Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV этапразвития социологии связан с периодом монополизации капитализма




Конт открыл закон разделения и кооперации труда.

Социум (лат. – soсium - общее, совместное) - устойчивая социальная общность, имеющая единство условий жизнедеятельности людей, их отношений.

1-я-стадия развития общества - теологическая. На этой стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного.

2-я стадия - метафизическая. На этой стадии человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить с помощью философских абстракций: причина, сущность и т.д. Задача этой стадии критическая.

3-я стадия - позитивная или научная. На этой стадии человек отказывается от абстрактных понятий и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Социология, по взглядам Конта, - это вершина позитивного знания. Конт основоположник позитивной социологии.

Он отмечает, что благодаря этому появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние.

Но эти факты ведут и к разложению общества т.к. они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность.

6. О. Конт делит социологию на две части:

а) социальную статику, которая изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности.

б) социальная динамика; О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человека.

 

На этом этапе необходимо, прежде всего, выделить Эмиля Дюркгейма (1858-1917 гг.) - французского социолога, оказавшего большое влияние на развитие и институционализацию социологии во Франции.

В 1895 году он написал работу “Правила социологического метода”. Дюркгейм является основателем теории социологизма (теории социального факта), согласно которой социальные явления нельзя сводить к биологическим и психологическим явлениям, а только к социальным.

Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки:

1. Рассматривать социальные факты как вещи. Установление между двумя или множеством социальных факторов отношений причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

2. Систематически отмежевываться от всех врожденных идей. Социология должна быть свободна от идеологических и личностных пристрастий и всяких предрассудков.

3. Признание первенства целостности над составляющими его частями. Это означает, что источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида.

 

Определенный вклад в развитие социологии внес англичанин Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). Спенсер впервые ввел в оборот такие понятия в социологии, как система, функция, структура, институт. В его работах содержится немало плодотворных подходов к изучению общества. Один из них - выделение шести типов социальных институтов (промышленных, профессиональных, политических, церковных, обрядовых, домашних) и подробное рассмотрение их в развитии. Характеризуя этот процесс, Спенсер выделяет две его стороны - интеграцию и дифференциацию социальных институтов.

Вместе с тем, социологическая теория Спенсера основывается на двух положениях, заимствованных у Дарвина: понимании общества как организма и идее социальной эволюции. По существу, общество копирует и воспроизводит живой организм, из чего следует, что для него характерны биологические законы. Последние адаптируются Спенсером применительно к обществу. Так, дарвиновский закон борьбы за существование, выведенный для биологической среды, рассматривается в его социальном проявлении как законы классовой борьбы.

Существенный вклад в развитие социологии внес Макс Вебер (1864-1920)- немец. Вебер говорит о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признания необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания).

Социология - это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных - метод понимания и отнесения к ценностям (отнесение к ценности - это процедура и отбора, и организации эмпирического материала).

М. Вебер – автор теории социального действия, согласно которой существует 4 вида действий людей целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Из них только первые два являются осознанными и должны изучаться социологией.

Вебер формирует ряд принципов, на которых должно опираться социологическое знание:

1. Устранение из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Социология должна исходить из признания принципиального различия между теорией и действительностью.

2. Социология должна выяснять только причину свершившихся событий, воздерживаясь от научных прогнозов.

3. Социологическая теория не есть результат интеллектуального произвола, т.к. она подчиняется правилам формальной логикой и общечеловеческим ценностям.

4. В основе механизма интеллектуальной деятельности социолога лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.

Вебер различает понятия "ценностные суждения" и "отнесение к ценностям". Суждение всегда личностно и субъективно; отнесение к ценностям - это процедура отбора и организации эмпирического материала.

5. Изменение ценностных предпочтений социологов определяется “ интересами эпохи”, т.е. социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует.

 

Становление и развитие буржуазной социологии, ее институционализация шли в борьбе с социологией марксизма, которая играла и продолжала играть активную роль в понимании общественного развития.

Социология марксизма была закономерным историческим развитием, ответом на те объективные условия 19 века - века революции и классовых битв.

 

Основные моменты становления социологии марксизма:

1. Природа и общество развиваются в силу действия объективных законов. Но если в природе они действуют однозначно, то в обществе как тенденция и реализуются через практическую деятельность людей.

2. Человек, общество существует в 2-х сферах - материальной (ОБ) и духовной (ОС). Они находятся в диалектическом единстве, но ОБ порождает ОС. Причем ОС не является пассивным отражением ОБ, оно обладает относительной самостоятельностью, а отсюда активная роль, его возможности.

3. Общество - это сложный функционирующий социальный организм со своими элементами.

Ведущим, определяющим элементом является СП, который образует материально-техническую основу общества, его базис как совокупность ПО, надстройку, как совокупность идей, учреждении и отношений.

4. Общество находится в постоянном конфликте, т.к. люди не равны и, прежде всего, по отношению к средствам производства, к собственности. Частная собственность породила классы, госу­дарство и конфликты, носящие антагонистический характер, породила различие в ценностях, идеалах. Борьба классов, ценностей, идеалов ведет к развитию общества, его прогрессу. Социальный конфликт разрешается через социальную революцию. И так будет до тех пор пока не будет ликвидирована такая частная собственность, такая ее форма. которая позволяет эксплуатировать труд других людей.

5. Война - историческое явление, ее основной причиной является частная собственность.

6. Развитие общества может и должно регулироваться, носить определенный плановый характер, а для это оно должно изучаться социологией и прежде всего на 2-х взаимосвязанных уровнях - теоретическом и прикладном, эмпирическом.

Социология марксизма занимает значительное место в истории социологии. Поэтому она изучалась и изучается и сегодня на Западе. Так в учебнике американского социолога Н. Смэлзера “Социология” этот вопрос в прямой постановке рассматривается в 9,15 и 20 главах.

Вывод, таким образом, завершая рассмотрение вопроса, мы можем отметить, что социологическая мысль возникла с момента осознания человеком самого себя, своего бытия. Каждый ее основной этап (античный, средневековой, эпохи возрождения, капитализма) определялся развитием политической системы общества, совершенствованием производственных отношений, потребностями человека в системности и возможности влияния на общественное развитие.

И чем сложнее и противоречивее становилось общество, тем объективно больше росла самостоятельность и роль социологического знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.