­нять­ся “бла­го­род­ным му­жам”, “луч­шим”, “стар­шим”, “выс­шим”.

По­сколь­ку про­стой на­род пол­но­стью от­стра­нял­ся от уча­стия в управ­ле­нии го­су­дар­ст­вом, Кон­фу­ций вы­сту­пал за ари­сто­кра­ти­че­скую модель прав­ле­ния.

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных тече­ний древнекитайской философско-социологической мысли, счита­ется ЛАО-ЦЗЫ (VI в. до н.э.).

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий, т.е. проповеди пассивности.

Лао-цзы резко критиковал всякого рода насилие, войны, армию.

Однако его сторонники решительно осуждали цивилизацию и государство, считая их очевидным злом, демонстративно призывали к уходу от политики к простоте первозданной природы, естественному существованию. Даосистской критике культуры и достиже­ний цивилизации присущи черты консервативной утопии.

ЛЕГИСТЫ. Их концепция построения общества и государства сводится к нескольким главным позициям:

- власть носит божественное происхождение,

- управлять обществом должны муд­рецы,

- правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе подданных.

Су­ще­ст­вен­ную роль в ис­то­рии социологи­че­ской мыс­ли Древ­не­го Вос­то­ка сыг­ра­ло уче­ние “ ВЕ­ДЫ ” (БРАХМАНИЗМ), идео­ло­га­ми ко­то­ро­го вы­сту­па­ли жре­цы Древ­ней Ин­дии - брах­ма­ны. В “Ве­дах” го­во­рит­ся о де­ле­нии об­ще­ст­ва на че­ты­ре со­сло­вия - вар­ны, чле­ны которых в прин­ци­пе бы­ли сво­бод­ны, по­сколь­ку ра­бы на­хо­ди­лись вне варн. Од­на­ко са­ми вар­ны и их чле­ны бы­ли неравноправны: две пер­вые варны (жре­цы и вои­ны) яв­ля­лись гос­под­ствую­щи­ми, а две дру­гие (кре­сть­я­не, ре­мес­лен­ни­ки, тор­гов­цы) - под­чи­нен­ны­ми.

С кри­ти­кой брах­ма­ни­ст­ских социально-философ­ских идей вы­сту­пал БУД­ДА (Про­свет­лен­ный). Он от­вер­гал мысль о бо­ге как о вер­хов­ном пра­ви­те­ле ми­ра. Де­ла че­ло­ве­че­ские, со­глас­но Буд­де, за­ви­сят от соб­ст­вен­ных уси­лий лю­дей.

Под­вер­га­лась кри­ти­ке сис­те­ма варн, прин­цип их не­ра­вен­ст­ва. Взамен ей про­воз­гла­шались идеи ду­хов­ного ра­вен­ст­ва лю­дей, люб­ви к ближ­не­му, не­про­тив­ле­ния злу, рав­но­ду­шия к жиз­ни, ни­ще­те и уг­не­те­нию.Тем самым буд­дизм по­мо­гал удер­жи­вать в по­ви­но­ве­нии уг­не­тен­ные мас­сы, что ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лось ра­бо­вла­дель­че­ской зна­тью, власть иму­щи­ми.

Ярко и последовательно социологические учения были заложены в трудах греческих и римских ученых. Особенно следует отметить таких философов как Платон, Аристотель.

Платон (427-347 гг. до нашей эры), объективный идеалист с весьма противоречивыми взглядами. Его социологические мысли отражены в двух важных трудах " Государство ", " Законы”. Он считает, что идеального государства на земле построить нельзя т.к. существует нужда, злость, семейные отношения и т.д. Главным двигателем поведения людей являются материальные заботы и стимулы. В силу различия условий жизни людей, в государстве существует 2 государства: а) государство богатых и б) государство бедных.

Платон создает учение об идеальном, по его взглядам, госу­дарстве, которое строится на основе общего интереса, а основны­ми принципами всякого действия в государстве должны быть справедливость и разделение труда исходя из интересов общества и способностей самих людей. Люди от рождения делятся на правите­лей, скотоводов, воинов и т.д. Товары в государстве реализуются через рынок, где есть специальные посредники и торговцы. Едини­цей обмена служат монеты. Все, кто занимается производством в обществе, составляют низший класс. Над ним стоят высшие классы (воины-стражи и правители-философы). Воинов он выделяет особо в виду важности их труда для государства, а также в силу особой трудности их деятельности, требующей специальных знаний, навыков, особого воспитания. Главное, что бы каждый занимался своим делом и отвечал принятым нормам нравственности. Если нарушается норма, нарушается и порядок в государстве. Воины не должны проживать там, где живут работники, а правители где воины. Работники беспрекословно должны подчиняться воинам, а те правителям. У воинов не должно быть собственности, своих жен, детей. Они должны жить в палатках и т.д., но все они должны быть хорошо обеспечены в старости. Война - это зло, а источник зла заложен в имуществе.

Таковы самые общие взгляды Платона на государство, его устройство, структуру, функционирование и отношения людей. Пройдет более 20 веков, и к его учению вернутся многие социологи и среди них Парсонс, Дюркгейм, Маркс.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - это ученик Платона. В истории философии известен как дуалист. Как социолог он считал, что человек - это “политическое животное ", он полон противоречий и в нем идет непрерывная борьба этих двух начал. В основе жизни общества лежит стремление иметь богатство и это позитивное стремление. Надо просто определять и контролировать процесс накопления богатства. Чтобы это было не самоцелью, а условием разумного удовлетворения потребностей, достижения блаженства.

В противовес Платону (общий интерес, справедливость) он за основу государства берет семью и ее собственность. Задачи государства: воспитание, контроль и защита собственности. Виды деятельности различаются не потому, к какому классу ты принадлежишь, а в зависимости от возраста. В молодости - военное дело, в старости - политика, воспитание. Физический труд (земледелие, ремесло, торговля)- это удел рабов. Свободный гражданин не должен работать, а постоянно совершенствоваться. Рабство существует от природы и его нельзя искоренить. В государстве, в силу различных причин, существуют богатые и бедные и для того, чтобы не было сильных противоречий, нужны зажиточные средние слои, которые и составляют основу государства.

Война - это род хозяйственной деятельности, искусство приобретения богатства, рабов. Это охота на тех, кто от природы “создан” подчиняться, но не желает этого. Поэтому государство и создается для поддержания такого порядка, где интересы государства стоят выше интересов семьи. Чьи интересы не совпадают с интересами государства, тот несовершенный человек, недоразвит в нравственном отношении. И, чем более совершенное государство, тем более совершенны его граждане. Рабы не входят в состав государства, не являются его гражданами. Из истории философии мы знаем, что в начале философами называли всех, кто имел склонность к мудрости, к какой-либо научной деятельности. В то время мыслители занимались всем одновременно: математикой и физикой, астрономией и медициной, философией и химией. Рассматривали они и общество, отношения людей, государственное устройство, правовые и экономические отношения, войны т.е. были одновременно и социологами. История сохранила нам интересные социальные взгляды конфуцианства, даосизма, древнейших мыслителей, В своем развитии социология прошла ряд этапов.

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106 - 43 гг. до н.э.) - знаменитый римский мыслитель, оратор и государственный деятель. Государство Цицерон рассматривал не только как выражение общего интереса всех его членов, но и как согласованное правовое общение. Государство является воплощением справедливости и права. Таким образом, - Цицерон стоял у истоков понимания идеи “правового государства”.

 

II этап - эпоха Средневековья. На этом этапе необходимо выделить взгляды мыслителя из Средней Азии Ибн-Сины (Авиценны) (986-1037 гг.), арабского философа Ибн-Рушда (Аверроэса)- (1126 - 1198 гг.); итальянского теолога Фомы Аквинского (1225-1274 гг.)

Взгляды Фомы Аквинского «О правлении князей»:

1- природа и государство - проявление власти Бога;

2- он сторонник монархической формы правления.

Аквинский защищал эксплуатацию, сословное неравенство, которое установлено богом и поэтому оно незыблемо. Он провозглашает верховенство церкви над светской властью.

В этот период представляют интерес идеи славянских мыслителей. Отметим болгарского мыслителя Иоанна Болгарского (864-927 гг.), ряд коллективных трудов на Руси, которые назывались “Изборник”.

Особый интерес представляют взгляды Ярослава Мудрого. Для нас, ярославцев, это особенно важно.

Ярослав Мудрый внес вклад в развитие научи, в частности:

- он разработал своеобразный проект устава (Конституции) Руси.

- Ему принадлежит идея разделения власти на ветви - законодательную и исполнительную.

- Ярослав Мудрый впервые выдвигает идею равенства людей на Руси.

Заметный след в истории социологической мысли оставил Иван Грозный (16 век), который писал под псевдонимом Парфения Юродивого. Среди его наследия выделим его переписку с Андреем Курбским. В период правления Ивана Грозного выходит 12-й томный сборник различных взглядов на социальные отношения людей, социальные организации. Каждый том включал от 1500 до 2000 листов большого формата написанных с 2-х сторон. По личному указанию Ивана Грозного издается 10-ти томная летопись становления Руси.

В 1551 г. выходит “Стоглав”. В каждой главе вопросы и ответы на них, которые регламентировали социальные отношения людей от семейных до государственных. В том же русле выходит “ Домострой”, где четко и однозначно регламентируется поведение мужа, жены, чада, раба и рабыни. В “Домострое” было и поучение Ивана Грозного в форме обращения к своему сыну Анфиму и т.д.

Можно выделить некоторые взгляды Ивана Грозного:

- он сторонник сословного неравенства;

- четко регламентирует поведение рабовладельца и раба;

- четко регламентирует поведение в семье (мужа, жены, чада);

- он приветствует неограниченную власть абсолютного монарха.

Вывод, таким образом, социально-философские взгляды мыслителей и государственных и политических деятелей Древнего мира и эпохи Средневековья явились основой для возникновения в дальнейшем самостоятельной области научного знания, получившей название "Социология".

 

III этап развития социологии связан с началом разложения феодализма и зарождением нового класса, новой социальной силы - буржуазии. Это так называемая эпоха Возрождения, эпоха становления и развития капитализма. Здесь, прежде всего, следует выделить такие имена как Макиавелли, Френсис Бекон, Верас, Томас Мор, Кампанелла и др.

Особое место в этот период занимают попытки создать социальную науку на основе механических и количественных методов Ньютоновской физики. Это связано с такими именами как Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Беркли, Монтескье, Бекон. Эти попытки в обобщенном виде вылились в понятие “социальная физика”.

Именно для этого периода характерно то обстоятельство, когда накопленное количество знаний ведет к новому качеству, к дифференциации наук, к выделению нового конкретного объекта и относительно самостоятельного предмета изучения. Эта группа объективных предпосылок, соединившись с реальными объективными общественными условиями и личностями, породила социологию как самостоятельную науку.

Какие же общественные условия потребовали появления социологической науки, ее институционализации?

1. Углубление экономических и политических противоречий капиталистического общества, обострение классовой борьбы.

2. Необходимость организации всей деятельности общества, его новых структур и отношений, потребность цельной теории общественного развития.

3. Проблема прибыли, форм и методов ее достижения.

4. Наличие в обществе различных социальных групп, в т.ч. среди самой буржуазии, а отсюда плюрализм теорий, схем и борьба между ними.

5. Растущее международное рабочее движение, возникновение новой философии марксизма, что представляло, реальную угрозу капиталу.

6. Необходимость совершенствования управления в новых условиях, ибо решать эти вопросы только традиционными административными, клерикальными, полицейскими средствами стало невозможно. Тогда буржуазия обращается к социологии.

Причем, обращается не только само государство, как выразитель в целом интересов буржуазии, но и отдельные фирмы, предприниматели.

Отсюда характерными основными чертами социологии с момента ее возникновения и по сегодняшний день являются:

а) апологетика существующего строя;

б) наличие множества школ, течений и направлений в ней;

в) частая смена ведущих взглядов, борьба между ними..

Впервые понятие "социология" возникло во Франции. Его предложил Огюст Конт (1798-1857), который некоторое время был секретарем и соавтором Сен-Симона (1760-1825), который занимался проблемами “социальной физики”.

Конт продолжил его учение и обосновал следующее:

1. С помощью науки можно обнаружить скрытые законы управления обществом. Он считал, что человечеству присущ прогресс - развитие знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая новая ступень в развитии знания - это наука более высокого порядка, которая включает в себя предыдущую. На основании этого он классифицировал науки и обосновывал их иерархию следующим образом (математика - астрономия - физика - химия - биология (впервые ввел этот термин в науку) - социология (тоже впервые).

2. Определил задачи социологии - изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать неизвестные причины. Обосновывать достоверность своих выводов на фактах в их связи, а не на философской интерпретации смысла истории, использовать общенаучные методы, а не философские. Его отрицательное отношение к философии объяснялось тем, что она:

а) не давала ответа на конкретные прагматические вопросы;

б) содержала в себе сразу несколько подходов к одной и той же проблеме и не могла служить орудием практической деятельности;

в) требовало длительного и всестороннего анализа явлений, проникновения в их сущность.

А время требовало положительного (позитивного) ответа на поставленные жизнью вопросы. Поэтому О. Конт вошел в историю и как основатель позитивизма, и его социология носила, прежде всего, позитивистский характер.

3. Обосновать вывод о том, что общество есть организм, имеющий свою систему, в которой ее части приобретают значение только тогда, когда связаны с целым. Только тогда происходит функционирование общества, когда есть статика, т.е. взаимосвязь между институтами общества. В то же время институты общества, как части живого организма, находятся в бесконечной динамике, в развитии.

Поэтому, важнейшая задача социологии, - изучение статики и динамики социального организма с целью своевременного обоснования и осуществления реформ, изменения социальной структуры общества во имя его развития.

4. Вывел закон трех стадий развития общества, через которые происходит эволюция социума, социальный прогресс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.